ПРОГРАММА
краткосрочной образовательной практики
для детей 4- 5 лет
«Волшебница вода»
2020 г.
г. Чайковский
Автор- разработчик:
Павлова Юлия Фоатовна
воспитатель
АННОТАЦИОННАЯ КАРТА
краткосрочной образовательной практики
Название КОП | «Волшебница вода» |
ФИО, должность автора | Павлова Юлия Фоатовна, воспитатель |
Возраст детей | 4-5 лет |
Основная идея | Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр с водой. Дети, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, познакомятся со свойствами воды и разных предметов. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами. Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста. Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!» |
Цель | Развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой. |
Задачи | Расширять знания детей о воде и её свойствах; Познакомить детей с простыми опытами с водой; Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы в процессе экспериментирования; Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности; Воспитывать бережное отношение к воде. |
Ожидаемый результат | У детей появилось больше знаний о воде и ее свойствах; Дети имеют представление об опытах и как их проводить; Дети, проводя опыт устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы в процессе экспериментирования; У детей в процессе экспериментирования развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление; Дети относятся к воде бережно. |
Количество занятий | 4 (1 раз в неделю) |
Форма организации занятий | Подгрупповые (6- 8 человек) |
Используемые материалы | Разные емкости (тазики, стаканчики, сосуды разной величины), камушки, ложки, краски, палочки, трубочки., жидкое мыло, растительное масло, шприц. |
Конечный результат | Дети научаться самостоятельно выполнять простейшие опыты с водой и делать выводы. |
Краткое описание содержания КОП «Волшебница вода»
1 занятие «Свойства воды»
Задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Уточнить представления детей о том, что всему живому нужна вода. | Демонстрация глобуса. Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. Вопросы педагога: - Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе? - Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода? - А что человек делает при помощи воды? Чтение стиха: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без воды | Рассматривают глобус и отвечают на вопросы. Обсуждают, кому нужна вода. Отвечают на вопрос, что делает человек при помощи воды (готовит пищу, стирают, поливает растения, пьет, умывается, купается в воде.) | Уточнили знания о глобусе как модели земли. Рассмотрели разные водоемы (океаны, моря, реки, озера и др.) Имеют представление о том, что всему живому нужна вода. |
2. Познакомить с понятием «опыт» и правилами их проведения. | Приглашение педагогом в волшебную лабораторию, где проводятся опыты. Показ оборудования (колбы, стаканчики, палочки, воронки и др.) Рассказ о правилах при проведении опытов: • Внимательно слушать воспитателя; Аккуратно пользоваться инструментами и материалами; • Не разговаривать слишком громко; • Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод. | Дети рассматривают оборудование, уточняют названия (колба, воронка). Знакомятся с правилами при проведении опытов. | Дети поняли, что такое опыты и где они проводятся. Запомнили правила проведения опытов. |
3. Дать детям представление о свойстве воды ( вкус ). | Опыт 1 Вопросы педагога: - Ребята, скажите, какой вкус у лимона? - А конфета, какая на вкус? Педагог предлагает детям попробовать простую воду. Вопросы педагога: - Какая вода на вкус в этом стаканчике? Затем педагог кладет каждому ребенку в стакан сахар, предлагает размешать его и попробовать воду. - Какая на вкус стала вода с добавлением сахара? - Так есть ли вкус у воды? Проговаривает вывод: у воды нет вкуса | Предполагаемые ответы детей: - Вкус лимона - кислый - Конфета - сладкая - Вода – без вкуса (безвкусная). - Вода стала сладкой. - У воды вкуса нет. | Дети провели опыт самостоятельно и сделали вывод, что вода не имеет вкуса. |
4. Дать детям представление о свойстве воды (жидкая и не имеет формы) | Опыт 2 Педагог демонстрирует детям воронки, сделанные из бумаги. Затем рассказывает, что с помощью этих воронок можно перелить воду из стаканчика в колбу. Показ опыта. Педагог предлагает детям самостоятельно перелить воду и послушать как звучит вода, когда ее переливают. Вопросы педагога: - Слышите, как звучит вода? Она льется, и мы слышим ее. - А если она льется, значит, она какая? Комментарий педагога: - Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме. Педагог рассказывает, что вода не имеет определенной формы. И демонстрирует это, сначала наливая воду на разнос, затем в разные сосуды. | Дети рассматривают воронки, затем наблюдают опыт выполняемый педагогом. Дети выполняют опыт используя стаканчик с водой, бумажную воронку и колбу. При проведении опыта делают заключение, что вода льется и она жидкая. Дети наблюдают опыт, затем самостоятельно наливают воду из своих стаканчиков в один большой сосуд. | Дети провели опыт самостоятельно и сделали вывод, что вода – жидкая. Так же делают выводы вместе с педагогом, что вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда в который попадает. |
5. Дать детям представление о свойстве воды ( цвет ) | Опыт 3 Вопросы педагога: - Как вы думаете, какого цвета вода? - А давайте проверим это! Педагог предлагает детям положить в свои колбочки фасоль и посмотреть, будет ли ее видно. | Предполагаемые ответы детей: - Вода без цвета (бесцветная) Дети кладут в колбу фасоль и делают вывод вода- прозрачная. | Делают вывод – вода не имеет цвета, она прозрачная. |
6. Дать детям представление о свойстве воды ( запах) | Опыт 4 Педагог предлагает детям выяснить, как же пахнет вода. | Дети исследуют воду , нюхают ее. | Исследуя воду, делают выводы, что вода не имеет запаха. И делают общий вывод повторяя все свойства воды. |
2 занятие «Вода и мыло»
Задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Выявить свойства воды: воду можно окрашивать в любой цвет. | Педагог вместе с детьми выясняет, чем можно окрасить воду. Педагог в стаканчик с водой добавляет немного краски. - Что происходит? (наблюдение) Предлагает детям окрасить воду в своих стаканчиках ,разными цветами | Предположительные ответы детей: - Добавить краску в воду. Дети добавляют краску в воду и наблюдают за процессом окрашивания. | Делают вывод: вода легко окрашивается в любой цвет |
Выявить свойства смешивания воды с мылом. | Опыт №1 Предложить детям подуть в воду через коктейльные трубочки. Опыт №2 Добавить в воду каждому ребенку жидкое мыло и предложить подуть в трубочку. Опыт №3 Педагог предлагает детям взять листочки бумаги и положить на пузыри. | Опыт №1 Дети делают вывод: вода начинает немного пузырится. Опыт №2 Дети дуют в трубочку и появляются мыльные пузыри. Опыт №3 Дети накладывают листочек бумаги и наблюдают результат (на листе появляется отпечаток цветных пузырей) | Дети делают вывод: вода смешивается с мылом, образовывая при этом обильные пузыри. Дети делают вывод: цветные пузыри оставляют след на бумаге |
Выявить свойство воды: вода не будет вытекать, если есть преграда. | Педагог наливает воду в полиэтиленовый пакет, завязывает его. И предлагает детям проверить , что произойдет если пакет проткнуть на сквозь острым карандашом. | Дети протыкают пакет и видят, что вода из пакета не вытекает. | Делают вывод: карандаш препятствует вытеканию воды из отверстия. |
3 занятие «Разноцветная вода»
Задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Выявить свойство воды: вода имеет плотность (при добавлении сахара вода становится тяжелее) | Каждому ребенку педагог раздает стаканчик с водой и предлагает им вместе с ним окрасить воду гуашью, каждый разного цвета. У каждого стаканчика наклеен номер (1, 2, 3 … и тд.) Педагог предлагает детям увеличить плотность воды с помощью сахара (сделать ее более тяжелой) 1 –ый стакан- без сахара 2- ой стакан - пол чайной ложки 3 –ий стакан – полная чайная ложка 4 –ый стакан – 1,5 ложки 5- ый стакан – 2 ложки 6-ой стакан – 2,5 ложки Педагог медлеено вливает каждый шприц с водой, строго по поряддковому номеру. Опускать шприц следует на самое дно (чем больше сахара в воде, тем она плотнее). | Дети выбирают понравившийся цвет и окрашивают воду. Дети по очереди насыпают сахар, под руководством педагога. Перемешивают, чтобы сахар растворился Затем каждый ребенок набирает по очереди свою воду в большой шприц и передает педагогу. Наблюдают как в один бокал педагог наливает слоями воду. | Дети делают вывод: вода не смешивается потому что каждый цвет тяжелее, так как в него добавили большее количество сахара. |
4 занятие «Вода и масло»
Задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Выявить свойства воды и масла (две жидкости которые не смешиваются между собой) | Предлагает детям окрасить воду в стаканчиках. В свой стакан педагог наливает растительное масло. Затем педагог наливает масло детям в стаканы. В большой сосуд выливается вся жидкость из стаканчиков детей и педагог кладет в него шипучую таблетку аспирина. | Дети с помощью гуаши окрашивают воду. Наблюдают, что масло находится на верху, потому что оно легче воды. Дети перемешивают масло с водой и наблюдают происходящее. Наблюдают за красивым перемещением цветной воды в масле, делятся своими впечатлениями. Делают вывод. | Дети делают вывод: масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. Аспирин опускается на дно стакана, начинает растворятся и шипеть, вода начинает подниматься на верх и в сосуде все бурлит. Но как вода отстоится то масло опять будет на верху |