Тип проекта: познавательно-речевой
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Интеграция областей:речевое,социально-коммуникативное,художественно-эстетическое,познавательное развитие, физическое
ГИПОТЕЗА:
Умение одевать людей – древнее ремесло. Во все времена были уважаемыми профессии швеи и портнихи.
Актуальность:
Профессия швеи сейчас очень востребована, для них найдется работа на фабриках ,в ателье и при индивидуальном пошиве. Работники этой специальности могут шить не только одежду, но также кожаные изделия, украшения, автомобильные чехлы и многие другие вещи. Платья, пальто, брюки, сумки, шубы и дубленки – это все труд швей.
Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель: расширение знаний детей о профессии швея, портниха через все виды детской деятельности
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать у детей элементарные представления о профессии швея
Развивающие:
2.Развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику.
3.Формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные:
4.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Предполагаемый результат :
- Сформированная база знаний у детей о профессии швея.
-Развитие умения рассуждать, наблюдать.
-Развитие речи у детей, активного словаря.
-Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (организациоонный) этап:
•Определение темы проекта;
•Формулировка цели и определение задач;
•Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями.
•Подбор материалов по теме проекта
Подбор наглядных материалов: фото и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о профессии швея, игрушек;
Кастинг на роль героев сказки: заяц, мышки, кошка, собака, ёж, белки, лиса;
Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок, по теме проекта ,заучивание слов сказки»Заяц портной»;
Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта;
Материалы для изготовления творческих работ по теме проекта(картинки, трафареты, краски, пластилин и т. п.
Составление плана основного этапа проекта
2.Основной этап:
Планируемая деятельность по образовательным областям:
Познавательное развитие
- Беседы, рассказы воспитателя: «Профессия швеи, портнихи», «Профессии наших родителей», «Кем ты хочешь быть?»;
- НОД «Знакомство с профессией швея»;
- Просмотр видеофильма «В мире профессий»,»Профессия швея»;
- Экскурсия в кастелянную детского сада, в мастерские индустриального техникума;
- Рассматривание иллюстраций , предметов и инструментов, предметных картинок по теме «Одежда»,журналов мод, различных тканей, гербариев «Растения»;
-Дидактические игры:»Профессии»,»Кому что нужно для работы»,»Кем быть»,лото»Все профессии важны», »Что лишнее», »Что сначала, что потом».
Речевое развитие
- Дидактические игры: »Подскажи словечко»,»Чего не хватает»,»Назови профессию»,»Что делают этим предметом»,»Профессии от А до Я»,»Угадай по описанию»,»Узнай и назови одежду»,»Собери чемодан»
- Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен
- Чтение художественной литературы:Маяковский «Кем быть?», М.Ю.Картушинасказка «Заяц портной», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,«Какого цвета ремесла»,Ф.Макдональд»Одежда и украшение»,»Перчатки»
-Сюжетно-ролевые игры: «Ателье»,»Показ мод»
- Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты», «Кем быть».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«Расписные ткани»,
»Сказочное платье для Золушки»,
«Перчатки »,»Пелеринка для кошки»
Аппликация /конструирование
«Журнал мод»
«Примерим одежду на манекене»
Лепка
«Швея за работой»
Физическое развитие
- Пальчиковая игра»Эти пальчики гуляют»;
-Физкультминутка:»Мастера пустили в дело»;
-Гимнастика для глаз;
-Релаксация – игра «Удивительное»
Музыкальное развитие:
Ритмические упражнения «Лиса-хитрая плутовка»,»Заяц»,»Собака»,»Белка»,Еж»,»Кошка»;вокальноеисполнение,беседа о театре
Работа с родителями
Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе(изготовление костюмов и атрибутов к показу сказки «Заяц портной»);
Подготовка детей к показу сказки (разучивание стихов, песен)
3.Заключительный этап(результаты проектной деятельности)
Продукт проектной деятельности:
-Изготовление «Журнала мод»
-Сюжетно-ролевая игра»Ателье»
-Показ сказки «Заяц портной»
По завершению проекта у детей расширились знания по теме» Швея»,благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию диалогической речи. У детей появился интерес к процессу обучения. Дети увидели результаты своей работы.
Используемая литература:
О.В.Дыбина »Ознакомление с предметным и социальным окружением(для детей 5-6 лет). Издательство. Мозаика-Синтез 2015;
Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса »Проектная деятельность дошкольников 5-7 лет». Издательство. Мозаика-Синтез 2015;
О.С.Ушакова» Развитие речи детей 5-6 лет».М.Просвещение 2009;
Волчкова В. Н., Степанова Н. В.» Конспекты занятий в старшей группе детского сада».2006
Т.С. Комарова « Изобразительная деятельность в детском саду (для детей 5-6 лет)».
Мозаика - Синтез2015
И.А.Лыкова»Изобразительная деятельность в д/саду»г.Москва 2007
Интернетресурсы.
Приложение1
Конспект
по познавательно-речевому развитию детей старшей группы.
Тема: «Знакомство с профессией швея»
Задачи:
Обучающие:
1.Закрепить знания о процессе изготовления одежды.
2. Продолжать обучать детей отвечать на вопросы распространенно, полным предложением.
Развивающие:
3. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессия швея».
Воспитательные:
4.Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
5.Создавать условия для положительного эмоционального отклика у детей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы ,рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, экскурсия в кастелянную-«Как ткани ткут и нити прядут». Н.А.Константиновский, Н.А.Смирнова издательство «Малыш» М.;1981г.
д/с, разучивание пальчиковой гимнастики»Наперсток».
Материалы и оборудование: атрибуты сюжетно-ролевой игры «Ателье»:детская швейная машинка, нитки, метр, ножницы, напёрсток, ткани разных видов: карточки из серии «Что с начало-что потом» по теме; « Этапы изготовления одежды». «Этапы получения ткани».
Ход :
Ребята ,мне кажется, что в наша группа сегодня какая то необычная. Вы внимательные и заметили что появились новые предметы и принадлежности. Кому они нужны для работы?(ответы детей)
Восп. - Сегодня мы с вами будем говорить о профессии швея(портниха). Скажите, где работает швея?
Д. – Швея работает в ателье, доме мод, на швейной фабрике.
Восп. – Правильно. Наша группа превратилась в ателье. Расскажите, что делают швеи?
Д. – Они шьют одежду.
Восп. – Швее для работы нужны некоторые предметы и инструменты.(предметы стоят на столе). Посмотрите и выберите.(дети выбирают)
1реб.-Я выбрал швейную машинку, она нужна для того чтобы шить одежду.
2реб.-Я выбрал нитки , они нужны для того чтобы соединять детали одежды между собой.
3реб.-Я выбрал ножницы , они нужны для того чтобы кроить ткань и отрезать нитки.
4реб.-Я выбрал портновский метр, он нужен для того чтобы снимать метр.
5реб.-Я выбрал напёрсток, он нужен для того чтобы не уколоть иголкой палец.
6реб.-Я выбрал мел, он нужен для того чтобы рисовать на ткани детали одежды.
В ателье есть примерочная, где вы сможете посмотреть журналы мод, примерить готовые изделия.
Дети расходятся по центрам.
Речевое развитие:
д/и» Как сшить платье» (дети выставлять картинки по порядку и составляют рассказ по ним)
Восп.- Ребята в нашем ателье есть разные виды тканей. Если мы закажем
платье из ситца. Оно будет какое?(ситцевое)
Из шерсти сошьём юбку ,она будет какая ?(шерстяная).
Платье из атласа ,какое?(атласное)
Познавательное развитие:
А как появились ткани?
д/и»Что сначала, что потом» (дети выкладывают схемы: Лён-нитки-ткань-платье.Овца-шерсть- пряжа-кофта.)
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание журналов мод, названия одежды, обсуждение.
Д/и «Собери чемодан»
Звучит песня «Буратино» Появляется Буратино с сумкой, здоровается с детьми.
Буратино: хвастается: у меня самая красивая рубашка ,ни у кого такой нет. Мне её папа Карло вырезал из бумаги и склеил. Вам нравится?(высказывания, мнения детей)
Восп.- А в сумочке у тебя что?
Буратино-Это мне Мальвина положила ,но мне это не надо.
Восп.- А почему? Может ты нам покажешь, что там лежит?(Буратино показывает, а дети называют-трусы, майка, шорты, рубашка)А одним словом, что это?(одежда)
Восп.- Почему ты, Буратино ,не надел эту одежду?
Буратино- Она мне не нравится, моя лучше.
Восп.- Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.(элементарная деятельность). Дети мнут бумагу и ткань, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают.
Делаем вывод:- Бумага рвётся, а ткань нет. Бумага в воде размокла, а ткань намокла.
Восп.- Давайте теперь посушим ткань.(дети развешивают одежду на веревку, закрепляют прищепками (моторика рук) и подуем - дыхательное упражнение-дети дуют на мокрую ткань)
Буратино-Я убедился, что одежда из ткани лучше.
Восп.- Конечно, одежда из ткани очень практична. А сейчас поиграем: пальчиковая гимнастика»Наперсток»
«Вышивает, шьёт иголка.
Пальцу больно, пальцу колко.
А напёрсток в тот же миг.
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке: шей!
А колоться ты не смей!»
Восп.- А сейчас мы попробуем с вами отгадать загадки. А отгадки у меня в коробочке.
1. На серебряной шляпе сто ям?(напёрсток)
2. Маленький, кругленький , а за хвост не поднять .Что это?(клубок)
3. Маленького роста я, тонкая и острая, носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.(иголка)
4-Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(Ножницы)
Отгадки-предметы выкладываются на стол, проводится игра «Чего не стало»(дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами или убирают. Когда открывают дети глаза смотрят и называют, чего не стало)
Восп.- Молодцы ребята! У вас очень хорошая память, а самое главное вы правильно объяснили мне, чего не стало.
Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили?(ответы детей)
Восп.- Профессия швея очень важная. Благодаря этой профессии у нас у всех есть красивая и удобная одежда. Я думаю и Буратино тоже будет носить одежду только из ткани.
Сюжетно - ролевая игра «Ателье».
Окончание игры: Раздается звуковой сигнал:»Уважаемые посетители и работники ателье через несколько минут ателье закрывается.
Приложение 2
Театрализованное представление в стихах по мотивам стихотворения С.Михалкова и сказки М.Ю. Карпушиной «Заяц портной»
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- совершенствование артистических и певческих навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему.
Ход сценария:
Рассказчик: На полянке, под сосной,
Жил- был заинька косой,
Но не просто белый заяц,
А известный всем портной (Выходит Заяц, исполняет песню)
Заяц: Да! Я Заяц не простой,
Самый лучший я портной!
Что, друзья, мне сшить для вас?
Я приму любой заказ?
Рассказчик: О том, что есть в лесу портной,
Узнал лохматый пес,
И он примчался к мастерской
И свой заказ принес!(Выходит собака Дружок, исполняет "песню Дружка")
Дружок: Днем и ночью дом большой я стерегу,
Службу верно и усердно я несу! Гав!
Заяц: Ну зачем же так кричать?
Что желаешь заказать?
Дружок: Ты мне, Заинька, скорей,
Шапку новую пошей.
Ночью холодно. Боюсь,
Очень скоро простужусь!
Заяц: Завтра встретимся мы снова,
Будет шапочка готова!
Дружок: Буду очень, очень рад!
Позову к тебе зверят,
Кого встречу на дороге,
Чтоб заказов было много!(Дружок убегает, на полянку под музыку выходят мышки, исполняют песню.)
Рассказчик: Мышки- модницы спешат,
Платья пестрые шуршат.
Мышки: Здравствуй, заинька- косой,
Мы слыхали - ты портной.
Сшей перчатки нам скорей,
Ждем мы к ужину гостей.(выходит кошка)
Кошка: Не меня ли в гости ждете?
Гость такой как я в почете!
Мыши: Кошка, кошка, ой беда!
Разбегайтесь, кто куда!( под музыку кошка догоняет мышей, которые убегают)
Кошка: Заяц, мой тебе привет!
Узнаешь меня иль нет?
Заяц: Не угодно ли присесть?
Кошка: Небольшое дело есть!
Для моей пушистой спинки
Сшей мне, зайка, пелеринку!
Заяц: За обновой будьте в среду,
Буду ждать я вас к обеду.
Кошка: Что ж, надеюсь я на Вас,
До свиданья!
Заяц: В добрый час!( Заяц берет у кошки материал. Кошка уходит, заяц начинает и шить под музыку)
Заяц: Пелеринку дошиваю,
Мех покрепче прикрепляю.
Самую осталось малость.
Ой, иголочка сломалась!
Не сходить ли мне к ежу,
Может даст коль попрошу!( подходит к домику ежа)
Заяц: Здравствуй, ежик!
Ежик: Здравствуй, зайка!
Посмотри сюда на милость-
Мои валенки прохудились!
Зайка, зайка, эй, скорей
Мои валенки подшей!(Под "Песню ежа" заяц шьет валенки)
Заяц: Вот, готово!
Ежик: Ну и ну! (смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?
Заяц: Ежик, я сегодня сразу много получил заказов,
А иголок не осталось и последняя сломалась!
Ежик: Я за эти валенки дам иголок маленьких
(дает коробочку с иголками)
Заяц: Побегу скорей домой! (убегает в домик)
Рассказчик: Хорошо в лесу зимой
Рыжим белкам под сосной
Они танцуют и поют
Очень весело живут(Исполняется "Песня белочек")
Заяц: Эй вы, белки- озорницы,
Рыжехвостые сестрицы,
Хватит прыгать вам без толку
По осинам и по елкам
Белки: Здравствуй, зайка,
Шубки белкам залатай-ка.
В шубках снежною порой
Будет нам тепло зимой!
Заяц: Ваши теплые обновы
Завтра будут все готовы!
Рассказчик: Спрятались белки, а Заинька побежал к себе домой.
Рассказчик: Ночь в лесу… Не спит только хитрая лиса.( Выходит Лиса)
Лиса: О шляпках и нарядах
Я думаю всегда,
Но кто же будет шить их?
Конечно заяц, да, да, да!
К нему скорее побегу,
Его я быстро украду!( Бежит под музыку, останавливается у дома Зайца. Стучится. Заяц открывает дверь.)
Лиса: Здравствуй, заинька- косой,
Знаю - модный ты портной,
Платье бархатное сшей
Мне, голубчик, поскорей!
Заяц: Платье? (Трет глаза, Лиса подкрадывается сзади).
Хорошо, сошью!(Лиса берет мешок)
Лиса: Ап! (накрывает мешком)
Посидишь в мешке косой,
Славный заинька- портной!
Поскорее б унести лапы,
Пока спит Дружок лохматый!( Под музыку появляется Дружок)
Дружок: Кто-то ходит здесь в лесу. Чую рыжую Лису! Здесь Лисица?
Рассказчик: Да!
Дружок: Не уйти ей никуда!
Вот она! Стоять! Ни с места!
Лапы вверх! Что за спиной?
Лиса: Если так уж интересно,
Здесь мешок совсем пустой!
Дружок: Я не верю - покажи! (Лиса убирает мешок, выходит Заяц)
Лиса: Ой, простите вы меня!
Вас не буду огорчать
И портного обижать!
Вед.: Что ж простим ее друзья?
Звери: Простим!
Заяц: И на праздник пригласим!
Демонстрацию моделей
Проведем у старой ели.
Рассказчик: А готовы ли обновы?
Заяц: Все заказы в срок готовы!
Рассказчик: Всех в лесу портной обшил,
Никого не позабыл!(Звучит музыка. Начинается дефиле костюмов зверей)
Рассказчик: Мышки - в новеньких перчатках
Сшиты по последней моде,
К платьям пестреньким подходят(Проходят мышки, встают на свои места)
И, изящно выгнув спинку,
Кошка в новой пелеринке. ( Кошка идет, встает с мышками)
Еж в подшитых валенках,
Протопает удаленько. ( Ежик встает на свое место)
Белочкам по шубке, (Выходят Белочки)
Шапка - для Дружка,
В платье бархатном Лиса- Настоящая краса!(Выходит Лиса)
Рассказчик: Ох, и чудная у ели демонстрация моделей!
Все звери: Заяц - просто молодец!
Тут и сказочке конец!( Все герои выходят на поклон)