Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа по хореографии в системе дополнительного образования

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Массовое эстетическое воспитание школьников в системе Дополнительного Образования требует нового подхода к учебным программам, методикам обучения, которые должны быть рассчитаны на широкое приобщение детей к искусству танца.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программа рассчитана на 8 лет (для детей от 4 до14 лет), обучение имеет две ступени;

Первый этап «Подготовительный» (1-4 год об.) – предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца. Проучивание элементов русского танца и народного танца, знакомство с работой по развитию актёрского мастерства и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации, обучение музыкальной грамоте ,водится предмет акробатика, изучается Джаз-модерн танец. Этим этапом завершается базовое танцевальное обучение для некоторых категорий детей.

Дети, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить своё образование могут перейти на вторую ступень обучения.

Второй этап «Основной»(5-8-г. об.) предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определённые способности к танцу. Совершенствуя свои знания, умения и навыки, дети активно осваивают танцевальный репертуар, знакомятся с современными танцевальными направлениями, продолжают работу по развитию актёрского мастерства, осуществляет самостоятельные танцевальные постановки, используя спец литературу и видеоматериалы.

Образовательная цель программы:

приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы:

воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы:

Профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи 1 этапа:

Дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка.

Привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

Гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

Дать представление о танцевальном образе;

Развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

Воспитание культуры поведения и общения;

Подготовка танцевального репертуара на основе изученных танцев;

Развитие творческих способностей;

Воспитание умений работать в коллективе;

Развитие психически-познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение;

Организация здорового и содержательного досуга.

Задачи 2 этапа.

Более глубокое изучение основ танцевального искусства;

Дальнейшее гармоничное развитие танцевальных и музыкальных способностей;

Самостоятельная работа детей в постановке танцевальных композиций, в подборе танцевального репертуара и музыкальном сопровождения;

Формирование осмысленного отношения к танцу и способности самостоятельно оценивать хореографическое произведение;

-Пропаганда танцевального искусства, развитие концертной деятельности;

-Совершенствование технического мастерства и оптимизма;

-Совершенствование физических, моральных и волевых качеств у детей;

-Закрепление теоретических знаний программного материала;

-Развитие психически-познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Для выполнения этих задач необходимо выделить основные этапы их реализации:

1 этап «Подготовительный» (1-2 год об.)

2 этап «Погружение» (3-4 год об.)

3 этап «Развивающий» (5-6 год об.)

4 этап «Основной» (7-8 год об.)

Перечисленные этапы обучения не ограничены временными рамками, они плавно переходят один в другой и зависят от возраста детей данной группы и степени их подготовки.

Обучение имеет две ступени. Первые четыре года обучения являются базовыми, они позволяют заложить основы танца. Занятия проводятся 2 раза в неделю по1/2 часа.

Последующие четыре года дают учащимся студии возможность раскрыться в полную силу; развивается и совершенствуется танцевальная техника и актёрское мастерство. Занятия проводятся 1/3раза в неделю по 1/2 часа.

Учебные группы комплектуются

1 этап (1-4 год об., 15-20 чел, 4-8лет)

2 этап (5-8 год об., 10-15 чел.,8-14лет).

Данная программа рассчитана на восемь лет обучения. Продолжительность занятий на 1-2, этапах по1/ 2 часа 2 раза в неделю, на 3-4 этапе по 1/2 часа 1/3 раза в неделю. Кроме этого со второго этапа предусматривается дополнительное время по работе ансамбля (факультатив): на 2-3 этапах по 1/2 часа в неделю, на 3-4 этапе по 1/3 часа в неделю.

Учебные группы комплектуются:

1 этап (подготовительный), 1-2 год обучения- 15-20 человек,4-6 лет.

2 этап (погружение), 3-4 год обучения -10- 15человек,6-8лет.

3 этап (развивающий), 5-6 год обучения-10-15 человек,8-10лет.

4 этап (основной), 7-8 год обучения -10-15 человек,10-14 лет.

Часы, предусмотренные по разделу "Факультатив" планируются для постановки танцевальных номеров со второго этапа обучения, и являются одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе, позволяющим учащимся в процессе работы над танцевальным репертуаром творчески осмысливать и использовать полученные знания и навыки.

На первом занятии решаются организационные вопросы: выбор старосты и актива группы из 3-4 человек, составление графика дежурства на занятиях. Руководитель заводит журнал посещаемости, разрабатывает график работы студии и согласовывает его с администраций учебного заведения, при котором существует студия.

Условия работы и техника безопасности. Одно из важнейших требований соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и правил пожарной безопасности. Руководитель обязан постоянно знакомить детей с правилами по Техники безопасности при работе с гимнастическими предметами (скакалки, обручи, мячи), с ковриками, заботиться о чистоте в танцевальном зале, следить за внешним видом детей и формой одежды для занятий, соответственно требованиям.

Оснащение. Для работы студии необходимо:

светлый просторный зал, оснащенный зеркалами, хореографическим станком, техническими средствами:(магнитофон и проигрыватель или муз. центр);две раздевалки: для мальчиков и девочек;

шкафы для хранения гимнастических предметов, ковриков ,необходимого реквизита для занятий, методической литературы, учебных тетрадей и др.

при возможности необходимо приобрести видеоаппаратуру: телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру, видеокассеты для записи и просмотра материала.

гимнастические предметы: скакалки, обручи, мячи среднего размера;

реквизит : сапоги для мальчиков, платочки для девочек ,головные уборы и др.(по усмотрению руководителя);

коврики учащиеся приносят лично.

кассеты, аудиокассеты, компакт диски для записи фонограммы и танцевальных номеров;

пошив сценических костюмов к постановочным номерам, концертная обувь;

баян или аккордеон, фортепиано для аккомпаниатора;

методическая литература хореографического содержания: книги, сборники, журналы, методички, разработки и т.д.

репетиционная форма (лично): гимнастическое трико, лосины, балетные тапочки, чешки),танцевальные туфли; для мальчиков можно шорты и футболки.

Необходимо четко спланировать работу каждого занятия, помня о соотношении времени теоретической части и практической деятельности. беседы должны занимать примерно 10 минут. В ходе беседы предусматривается также анализ результатов деятельности детей, обсуждение последовательности изучения движений и упражнений. Календарно- тематический план работы составления на год, обсуждения с детьми на организационном занятии и утверждается администрацией.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

В соответствии с особенностями каждой возрастной группы детей используются различные формы и методы на занятиях.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами (музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве) и часы ансамблевых занятий с детьми (факультатив).

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов. С детьми старшей и средней группы проводятся беседы- диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях. Кроме этого ребята старшей группы самостоятельно готовят сообщения на заданную тему, оформляют фотоальбом, составляют эскизы костюмов к творческим постановкам.

Со всеми возрастными группами детей планируются творческие встречи с другими танцевальными коллективами, посещение концертов, просмотр видеозаписей известных балетов, творческих концертов.

Различные танцевальные конкурсы и активная концертная деятельность помогают доводить работу до желаемого результата, фиксировать результат, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других. Дети должны активно включаться в организацию концертной деятельности: подготовка танцевального репертуара, костюмов к танцам.

Старшие танцоры могут выступать в роли репетиторов в младших

группах, что способствует не только общению, но и дает возможность для развития моральных и волевых качеств детей, позволяет старшим детям попробовать себя в роли руководителя.

Новый учебный год начинается с посвящения в юные танцоры, которые организуют ребята- выпускники. На этом празднике малыши дают клятву верности танцевальному искусству, проходят творческие испытания в игровой форме, а старшие танцоры-мастера дарят новичкам эмблемы-символы "Юный танцор" и свои танцы.

В конце года проводится праздник творческого мастерства, на котором ребята выпускных групп защищают свои самостоятельные творческие постановки, рассказывают о своей работе. Такие творческие работы становятся основным делом на последнем этапе обучения в студии. Педагог выступает в роли консультанта.

Программой обучения предусматривается ведение тетрадей, в которых дети записывают музыкальные и танцевальные термины, изучаемые танце вальные жанры названия балетов, имена известных исполнителей, слушаемую музыку и другую необходимую информацию.

Хорошей традицией является праздник, посвященный выпуску кружковцев, на котором вручаются свидетельства об обучении. На празднике присутствуют все группы, родители, гости. Организуется концертная программа, вручаются подарки выпускникам, а выпускники дарят свои памятные сувениры.

Предусматривается возможность организации подготовительных групп, а также учебных групп для же лающих продолжить занятия после окончания основного срока обучения.

В подготовительных группах рекомендуется изучение предметов "Ритмика и танец", "Творческая деятельность" по 1 часу в неделю.

В группах желающих продолжить занятия после основного срока обучения, могут изучаться следующие предметы:

- классический танец;

- народно-сценический танец;

- современный танец, каждый по 1/2 часа в неделю.

Количество часов на каждом этапе:

Первый этап «Подготовительный»:

Занятия проходят 1/2 раза в неделю по 1 часу.

Второй этап «Погружение»:

1/3 раза в неделю по 1 часу, 1 час один раз в неделю факультатив.

Третий этап «Развитие»:

1/3 раза в неделю по 1/2 часа, 1/2 часа один раз в неделю факультатив.

Четвёртый этап «Основной»:

1/3 раза в неделю по 1/2 часа,1/2 часа один раз в неделю факультатив.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизации дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательности в отношении занятий, формирование интереса в овладении танце вальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе ,ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений. Приемы наглядности:

- прослушивание музыкальных произведений,

- словесный разбор средств музыкальной выразительности,

- демонстрация ритмических упражнений и танцевальных движений,

- изучение схем, рисунков, наглядных пособий и др.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к не известному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы – развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Материал программы включает следующие разделы:

Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

Танцевальная азбука.

Танец: (народный, классический, русский, современный.)

Творческая деятельность.

Танцевальная импровизация.

Воспитательно-познавательные мероприятия.

Факультатив (ансамбль).

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

РАЗДЕЛ «РИТМИКА И ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отс6юда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;

Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально – ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально – слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

В программу первого периода вводится Экотанцпластика. Представленные в ней невербальные игровые технологии призваны активизировать творческие способности ребенка по созданию экопластических образов. Творчество ребенка, отражающее тему природы в эмоциональном движении. В содержание программы входят следующие методики: пластические, музыкально–пластические этюды, прослушивание музыкального материала с эмоционально–пластическим прочтением, создание танцевального образа посредством танцевальных движений, массовые и сценические экохореографические постановки, темы интегрированных занятий. Методики ориентированы на психологические особенности ребенка.

Раздел «Ритмика» включает занятия логоритмики, которая помогает развить: статическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус, речевое дыхание и голос, артикуляцию и дикцию, формирование двигательной памяти, слуховое внимание, выработать четкую координацию движений во взаимосвязи с речью.

РАЗДЕЛ « ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЗБУКА»

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народного (русского), современного танца и акробатики (элементы спортивной гимнастики). Занятия состоят из упражнения у станка и на середине зала:

Экзерсис,

Прыжки.

Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Предмет партерная гимнастика – это своего рода подготовительный этап к освоению классического танца. Упражнения на полу, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей:

-повысить подвижность суставов;

-улучшить эластичность мышц и связок;

-нарастить силу мышц.

Упражнения на полу способствуют выработке выворотности ног, эластичности стоп и развитию гибкости, исправлению некоторых недостатков в корпусе и ногах.

Чтобы танцевать народно-стилизованный танец, для начала нужно изучить простейшие элементы русского танца.

Изучение современного танца проводится на 2-4 этапах обучения. 2-3 этап (отдельные элементы и приемы Джаз-модерн ) Сontemporary танцевальные движения и комбинации и элементы Power йога на 3-4 этапе.

На втором этапе учащиеся знакомятся с отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения Джаз-модерн танца.

Предмет акробатика на втором этапе водится как комплекс упражнений спортивной гимнастики. Главной задачей этого предмета является гибкость и выносливость детей.

При изучении предметов в разделе «Танцевальная азбука» необходимо разложить движения на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

РАЗДЕЛ «ТАНЕЦ»

Этот раздел включает изучение, народно-стилизованных, современных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и характер танца.

Современный танец

В программный материал по изучению современного танца входит:

-овладение основными движениями и законами танцевальных систем изучаемых направлений,

-выработка необходимых качеств, такие как координация, чувства ритма, свобода тела,

- ориентация в сценическом пространстве.

- изучение танцевальной техники, современного танцевального искусства.

Сначала осваивается техника Джаз-модерн танца, на втором этапе.

Занятия по джаз-модерн строятся по схеме:

- разогрев (в том числе растяжка);

- изоляция и координация (в том числе и комбинации);

- перемещение в пространстве (шаги, комбинации шагов, вращения);

- прыжки (комбинации);

- собственно комбинации из разных элементов.

После того как учащийся освоил технику Джаз-модерн, добавляется техника Сontemporary и Power йога, на третьем этапе и продолжается до конца четвёртого этапа.

Занятия Contemporary Dance могут проходить по разным схемам: это и работа с дыханием, разного рода упражнения для постановки корпуса, на раскрепощение суставов, на установление баланса.

Структура урока современного танца Contemporary Dance:

Занятия Contemporary  начинаются с упражнений, цель которых - найти правильное расположение тела в пространстве посредством дыхания и расслабления внешних мышц, найти связь между костной структурой и внутренними мышцами.

Существенная часть класса проходит в партере (на полу), что позволяет почувствовать гравитацию и научиться использовать её в танце.

В ходе урока постепенно переходят от работы в партере до динамических продвижений и танцевальных связок, используя многообразный спектр танцевальных элементов.

Power йога

Последовательность: состоит из блоков упражнений йоги, включающих в себя динамическую нагрузку, чередующуюся с расслаблением и растягиванием мышц, подвергающихся нагрузке. Все упражнения и блоки связаны в одну непрерывную последовательность.

Основная цель - это укрепление мышц тела, увеличение выносливости, повышение качества повседневной практики.

Растягивание мышц после нагрузки обеспечивает обильный приток крови к мышечным волокнам, что способствует увеличению эффекта от выполняемых упражнений. Они улучшают приток кислорода к тканям тела.

За счет того, что у каждого из упражнений есть несколько вариантов сложности, данная практика подходит как для разного возраста детей.

Акробатика.

Такой предмет как акробатика позволяет учащимся быть здоровыми и подтянутыми. Недостаток движения, обусловленный современным образом жизни, успешно восполняется занятиями акробатикой, призванной развивать пластику движений и оздоравливать организм, делая его сильнее и выносливее. В программу занятий входят: растяжка, поддержки и прыжковые элементы.

Акробатика помогает танцорам в координации, выразительности движений, а рисунок танца усложняется и украшается добавлением в него акробатических трюков. Важно, чтобы акробатические элементы не выглядели сложными и инородными трюками в танце, а гармонично сливались в ярком и эмоциональном действе. Чтобы перекаты в модерне, поддержки  в классическом танце, всевозможные производные элементы акробатики в брейк дансе и хип-хопе исполнялись легко и непринужденно, акробатике необходимо уделять должное внимание, оттачивая технику, и добиваясь совершенства в исполнении.

Как известно, дети не боятся кувыркаться, прыгать с высоты, стоять на голове, у них нет чувства страха. Поэтому, очень важно ещё в раннем возрасте не вселить страх перед занятиями акробатикой и гимнастикой, не разрушить веру в своё тело, а помочь его укрепить и ещё больше развить. Необходимо не забывать о сохранении здоровья во время уроков акробатики. Техничность элементов достигается дроблением трюка на составные части. Из простых и лёгких упражнений, которые ребёнок доводит до автоматизма, складываются всё более и более сложные элементы.

При всей физической сложности акробатика и партерная гимнастика представляют собой творческий и увлекательный процесс. Для постановки ярких танцевальных и театральных номеров на уроках акробатики уделяется внимание изучению оригинальных жанров, таких как: жонглирование, основы баланса, владение предметами (гимнастическая палка, скакалка, хула-хуп, вращение платков, баланс).

В задачи курса основ акробатики и партерной гимнастики входит:

развитие силы и гибкости;

изучение акробатических прыжков (кульбиты, колеса, перевороты, фляк, сальто);

изучение парных упражнений;

изучение поддержек;

групповые пирамиды;

растяжка.

Комплекс этих упражнений приводит к нормализации веса, формированию красивой осанки, плавной походки, гибкости и ловкости, а значит, уверенности в своих движениях.

Акробатические упражнения.

Программа по развитию силы, гибкости и выносливости включает в себя следующие виды акробатических элементов: берёзка, мостик, кувырок (кульбит), упражнения на развитие пресса, шпагаты, стойки на голове, стойки на руках, перевороты, махи ногами и руками, отжимания, поддержки, прыжки через скакалку и др.

Пластика.

Пластика движений приобретается, если постоянно заниматься упражнениями, направленными на развитие гибкости. В качестве таких упражнений в гимнастике используются: шпагаты, акробатический мостик, различные наклоны, махи и т.д. Комплекс упражнений на развитие гибкости, который проходят наши учащиеся, позволяет им быть в хорошей физической форме, исполнять сложные танцевальные элементы, а в жизни быть раскованными и пластичными.

Поддержки.

Одним из самых сложных элементов в акробатике являются поддержки. Для грамотного выполнения поддержек необходима слаженность действий партнёров, сила и выносливость. чёткая координация действий. Обучение поддержкам развивает основные физические качества человека позволяет научиться распределять вес, силу, поддерживать себя в хорошей физической форме.

РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия. Использование игр помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения более занимательным для ребенка.

Игры с родителями помогают сблизить ребёнка, и его творчество со своими близкими.

При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я - учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.

Игра-ситуация необходима для адекватного реагирования ребёнка на чрезвычайной ситуации.

Кроме этого в содержание раздела входят упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

Танцевальный тренинг– это направление в психологии, которое объединяет работу с телом, движениями и эмоциями  и   воспринимает тело как зеркало души, а движение – это выражение «Я» человека.

Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.

РАЗДЕЛ « ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

Часы общения предназначены для повышения познавательного уровня учащихся, развивают и обогащают умственный кругозор. Продолжительность часов общения зависит от выбранного метода и тематической направленности. Формы проведения часов общения могут быть различны: беседы по этикету, по истории развития хореографии, сообщения о новостях в мире искусства, собрания по решению текущих проблем, дискуссии, тесты, тренинги общения, уверенности в себе, на снятие агрессии, на адаптацию к реальной жизни, по профориентации. Такие тренинги проводятся с использованием аудио кассет, коммуникативно-психологических игр, рисунков, ролевых и деловых игр, игры – тесты.

В мероприятия воспитательного характера также входят подготовка и проведение праздников, творческие встречи с другими творческими коллективами, посещение концертов, театров.

РАЗДЕЛ «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ»

Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация – сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

Начиная со второго этапа обучения с детьми проводятся занятия по актёрскому мастерству : изучаются приёмы и упражнения, позволяющие развить исполнительское мастерство. В этот период обучения у детей уже заложен фундамент хореографической подготовки, они активно участвуют в постановочной и концертной деятельности. И для того, чтобы дети научились наиболее ярко и эмоционально передавать хореографические образы, необходимо развивать у них актёрские способности. Широко используется технология игрового обучения. Развитие творческих способностей у ребенка реализуется по средствам погружения в ролевые игры, сочинительство фантазирование, импровизацию, что значительно активизирует сам процесс художественно-творческого развития детей

Пантомима – это выражение эмоций при помощи тела и невербальных сигналов. Это игра без использования слов. 

РАЗДЕЛ «ФАКУЛЬТАТИВ» (ансамбль)

Постановка танца является итогом деятельности детей на определённом этапе. В процессе создания танцевальной композиции учитываются индивидуальные особенности и склонности детей, их способности выполнять те или иные сложные танцевальные элементы. Всем этим определяется выбор музыкального произведения для будущих композиций. Темы для постановочной работы должны вызывать интерес у детей. В работе используется метод сотрудничества учащегося и педагога. Дети проявляют свой стиль исполнения, окрашивающий танец в свои тона. Хореографический образ всегда обогащается самовыражением творческой личности. Для достижения успеха в постановочной работе необходимо помнить, что синтез выразительных средств, музыка, пластика, оформление номера должны сливаться на уровне исполнительского мастерства. Логическим завершением постановочной работы на четвёртом этапе является создание самостоятельной творческой постановки – танцевальной композиции.

Наиболее сложным и интересным вопросом в этой работе с детьми является организация познавательной деятельности, направленной на развитие их интеллекта: знакомство с образами художественной литературы, изучение исторических и национальных костюмов, просмотр видеозаписей с выступлением детей других танцевальных коллективов, посещение концертов, выставок и т.д.

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в студии:

вводная часть подготовительная часть основная часть заключительная часть .

В вводную часть входит организационный момент (построение, поклон) и сообщение темы занятия (3-5 мин).

Подготовительная часть включает упражнения разминки для разогрева (5-7 мин).

Основная часть содержит учебно-тренировочные занятия, изучение танцевальных этюдов и композиций и постановок, выполнение творческих заданий и импровизаций.

В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (5-10) минут. На основную часть занятия на первом этапе отводится 40 минут, на 2 и 3 этапах – 60 минут, на 4 этапе –1/ 2 часа.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КУРСЕ ХОРЕОГРАФИИ

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова - универсальный метод обучения.

С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

- Рассказ,

- Беседа,

- Обсуждение,

-Объяснение,

- Словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения в студии хореографии, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально – ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ К КОНЦУ 1 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Ритмика:

Исполнять движения в характере музыки:

- Быстро, медленно, плавно, резко, весело, грустно;

- Чёткое переключение от одного движения к другому;

- Формирование двигательной памяти;

- Развитое слуховое внимание и зрительную память;

- Выработка координации движений в взаимосвязью с речью.

2.Постановка танца (понятия: музыкально, выразительно, синхронно); (музыкально, красиво, эмоционально, выразительно)

- В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить : танцевальную комбинацию на подскоках, детских бальных танцев, танцевальную композицию, построенную на изученных стихотворениях.

- В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: русские танцы с использованием элементов хоровода ,простые танцевальные комбинации.

3.Творческая деятельность:

- Взаимодействие с другими детьми;

- Взаимодействие с родителями;

- Раскрытие творческих способностей;

- Развитие организованности и самостоятельности.

- Уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

- Выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ НА 2 ЭТАПЕ

1. Ритмика:

- Уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

- Чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

- Уметь тактировать руками размеры 2/4, ¾, 4/4;

- Отмечать в движении сильную долю такта;

- Отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

- Иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;

- Иметь навыки актёрской выразительности;

- Распознать характер танцевальной музыки;

- Иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковой высотности;

- Иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско.

- Уметь исполнить движение на мелодию с затактовым построением на различные виды синкоп и (переменный счет);

- Знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;

- Уметь передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок, акцентировать шаг на первую долю;

- Различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

- Слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

2. Танцевальная азбука:

- Знать позиции ног и рук классического танца, народно – сценического и современного танца;

- Усвоить правила постановки корпуса;

- Уметь исполнять основные упражнения у станка и на середине зала;

- Знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;

- Знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания , шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;

- Освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;

- Иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;

- Знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;

- Знать положения и позы ног и рук в народно – сценическом танце;

- Знать положения стопы, колена, бедра – открытое, закрытое;

- Уметь исполнять простейшие дроби русского танца;

- Уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) – вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка;

- Знать позиции рук (I, II открытая, II закрытая, подготовительная перед III, III открытая, III закрытая) и позиций ног (I свободная, I параллельная, II свободная, II параллельная, III свободная, IV свободная, V свободная, VI) современного танца;

- Знать положения корпуса.(Contraction, Flat back, High release, Side stretch)

- Знание прыжков (трамплинные, поджатые назад, поджатые вперёд, разножка)

- Знание комплексных упражнений на растяжку;

3.Постановка танца

В конце 2-го этапа обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на изученных характерных элементах и движениях народно-стилизованного танца и современного детского танца.

4.Творческая деятельность:

- Показать свою индивидуальность;

- Развитие организованности и самостоятельности;

- Развить познавательную активность.

5.Танцевальная импровизация

- Научиться импровизировать на заданную музыку;

- Развить творческие способности.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ НА 3 ЭТАПЕ.

Танец

- Закрепляются основные навыки музыкальной и танцевальной азбуки.

- Знать танцевальные термины классического и народного, современного танца

- Знать рисунок положений и уровней рук и ног, большой и маленькой позиции рук, позы классического танца.

- Уметь исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы.

- Уметь исполнять танцевальные комбинации экзерсиса у станка. (demi – plie, battement tendu, battement tendu jeterond de jambe per terre, grand battement) в современном танце (Джаз-модерн).

- Знать и уметь исполнять комплекс Power-йога.

- Познакомиться с техникой Contemporary.

Постановка танца

-Создается танцевальный репертуар из народного танца, тематические номера, сольные партии.

-Уметь исполнять танцы: музыкально, грамотно, эмоционально;

-Иметь навык правильности и чистоты исполнения, устойчивости, координации, выразительности и танцевальности.

Танцевальная импровизация

- Уметь импровизировать музыкальные произведения в движении;

- Умение общаться через движения;

- Научиться наиболее ярко и эмоционально передавать хореографические образы.

Творческая деятельность.

-Знать нормы сценической культуры поведения и общения.

-Развитие творческого потенциала в процессе обучения.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ НА 4 ЭТАПЕ.

Танец

1. Свободное владение музыкальными и танцевальными терминами.

Уметь исполнять развернутые танцевальные комбинации в экзерсисе у станка и на середине зала.

Освоить навык технического исполнения туров, больших прыжков.

Иметь устойчивый навык чистоты, свободы и выразительности исполнения сложных сочетаний движений.

Знание современной пластики.

Постановка танца

Уметь исполнять танцы: грамотно, музыкально, артистично: свободные композиции и современные танцы; народные танцы - (по усмотрению педагога).

Знать специфику музыкально-хореографического профессионального искусства.

Развитие творческого потенциала в творческой постановке.

Иметь свой танцевальный репертуар.

Танцевальная импровизация

Умение импровизировать.

Уметь играть на сцене заданную роль.

Умение показывать эмоции с помощью движения.

Уметь создавать и передавать танцевальный образ с помощью средств музыкальной выразительности.

Творческая деятельность

Уметь самостоятельно оценить хореографическое произведение.

Иметь представление о содержательности и благородстве манер.

Помощь младшим.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области