Нестандартные формы занятий для эффективного обучения и закрепления знаний
Для молодого педагога, работающего в области дополнительного образования, часто стоит вопрос - как организовать для детей интересное учебное занятие. Пройдя адаптацию в учреждении с помощью методиста и наставника, разбираются с основами представления учебного занятия, технологией разработки занятия, планировании, типами учебных занятий, их дидактическими целями и структурой, формами анализа и самоанализа занятия, со структурой различных типов занятий и т.д., при этом учатся строить модель учебного занятия, определять задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия. Теорию изучаем, пишем конспекты, а как же на практике...
Для каждого педагога (не только молодого специалиста) стоят вопросы: как привлечь и заинтересовать детей? Как повысить результативность занятия?
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий - все зависит от фантазии и таланта педагога. Через обучающие игры, игровые симуляторы и т.д. способствуют повышению мотивации к предмету, а, следовательно, и повышения качества образования учащегося.
Как вариант предлагаю одну из технологий - геймификация. Это технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности участников в процесс. Кратко - это игровой прием, это оболочка базовых знаний, когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое - желанным, а сложное - простым. Геймификация направлена прежде всего на достижение результата.
Зачем внедрять gamification? Любое занятие можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк! Для этого необходимо придумать увлекательную историю, иметь дидактические пособия: конструкторы, игровые стимуляторы, обучающие фильмы, видеофильмы, тренажеры и т.д. Чтобы дети не скучали, можно придумать микросюжеты в основу творческих проектов, театрализацию, ролевые игры, игру-квест, путешествие-экскурссию и т.д.
Как инструмент - пример, в кабинете можно повесить доску Почета (или лидерская доска, лестница успеха и т.д.), которая разделена на уровни: первый сверху ряд - «Молодцы!», второй нижний ряд - «Хорошисты», третий ряд - «Надо постараться!». Портреты (или имена) лучших «геймеров» гордо смотрят с доски почета. Если учащиеся правильно выполнили задание на занятии получают высокий балл и его фото или имя находится на верхнем ряду. Допустил ряд ошибок, заработал низкий балл - находится в нижнем ряду. А можно разработать следующий инструмент - бейджик или значок: по цветовому признаку, «Золотой значок», «Серебряная кисточка/карандаш/...», «Лучший/мастер/...» (все зависит от фантазии и целевой установки педагога). В большинстве своем это радует детей: они любят получать баллы, бонусы, похвалу и др.
Все данные по занятию педагог может заполнить в таблицу «диагностика прохождения образовательного маршрута обучающихся» и в конце каждого полугодия можно подсчитать количество баллов каждого ученика (диагностировать можно и раз в два месяца), анализируются итоги, плюсы и минусы в работе, и на будущее ставить перед собой цель на что необходимо обратить внимание.
Игровая технология повышает интерес к занятиям, повышает мотивацию, поднимает конкуренцию в образовательном пространстве, способствует эффективному обучению и закреплению знания. Каждый учащийся стремится быть первым, стать лидером, победить и т.д. Дух соперничества захватывает детей. Применение игровых методов вызывает у детей стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений, стимулируют познавательную активность.