«Начало искусства слова — в фольклоре»
М. ГорькийПриобщение школьников к истокам русского народного творчества – необходимое условие развития музыкальной культуры.
Приобщение школьников к истокам русского народного творчества является необходимым условием развития музыкальной культуры. Русское народное творчество- это творчество русского народа. Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Важным фактором возрождения страны и выхода из духовно-нравственного кризиса являются общечеловеческие ценности. Поэтому в наше время с особой остротой стоит задача возрождения и расцвета культурных традиций русского народа, формирования духовного мира человека третьего тысячелетия!!!
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение ребенка с самых малых лет к народной культуре подчеркивали известные педагоги К. Д. Ушинский, С. Ф. Русова, А. С. Макаренко и др. Как отмечал В. А. Сухомлинский, детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к музыкальной мелодии. Только благодаря музыке ребенок может подняться на такой уровень культуры, которого нельзя достичь другими способами.
Цель моей работы в этом направлении: воспитывать любовь к истокам русского народного творчества , вызвать интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
7. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русского национального творчества.
Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.
Организация народных праздников подчиняется культурно-историческим традициям их проведения. Например, праздник проводы зимы « Масленица». Подготовка к празднику включает в себя разучивание соответствующих стихотворений, пословиц-поговорок, частушек, песен, хороводов, игру на музыкальных инструментах. Дети принимают активное участие в украшении помещения накануне праздника, готовят свои рисунки, поделки и т. д. При этом важно создать радостную атмосферу. Дети празднично одеты (используются русские народные костюмы), находятся в хорошем настроении. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные и содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Каждый праздник можно превратить в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью проведения таких праздников является приобщение детей к русской национальной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Подводя итог можно сказать, что изучение истоков русского народного творчества обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим разным эстетическим вкусам учащихся.
Воспитание развитой личности немыслимо без ощущения себя частью своего народа. В этом смысле фольклор — всегда школа, школа общения, красота поведения, быта и труда. Фольклор — это доступная для всех, без исключения, учащихся форма выражения себя, своего мироощущения.