Конспект по развитию речи, обучению грамоте « Буратино и азбука ».
Программное содержание:
Образовательные задачи :
Закрепление понятий : звук , слог , слово ,предложение, буква Систематизировать знания о гласных и согласных звуках.
Выполнять звуковой анализ слов, используя условные обозначения.
Закреплять навыки чтения.
Закреплять умение составлять предложение по схемам , определять количество слогов в слове.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать связанную речь , фонематический слух , внимание, мышление.
Повышать речевую активность у детей.
Развивать навыки контроля и самоконтроля .
Воспитательные задачи :
Воспитывать чувство ответственности, умение слушать товарища.
Воспитывать желание говорить правильно ,умение слушать ответ.
Оборудование :
Карта движений, колокольчик, игрушки ( черепаха, собака, кот, лиса, лягушка),азбука, сюжетные и предметные картинки, схемы предложений, маски зверей, картинки цветов и божьих коровок.
Методы и приемы :
Словесные :(вопросы , объяснения ).
Наглядные: ( картинки, схемы, показ артикуляции).
Игровые: (дидактические игры , игровые ситуации ).
Ход занятия.
В группу входит Буратино ( ребенок ). Ой , а куда это я попал? Что вы делаете в детском саду ? Интересно у вас. А я....А я... шаловливый ребенок. Папа Карло купил мне азбуку ,велел ходить в школу. Ребята ,а вы пойдете в школу ? Молодцы. Только я пока был у Карабаса Барабаса , у этой девчонки Мальвины все буквы и слова из азбуки растерял. Помогите собрать . Дуремар сказал: "Вот тебе карта , иди и ищи. Поможите ?
Рассматриваем карту и по стрелочкам на полу движемся в заданном направлении.
Синие стрелочки приводят детей вместе с Буратино к Мудрой Черепахе Тортилле.
Черепаха -Здравствуй , Буратино. Здравствуйте дети.
Буратино -Опять ты снова будешь учить.
Черепаха - Ребята , я знаю ,вы скоро пойдете в школу. Поздравляю вас !
Поэтому хочу , чтобы вы вместе с Буратино позанимались в моей лесной школе. Вас проверю и Буратино поможем. Согласны ? Надевайте маски зверей и торопитесь на урок.
Звенит звонок.
Буратино сиди ровно , как ребята. Слушайте задание.
«Цветные буквы и звуки».
На доске ромашки. На лепестках нарисованы буквы разных цветов (синие , красные ).
Что написано на листочках ? ( буквы )
Почему они разных цветов ? (гласные буквы обозначаем красным цветом , а согласные - синим ).
Давайте назовем гласные и согласные буквы.
А согласные звуки какими бывают ? ( звонкие , глухие , твердые ,мягкие )
Чем отличаются буквы от звуков ? ( буквы видим , читаем , пишем , а звуки слышим и произносим ).
А если поставить две буква рядом , что получится ? ( слог ) .
Тортилла показывает слог , дети читают и определяют какой согласный твердый или мягкий , звонкий или глухой.
Молодцы ребята, все знаете. Запомнил Буратино ? Вот тебе в подарок буквы, клади в свою азбуку.
Спасибо Тортилла, мы отправимся дальше.
Красные стрелочки приводят детей к Лисе Алисе.
Лиса – Привет Буратино ! Да ,ты , не один. Отгадайте загадку , выполните задание, отдам тебе твои буквы.
Отгадайте загадку:
Оно может быть тихим,
Оно может быть громким,
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым,
Оно может обидеть,
Оно может рассмешить,
Его можно сказать, а можно взять и написать. (слово)
Дети скажите, на какие части можно разделить слово? (слоги)
А кто из вас знает, как определить сколько в слове слогов (прохлопать)
Лиса – Учись , Буратино!
Дети давайте знакомиться. Я прохлопаю свое имя ,а вы свои.
Рада нашему знакомству. Сколько слогов в твоем имени Буратино ?. Хорошо, вот тебе твои буквы. Идите ищите другие.
Дети двигаются по зеленым стрелочкам, их встречает Артемон.
- Здравствуйте дети и Буратино . Рад встречи с вами. У меня есть для вас задание , выполнив его правильно , получите свои буквы.
Дети садятся за столы . На столе у каждого ребенка своя картинка и цветные кружочки(синие , зеленые , красные ) Нужно сделать звуковой анализ слов: (картинки хаотично повторяются )лес , лук , мак , мяч , нос ,кот.
Вызываю к доске и сверяем схему. Молодцы , справились с заданием.
Артемон – За это я с вами хочу поиграть .
Физкультминутка « Артемон ».
Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте )
Раз , два . Раз , два.
Дружно хлопаем в ладоши
Раз , два . Раз два.
Поднимаем ручки к солнышку и тучке
Вдоль дорожке теремок
Он не низок ,не высок ( ПРИСЕЛИ )
В нем живет Артемон
Быстро прячется в нем ( закрывают глаза ладошками ).
Артемон – Вот тебе , Буратино , буквы ,спешите дальше.
Зеленые стрелочки приводят детей к коту Базилио.
- Привет , Буратино ! Да , ты , не один. Заходите , я вас давно жду .Готовы выполнять мои задания , загадки ? Хоть я слеповат , но еще и хитроват. Слушайте.
-Из чего состоит наша речь ? ( из предложений )
- А предложение ? (из слов )
-Что вы видите у меня на листочке ? (схема предложений )
-Засуйте ручку в сундучок и возьмите схему. (2-3 человека )
Ребенок достает схему и составляет предложение по заданной картинке.
-Молодцы .Все справились. Буратино , запомнил ?! Получай свои последние буквы и отправляйтесь по белым стрелочкам в детский сад.
Буратино: « Спасибо вам дети .Моя азбука полная буквы все на месте. Я обязательно расскажу папе Карло о нашем путешествии .Где мы были…. Ой . . , у кого забыл ? Подскажите ? Дуринь , я , дуринь.
Дети перечисляют
_ Спасибо . До новых встреч в школе.