Н.А. Подобед,
учитель начальных классов
МАОУ «Подберезская СОШ»
Новгородского района .
По данным последних исследований,
способность понимать тексты,
критически оценивать представленную информацию
формулировать гипотезы и выводы
демонстрирует только 2 % российских учащихся.
Работая с детьми в начальной школе сталкиваемся с проблемой — почему ребёнок плохо читает?
В первом классе сложности начинаются на этапе изучения букв. Например, иногда ребенка заставляют зубрить весь алфавит по порядку. Причём он запоминает именно названия букв « бэ», «вэ». «гэ», а не звуки. Но чтобы ребёнок начал читать, сначала его нужно научить слушать и произносить звуки.
В период обучении грамоте начинается знакомство с гласными звуками, затем осваивают
несколько самых распространенных согласных- « м», «п». Начинается переход к соединению звуков в слоги и простые для чтения слова: « папа», « мама».Для большей заинтересованности его можно взять звуки, с которых начинается имя ребенка или предметы, которые окружают его.
Если ребёнка знакомить только с буквами, то он не сможет соединить их в слоги и произнести, возникает побуквенное чтение: « эм»+«а»+ «эм»+« а». Такие же трудности возникают у детей и на этапе соединения слогов в слова- послоговое чтение. Основной причиной является неразвитость фонематического слуха, то есть способности узнавать и понимать звуки речи. Помогут исправить данную ситуацию упражнения на пропевание гласных, игровые упражнения со слоговыми таблицами.
Не маловажной проблемой является перестановка слогов, неправильное их чтение. Ребёнок может их путать. Необходимо в данном случае отрабатывать навык слияния слогов, использовать слоговые таблицы, как с открытыми ( согласный+ гласный), так и с закрытыми слогами ( гласный+ согласный).
Ребёнок может заменять буквы при чтении. Чаще всего путают буквы с похожим написанием или произношением: « б» и « в», « б» и « д» и прочитать могут по- разному. Можно включить упражнения, которые нацелены на анализ формы буквы: на что похожа, во что можно превратить. Попросить ребёнка назвать слова, начинающиеся на эту букву( звук).
Следующая проблема состоит в том, что ребёнок и в некоторых случаях и взрослый, не видит слова целиком и начинают придумывать окончания. Это происходит, когда слова длинные. Срабатывает смысловая догадка. В этом случае нужно расширять поле зрения. Положительные результаты в ликвидации данной проблемы даст таблица с цифрами Шульте. Можно предложить ребятам поиграть в «прятки». Листом бумаги закрывать или открывать слоги, слова, столбики слогов или слов, отрывки текста, а ребёнок за 1-2 секунды должен увидеть слово целиком, понять и правильно его произнести.
Но из-за того, что времени даётся очень мало, то желательно начать с коротких слов, которые состоят из трёх- четырёх букв, и только потом увеличиваем количество букв в словах.
Возможно встретиться и с орфографическим чтением. Это связано с тем, что ребёнка не научили правильно произносить звуки и узнавать буквы, слова. Как рекомендуется в методике Глена Домана показываем карточку с картинкой и подписью : зимний пейзаж и слово « мороз». У ребенка должно сложиться чёткое представление, образ слова.
Работа со скороговорками необходима если ребёнок не может прочитать длинное слово целиком и начинает читать его по слогам. Они помогут научить максимально быстро и чисто проговаривать слова. Особенно на это нужно обратить внимание тем педагогам , у которых есть дети с нарушением речи. А количество таких детей год от года увеличивается.
Двойное чтение мешает ребенку читать быстро. В этом случае учащемуся, чтобы понять слово, нужно дважды его прочитать, причём это может быть чтение про себя, вслух, или шёпотом. Причина тут находится в боязни ошибиться, в неуверенности в себе. Здесь может понадобиться психологическая помощь. Можно предложить ребёнку читать с зажатым в зубах предметом, например колпачком от ручки или палочкой от чупа- чупса. Это помешает проговаривать слова при чтении.
Очень часть ребёнок теряет строчки или пропускает слова. Основной причиной данной проблемы является невнимательность. В возрасте 6-7 лет недостаточно развито произвольное внимание, концентрация возможна лишь на 5- 10 минут. Поэтому урок обучения грамоте планируешь таким образом, чтобы менялись виды деятельности. Очень хорошо помогают упражнения с быстрой фиксацией слогов и слов, то есть приём « шторка». Лист бумаги закрывает слова, не даёт вернуться к прочитанному и помогает удерживать внимание на определённой части текста.
Ещё одна сложная проблема, которая мешает научиться быстрому чтению- регрессия, или возвратное чтение. Большинство людей, а именно около 60% теряют на возвратное чтение. Это связано или с невнимательностью, или с непониманием текста. Необходимо учителю тренировать внимание с помощью приёма «шторка», а также усиленно работать над смысловой составляющей текста.
Низкий уровень восприятия текста ребенком оказывает сложности при формировании навыка чтения. Одна из них- это маленький словарный запас. Поэтому начиная с первого класса мы ведем словари, в которые записываем новые слова, а устно даём им толкование.
Для овладения осознанным, быстрым чтением важно иметь представление о простейшем звукобуквенном анализе. Если ребёнку не объясняли, что кроме букв есть ещё и разные звуки, он не сможет проводить анализ и синтез словесного ряда, ведь именно в этом и заключается навык чтения.
Современные дети не умеют читать про себя. Ведь мы сами заставляем ребёнка и дома, и в школе читать вслух. А ведь именно при чтении про себя качество, уровень понимания намного выше.
Трудности в пространственном ориентировании мешают увеличить скорость чтения. На самом деле нужно не совершенствовать собственно навык чтения, а просто потренироваться в определении направления верх- низ, право- лево, а также развивать внимание.
Непоставленное речевое дыхание- серьёзное препятствие для быстрого и выразительного чтения вслух и мозг может испытывать кислородное голодание. В результате человек быстро устаёт, сознание становится не чётким , и информация не усваивается. Правильное дыхание позволяет расслабиться, и чтение уже не кажется трудной работой.
Не менее важна правильная осанка. Просто выпрямив спину и подняв голову, можно значительно увеличить скорость чтения. Зажатость и перекошенность не только мешают правильно дышать, но и нарушают кровообращение, приводят к физическому и умственному напряжению. А любое напряжение блокирует нашу память.
Здесь же следует обратить внимание и на угол наклона книги. Не случайно у детей имеются подставки для книг. Если книга лежит на столе, то ребёнок не видит текст целиком. Ему приходится наклоняться над книгой, чтобы расширить поле зрения. В результате- напряжение, неправильное дыхание, усталость, снижение внимания и чёткости восприятия.
Нужно уметь расслаблять не только спину и плечи, но и глаза. Многие педагоги замечают, что дети на первых уроках совершенно не моргают, читая текст. Но это очень важно, так как расслабляет глаза и помогает расширить поле зрения. Без моргания повысить скорость чтения невозможно. На занятиях обязательно делаем гимнастику для глаз.
Хочу сделать вывод, что чтение - очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. Я изложила основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование этого навыка.