Конспект занятия по познавательному развитию
во второй младшей группе «Весна пришла!»
Выполнила: воспитатель младшей группы
Иванова Наталья Игоревна
Нижний Новгород
2020 год
Цель: Формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.
Задачи:
Расширить и систематизировать знания о весне и ее характерных признаках.
Развить слуховое и зрительное внимание, мыслительные операции.
Воспитывать эстетическое чувство к природе.
Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, слушание музыки и голосов природы, подвижные, дидактические и словесные игры.
Ход занятия:
1 Приветствие – организационный момент.
Входят дети. Встают около стульчиков.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!
Давайте порадуемся солнцу и птицам (тянуться на носочках),
А также порадуемся приветливым лицам, (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руки в стороны)
«Доброе утро» скажем все вместе!
2 Мотивация
Воспитатель показывает детям короб.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это тут за короб у нас стоит (открывает короб). Да здесь Маша. Ну почему-то она грустная. Вы хотите узнать, что же случилось? (ответы детей).
Воспитатель: Сейчас Маша вам расскажет свою историю.
Маша: Ребята, мне пришло письмо от моего друга медведя, где он меня приглашает в гости тогда, когда растает снежок, оживет лужок, день прибывает, когда это бывает?
Дети: Весной.
Маша: Вот весной мишка меня и приглашает в гости, а как я узнаю, что весна пришла, ведь о ней я ничего не знаю.
3 Сообщение темы
Воспитатель: Ребята, а давайте мы Машеньке поможем и расскажем ей немного о весне, и что же весной происходит. Тогда Маша сможет поехать к своему другу в гости.
4 Решение проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, что же происходит весной? Какие приметы весны вы знаете?
(Ответы детей, например: солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер).
Воспитатель: Правильно, а сейчас мы с вами более подробно об этом расскажем.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что это? Звучит фонограмма «Капель». Кто – то плачет? Догадались? Кап - кап-кап … (ответы детей, что сосульки плачут, капают, тают и т.д.).
Воспитатель: А почему же они плачут? Их кто-то обидел? (ответы детей, что сосульки плачут, потому что тают).
Воспитатель: А почему они тают? (потому что греет солнышко, оно стало теплым).Воспитатель: Всё правильно, ребятки! Смотрите, и в наше окошко светит солнышко. Давайте немного отдохнем.
Воспитатель: С помощью зеркала я превращаю всех детей в солнечных зайчиков, но нужно сказать такие слова: «Покружись, покружись, в солнечных зайчиков превратись».
Физкультминутка «Солнечные зайчики». Читаю стихотворение А. Бродского:
Скачут побегайчики –
солнечные зайчики. (Дети прыгают на двух ногах на месте.)
Мы зовём их – не идут. (Стоят, манят руками, качают головой.)
Были тут – и нет их тут. (Пожимают плечами, удивляясь.)
Прыг, прыг по углам. (Прыгают по всему пол.)
Были там – и нет их там. (Показывают руками.)
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли? (Руки в стороны, удивление, пожатие плечами). Вы нигде их не нашли? (Руки в стороны, удивление, пожатие плечами.)
Воспитатель: Остановились солнечные зайчики на нашем столе. Посмотрите скорее! А от зимушки-зимы прикатился к нам снежок. Давайте подуем на снежки, чтобы они прикатились к зайчикам и растаяли. И тогда быстрее наступит весна.
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежок»Дуем сильно, затем потише, долго — коротко, надувая щёки, не надувая щёк.
Воспитатель:Молодцы, ребята! Хорошо поработали, все снежки растаяли.
Воспитатель: ребята, весной у нас бывает капель, тает снежок, солнышко пригревает, а ветерок дует? (ответы детей).
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Воспитатель: -Весной дует ветер. Как дует сильный ветер? - /дети показывают/
- А теперь подул лёгкий ветерок. Как он подул? А теперь опять налетел сильный ветер.
-Сильный ветер разбудил зверей в лесу. Какие звери живут в лесу? - /ответы детей/. – Правильно, в лесу живут дикие животные. Кто проснулся в лесу? - /показ игрушки – медведя/.
Упражнение «Мишка»
(дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения)
Мишка вылез из берлоги, (показывают руками)
Огляделся на пороге, (руки на поясе, повороты)
Потянулся он со сна. (руки вверх, тянутся)
В гости к нам пришла весна. (руки вытянуты вперёд, взмахи
кистями)
Воспитатель: Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна!
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что это я в коробе нашла? Это же конверт. Интересно, что в нем? А хотите узнать? (ответы детей)
Воспитатель: Да это же картинка, которую нужно собрать из частей (пазлы). Поможете мне это сделать?
Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Что же у нас получилось? Какое время года?
Дети: Весна
Подведение итога
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним:
- О каком времени года мы сегодня говорили? (О весне).- Какие приметы весны вы запомнили? (Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.)Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами рассказали Машеньке о весне, и теперь она сможет без труда поехать к своему другу мишке. И за это она вас благодарит
Литература:1. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, Творческий центр «Сфера», 2012.2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», Сн.-Петербург «Детство-Пресс», 2007.3. «Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников» под ред. В.А. Деркунской., Москва , « Центр педагогического образования», 2013.