Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Итоговый урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс Урок-размышление «Размышляем над прочитанным» «Честь или бесчестье»

распространение опыта работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Хахальская основная школа»

Кириллова Валентина Евдокимовна

Итоговый урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

8 класс

Урок-размышление «Размышляем над прочитанным…»

«Честь или бесчестье?...»

Цели и задачи:

Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа. 2. Закрепить умения: работы по вариантам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами.

Продолжить работу над развитием речи: построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, распечатанные таблицы с заданием (Приложение 1).

Оргмомент: приветствие, объявление темы урока (слайд 1).

Слово учителя: Занятие является итоговым, обобщающим. На данном уроке мы будем размышлять о прочитанном… Ещё раз прикоснёмся к творению великого Пушкина, чтобы ответить на самые насущные вопросы нашего бытия: Как жить? Что делать, чтобы жизнь не промчалась бесцельно? В чём смысл жизни? Повесть «Капитанская дочка» заставляет нас задуматься над выбором решений в сложных жизненных ситуациях. Конечный итог выбора: честь или бесчестье. А что дальше? Каковы последствия этого выбора? Об этом будем размышлять вместе с автором бессмертного творения.

Ход урока.

Объявление целей урока (слайд 2). Сегодня мы с вами, кроме анализа самого произведения, будем отрабатывать навыки индивидуальной работы и выполнения заданий по вариантам, обратимся к некоторым необходимым для нас терминам.

Вспомните, что представляет нашему вниманию автор в самом начале произведения? (Эпиграф: Береги честь смолоду). Что такое эпиграф? (Короткая цитата, крылатое выражение, пословица, поговорка, помещенные автором перед текстом произведения с целью толкования основной идеи, замысла автора). К выявлению значения эпиграфа мы придем в конце занятия.

Ответьте на следующие вопросы:

От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»? (Завершая повесть, Пушкин пишет: «Здесь прекращаются записки Петра Гринёва…Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Себя поэт называет только издателем повести (1; 292)

Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва? (Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений. «Капитанская дочка» - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.)

Вспомните – что такое ирония? (слайд 5)

Приведите примеры иронического изображения в первой главе. («Бумажный змей» из географической карты; «выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля» и т.д.) Почему ирония присутствует в описании детства? (Человеку свойственно вспоминать своё детство с теплотой. Гринёв – не с насмешкой, а с улыбкой.)

Теперь возьмите листочки с заданием №1 (приложение№1). Ответ должен быть кратким, несколько слов на каждый пункт, определяем основные черты характера Петра Гринева, исходя из его следующих поступков (слайд 6).

Уплата долга за проигрыш.

Благодарность за спасение.

Поединок за честь девушки.

Отказ присягнуть бунтовщику.

Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

(честность, порядочность, хорошее воспитание, храбрость, верность родине − патриотизм, благородность, преданность, великодушие и др.)

Мы уже сказали и о том, что Гринёв – главный герой повести, дали ему характеристику, выявляя основные черты характера. Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью (Швабрин). Что общего у этих героев?

(оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову, оба вступают во взаимоотношения с Пугачёвым). Найдем теперь различия, заполните сравнительную таблицу, указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации (слайд 7). На ваших листочках задание №2.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1.Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

2.Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3.Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу.

4.Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство.

Описывает «совершенною дурочкою». Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву.

5.Поведение с Пугачёвым

Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина.

Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение.

Скажите, какие моменты повествования отражены на иллюстрациях? (слайд 7) (Дуэль двух офицеров, ранение Гринёва, Савельич поддерживает юношу). Необходимо отметить, что Швабрин несет на себе печать переходности своего времени, он порождение, причудливо совмещающее в себе самодержавие, крепостничество с взрывами протеста и бунтарства – «герой своего времени» (2; с.51-52).

Как вы считаете – каков же основной сюжет произведения – восстание Пугачева, верность Савельича, любовная линия или еще что-то. (1. Конечно, любовная линия. Чувства Гринева к Маше и её взаимность на протяжении всей повести являются основными значимыми моментами всего повествования. 2. Но всё же замысел автора гораздо глубже всего перечисленного. А.С.Пушкина более всего волнует нравственный выбор героев, оказавшихся в столь сложных жизненных обстоятельствах. Поэтому, считаю, что его более всего волновало становление личности молодого человека второй половины 18 века, вовлечённого в круговорот исторических событий. 3. Писатель поднимает такие острые и «вечные» вопросы, которые не перестают волновать нас и сегодня: о чести и бесчестье, о верности долгу и предательстве, о любви и ненависти.)

Рассмотрим сначала любовную линию повести (слайд 8) Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. Отметьте нужные цифры к каждой из четырех букв (А - 3; Б – 4; В - 1; Г – 2).

Конечно, любовь к Маше Мироновой делает нашего героя сильнее, мужественнее, ответственнее. Достойна ли эта провинциальная девушка такого высокого чувства?

(слайд 9) ответьте кратко, устно на следующие вопросы:

1. Опишите первую встречу капитанской дочки и вновь прибывшего в крепость молодого офицера.

2. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?

(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)3. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)4. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)

События повести увлекают нас гораздо глубже в эпоху крестьянских войн второй половины 18 века. «Капитанская дочка» у Пушкина вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на собственные исторические изыскания и труды, которые ставят его воображению строгие исторические границы и пределы.  «Конечно,— пишет Н. Н. Скатов,— это книга о смуте, о восстании, о революции, и, наверное, нет в русской классике более грандиозной картины бунта, более впечатляющего изображения мятежа как стихии...». (слайд 10).

Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел.

Историческая правда

Художественный вымысел

«Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили

Взаимоотношения с Гриневым «В Пугачеве-разбойнике побеждает человек»:

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга

Способен проявить милость

Умный, отважный, энергичный

Может быть благородным: на добро отвечает милостью

Жестокий

Способен оценить честь и мужество противника

Трагическая судьба

Мы с вами охарактеризовали Пугачева, указывая и историческую правду и художественный вымысел, упомянули о милости государыни Екатерины II (слайд 11). Как вы считаете, кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»? (Мнения детей могут разойтись. Здесь главное – обоснованное доказательство учеников. Пугачев – в повести проявляет великодушие к Гринёву, Екатерина – именно благодаря её милости воссоединились сердца влюбленных.)

Все в данном случае правы, аргументируя свою позицию. Вернемся к началу урока, где мы указывали эпиграфы к произведению и к уроку (слайд 12). Объясните смысл эпиграфа к повести «Береги честь смолоду». (Можно отнести и к чести Гринёва, который является ярким примером – он не предал родину, не стал упоминать имя Маши, выполнял свои обещания. Высшее проявление чести – самопожертвование ради другого человека. А также Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.) Мы можем также отметить: А. С. Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.

Проследим, как раскрывается проблема становления личности молодого человека в «смутные времена». С первых глав повести, мы увидим поэтапное взросление человека, воспитанного в старых традициях русского дворянства, которые помогут ему уйти от искушений (эпизод с Зуриным, отношения с Савельичем), и выйти в разряд достойных русских офицеров, способных отстоять честь и достоинство женщины, верой и правдой служить Отечеству.

«Береги честь смолоду» — значит, храни верность православным святыням, которые не мы выбирали: их дал нам Бог вместе с нашей историей. Таков смысл эпиграфа к «Капитанской дочке», определяющий разрешение в ней главной трагической коллизии. Пушкин избрал для своей повести форму записок дворянина Петра Гринева, обращенных к его потомству. Поэт считал, что память о прошлом отличает образованность от дикости. В форме «родовых воспоминаний» передавалась от деда к внуку святыня национального предания, без которой душа человека — «алтарь без божества». В записках Гринева есть и прямые обращения к юношеству, за которыми скрывается голос самого Пушкина: «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Итог урока:

«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.

Завершая цикл уроков о Пушкине, очень надеюсь, что мы не прощаемся с великим мастером слова, который всем своим творчеством воздвиг себе «памятник нерукотворный».

Мы вспомнили сегодня и охарактеризовали основных главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», проанализировали смысл отдельных моментов повести, выявили исторические моменты, вспомнили такие понятия, как ирония, сюжет, композиция. Рассмотрели разнообразные иллюстрации к произведению. Услышали размышления по поводу названия повести и её эпиграфа.

Рефлексия: Ребята, повесть оставила вас равнодушными? Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?

Домашнее задание (слайд 13).

Напишите домашнее сочинение (по выбору):

1.“Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания?

2. Емельян Пугачёв. В чём противоречивость образа? (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Так всё же честь или бесчестье? (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

4. Письмо Гринёву.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области