Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект Исследовательской деятельности «Лаборатория исследователей» Старшая группа

Цель Развивать творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования. Задачи Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместно опытно - экспериментальной деятельности. Научить определять пищу на вкус не глядя на нее показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г. Брянск

Конспект

Исследовательской деятельности

«Лаборатория исследователей»

(Старшая группа)

Воспитатель:

Клячева Валентина Федоровна

Брянск- 2020 г.

Цель: Развивать творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.

Задачи: Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместно опытно - экспериментальной деятельности.

Научить определять пищу на вкус (не глядя на нее); показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов

Ход нод

: Ребята, сегодня я познакомлю вас с работой ученого и лаборантов. Я буду руководитель экспериментальной работой, ученый – исследователь. А вы будете моими лаборантами, будете мне добросовестно помогать.

Воспитатель: Чем обычно занимаются лаборанты?

Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменением веществ во время опытов и записывают результаты.

Ребята, вы знаете, кто такие ученые? ( Ученые –люди, которые много знают, работают в лабораториях и проводят различные опыты.)

Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими учёными и будем учиться проводить самостоятельные исследования, опыты – так же, как это делают взрослые учёные.

Хотите попробовать?. Давайте мы с вами оденем халатики и пройдем в нашу лабораторию

Прошу вас.

Выбор темы: Перед детьми выкладываются карточки с темами, из которых они должны выбрать одну. Один ребенок определяет тему исследования: выбирает карточку с картинкой (человек). Затем картинка с выбранной темой («человек») появляется на доске (слайд 2).

Составление плана исследования:

Ребята, наша задача сегодня – получить как можно больше сведений о выбранном предмете. Для того, чтобы выполнить эту работу, мы вспомним всё, что мы уже знаем, а так же будем проводить опыты с человеком, и узнаем много нового. Но сначала вспомним, какие методы исследования знают учёные.

Дети называют основные методы, которые появляются на доске (слайд 3):

1. Подумать самостоятельно;

2. Спросить у другого человека;

3. Прочитать в книгах

4. Понаблюдать

5. Провести эксперимент

;6. Получить информацию у компьютера (из Интернета)

7. Позвонить по телефону специалисту;

8. Получить информацию по телевизору.

- Какие методы мы сможем использовать в лаборатории? (сейчас на занятии)(Ответы детей) Сначала надо подумать самостоятельно. (Ответы детей). На доске остаётся четыре метода)

Итак, мы сегодня будем проводить опыты с человеком. Для того, чтобы запомнить всё, что мы узнаем нового об этом , нам будут помогать карточки-схемы. Они также будут появляться на доске. Но прежде чем начать опыты, повторим правила безопасности (рассказывают дети):

1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

- Правила повторили, теперь немного отдохнём.

V. ФИЗМИНУТКА:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Встали, дети, скажем тихо:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Заново начать играть.

1. Ход занятия – экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям подышать на холодное стекло.

II. Выполнение эксперимента

Воспитатель: Что вы увидели ? (Стекло покрылось капельками воды, запотело ).

--- Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха. За сутки человек теряет примерно десять стаканов воды. Следовательно, столько же ему нужно выпить или употребить с пищей. Полезно запомнить: стакан содержит 200- 250 граммов воды. В любой пище – мясе, овощах, хлебе – воды значительно больше, чем твердого вещества..

Вывод. Человеку необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался.

2.Ход занятия – экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выполнить опыт: смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка.

II. Прогнозирование результата.

Воспитатель создает проблемную ситуацию: « Влажный или сухой язык лучше ощущает вкус продуктов?» (Предположения детей )

III. Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не баловаться палочками.

Воспитатель предлагает подумать и после пробы из каждого блюдца назвать, где живут «сладкие вкусы», « соленые» и т.п. Затем подводит итог: какая часть языка какой вкус лучше воспринимает.

- Подумайте, как лучше класть на язык горькую таблетку и почему? ( Нельзя класть ближе к корню языка, там вкус ощущается лучше всего.)

Аналогично воспитатель предлагает определить вкус продуктов, предварительно осушив (!) язык салфеткой.

IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Поместить в группе рисунок с изображением вкусовых зон.

Вывод: Сухой язык вкус не ощущает.

3.Ход занятия экспериментирования.

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям определить на вкус разные продукты.

II. Прогнозирования результата.

Воспитатель создает проблемную ситуацию: «Можно ли определить вкус пищи, не видя ее?» ( Предположения детей )

III. Выполнение эксперимента.

Воспитатель кладет ребенку в рот поочереди кусочки разной пищи ( от 3-5 до 10-12) контрастных по вкусу продуктов), при этом глаза у него закрыты. Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.

Вывод. Вкус пищи можно определить, не глядя на нее.

4. Ход занятия экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Существует четыре основных вкуса: сладкий, горький, кислый, соленый.

Воспитатель предлагает детям назвать, что может быть сладким, соленым, кислым или горьким. (Вариант: глядя на картинки с изображением продуктами, назвать вкус каждого из них).

II. Прогнозирование результата.

Воспитатель создает проблемную ситуацию: «Можно ли определить запах продукта, если вдыхать воздух только ртом?» (Предположение детей)

III. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой-либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.п.) Затем ребенок закрывает нос и, вдыхая воздух только ртом, выполняет аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что, вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус.

Вывод: При нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

VI. (подведение итогов):

- Ребята, сегодня мы с вами были в роли настоящих учёных. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Хотите ещё проводить исследования и экспериментировать? (Ответы детей) Следующий раз мы займёмся проведением опытов с другими предметами по вашему желанию. Все сегодня отлично потрудились! Всем спасибо! За вашу работу я хочу вас отблагодарить и подарить вам вот такие улыбочки-смайлики.

Воспитатель раздаёт детям картинки-улыбочки.

В.: «Колокольчики звенят,

Пригласить они хотят,

Где ребятам интересно?

Ну а там где неизвестно!»

В. А вы, ребята, хотите узнать куда сегодня нас колокольчики приглашают? (Да)

В.: А приглашают они вас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.

(Звучит аудиозапись «Журчания ручейка».)

В.: Да, действительно, мы услышали, как плещется вода. Это журчит ручей и сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды. Но, чтобы мы не заблудились, я пригласила Капельку тоже попутешествовать вместе с нами.

«Кап – кап капелька – дождевая сабелька

Ты скорее выходи,

Нас в дороге проводи»

В.: Кажется я её слышу!

«Закройте быстро глазки,

Попадаем в чудо-сказку.»

(Дети закрывают глаза. Звучит запись воды. Появляется Капелька)

В.: А вот и Капелька. Давайте с ней поздороваемся. Эта Капелька много видела, много интересного знает о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…»

В. Как вы думаете откуда взялась наша Капелька? (Ответы детей). Давайте посмотрим откуда она к нам пришла.

(Дети смотрят презентацию «Вода»)

В. Капелька – это маленькая частичка воды. Скажите, для чего нам нужна вода? (Ответы детей)А кому нужна вода? (Ответы детей)

В. Правильно ребята. Молодцы. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Вода – это реки, озёра, моря. А еще, вода необходима всем, кто живет на нашей планете Земля. Она как волшебница умеет превращаться в росу, лёд, снег, а может политься дождиком.

В. Капелька хочет с нами поиграть. Встаньте на ноги.

Физкультминутка «Облако»

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)

Устремилось облако

Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть). (2 раза)

В. Понравилась вам играть с Капелькой? (Да)

В. Капелька приготовила для вас сюрприз.

(Дети проходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой)

В. Давайте выясним, что же такое вода?

Воспитатель говорит:

-Ребята, к нам сегодня пришел в гости Незнайка.

(Голосом Незнайки)

-Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.

Всегда во рту,

А не проглотишь. (Язык)

-Верно. А зачем он нужен? Уши нужны чтобы слушать , глаза чтобы видеть, а язык?

-Давайте, поможем Незнайке, и выясним, для чего же нужен язык и почему его называют нашим помощником!

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

-Прижмите язык к низу и попробуйте поговорить без помощи языка.

- произнесите звук «л» и звук «ж».

-Где находиться язычок, когда мы произносим звук «л»? А когда звук «ж»?

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Для чего нам нужен язычок?

Воспитатель предлагает поиграть в игру « Комплимент»

Воспитатель предлагает провести еще один опыт.

- Давайте узнаем для чего еще нам пригодиться язык.

-Вам нужно узнать с закрытыми глазами, что вы съели. Какой вкус у этого продукта? Теплый он или холодный?

Физкультминутка: « Веселый язычок»

На меня ты посмотри,

И за мной ты повтори.

Цок, цок, цок -мой язычок.

Скачет, скачет мой дружок.

Дети здороваются с Незнайкой; отгадывают загадку.

Дети прижимают язык к низу и пробуют произнести любое слово.

Произносят звуки и определяют положение языка.

Делают вывод: язык нужен для того, чтобы мы могли говорить.

Дети встают в круг, бросают мяч и говорят друг – другу комплимент. Например: Маша, какая ты сегодня красивая!

Дети с закрытыми глазами пробуют дольки мандарина и делают вывод: с помощью языка мы определяем вкус, теплоту продукта. Язык помогает переворачивать кусочки пищи при жевании.

Скачут как лошадки по кругу и цокают язычком.

Привлечено внимание детей.

Знают, что язык нужен для речи.Употребляют в речи прилагательные: красивый, сильный, веселый, умный.

Умеют определять вкус, теплоту продукта.

Согласовывают движения с текстом.

Язычок мы свой не прячем ,

Как лошадка ловко скачем. На меня ты посмотри

И за мной ты повтори

Дин- дон- дон, дин- дон-дон.

Язычок мой говорит,

Язычок мой говорит,

Колокольчиком звенит.

На меня ты посмотри

И за мной ты повтори.

У-у-у, у-у-у.

Язычок мой не горюет-

Он, как ветер, дует, дует.

Воспитатель предлагает следующий опыт.

-Попробуйте кусочек ( лимон ,огурец соленый, сахар, грейпфрукт) и определите вку

Воспитатель говорит:

-Язык определяет вкус, а помогают ему в этом вкусовые сосочки, которых очень много на язычке.

-Давайте, проведем еще один опыт.

Возьмите ватную палочку, смочите ее в воде, затем обмакните в блюдце (с сахаром ,с лимонным соком, солью, горчицей) и приложите палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка.

-Подумайте и назовите после пробы из каждого блюдца, где живут «сладкие сосочки», «соленые сосочки», «горькие» и «кислые».

Воспитатель предлагает детям и Незнайке сесть на пол, на мягкие подушечки и подумать: как лучше класть на язык горькую таблетку и по

Воспитатель спрашивает, для чего же нужен язык и почему его называют помощником?

-Выберите, смайлик (веселый или грустный) Объясните свой выбор (понравилось или нет, какое у вас настроение)

-Видишь ,Незнайка, как много нового мы сегодня узнали!

(Незнайка благодарит детей и прощае

Руками изображают колокольчик и произносят «динь-

Поднимают руки вверх, качают ими влево- вправо и произносят звук у-у-у.

Дети пробуют кусочек того или иного продукта и определяют его вкус.

Делают вывод: С помощью языка можно определить вкус продуктов. Лимон- кислый; сахар- сладкий; огурец- соленый; грейпфрукт- горький.

Дети берут палочку, смачивают ее в воде, обмакивают в блюдце и прикладывают к разным частям языка. Затем тоже самое с другим вкусом.

Отвечают на поставленный вопрос. Показывают на схеме, где «живут» разные сосочки

Дети садятся на мягкие подушки; думают и отвечают на вопрос воспитате

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выбирают смайлик и говорят, что им понравилось сегодня, какое у них настроение.

Прощаются с Незнайкой.

Конспект исследовательской деятельности в средней

группе на тему: «Вкусовые зоны языка»

Воспитатель: Алёхина Т.В.

Педагогическая цель:

-закрепить знания детей о языке и его строении, значении; умение

определять вкусы продуктов;

- продолжать знакомить детей с функциями языка;

- определять вкусовые зоны языка и вкусовые ощущения

Детская цель:

- рассказать всё, что знают о языке;

-упражняться в определении вкусовых ощущений;

- научиться определять и различать вкусовые зоны

Оборудование:

Зеркала, тарелки ( кусочки лимона, лука), стаканчики (сахар, соль),

ватные палочки, стаканы с водой для смачивания палочек на

каждого ребёнка )

Предварительная работа:

Чтение познавательной литературы о языке, рассматривание

слайдов.

Ход:

1. Ребята, а хотите, я вам загадаю загадку?

Всегда он в работе, 

Когда мы говорим; 

А отдыхает, 

Когда мы молчим.

-Что это?

-Правильно!

-Давайте, вспомним, из каких частей он состоит?

-Молодцы!

-А для чего нам нужен язык?

-Хотите вы, больше узнать о языке?

2. Дети садятся за стол, на котором лежат зеркала для каждого

ребёнка.

-Ребята, давайте сядем за стол и я расскажу вам интересную

информацию о языке

На нашем языке расположено много бугорков, они нужны нам для

того, чтобы определять разные вкусы.

- А какие вкусу вы знаете? (ответы детей).

-Молодцы!

-Так вот, когда пища попадает в рот, язык с помощью этих

бугорков определяет вкус. На языке есть разные вкусовые зоны,

которые определяют свой вкус.

- И сейчас возьмите зеркала и найдите на своих язычках эти

бугорки (дети рассматривают свои язычки).

- А интересно вам узнать какие вкусовые зоны есть на языке, и за

какой вкус отвечают.

3. Проведение опыта

-Предлагаю вам взять ватные палочки и намочить их, а затем

мокнуть в первый стакан (с сахаром).

Какой вкус вы почувствовали?

А какой частью языка?

Молодцы!

- А теперь возьмите другую палочку, мокните и опустите во второй

стакан.

Какой вкус?

Какая часть языка это определила?

-Молодцы!

-А сейчас попробуем следующие продукты. Возьмите шпажку и

попробуйте на вкус. Что мы пробовали? А какой у него вкус?

Какой частью языка вы почувствовали?

- И берём ещё шпажку, что вы пробовали? Какой он на вкус? как

определили?

Итог:

-Хотите, узнать правильно ли мы провели опыт?

Тогда давайте вернёмся за первый стол.

Я хочу вам показать схему языка, мы видим все его части, а

стрелками указаны продукты, которые каждая зона ощущает.

-Ну что, мы с вами молодцы и оказались правы!

Вам было сегодня интересно? Хотите узнавать новое о языке?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области