Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 комбинированного вида»
(МДОУ «Д/с №10»)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Веселая акварелька»
Направленность: художественная
Возрастная категория: для детей 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Пуговкина Н.А., воспитатель
г. Ухта, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка3
Учебный план7
Календарный учебный график9
Календарно–тематическое планирование9
Планируемые результаты 18
Комплекс организационно- педагогических условий20
Список литературы27
1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Веселая акварелька» (далее – Программа):художественная
Актуальность Программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Отличительные особенности Программы:
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка:
оригинальные идеи,
воображение,
творчество,
мелкую моторику пальцев рук,
самостоятельность;
уверенность в своих силах;
пространственное мышление;
А так же, нетрадиционные техники рисования помогают снять детские страхи, знакомит с разнообразным материалом. Во время выполнения работы (рисования) дети получают эстетическое удовольствие.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их.
Такой вид рисования не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Изодеятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче
Отличительная особенность Программы заключаются в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). В ней достаточно широко раскрыто использование нетрадиционного рисование через принципы, формы и методы обучения.
Адресат Программы:Данная программа рассчитана на детей 3-4-лет.
Объем Программы.Общее количество учебных часов, запланированных на весь период Программы- 31 час в год.
Формы организации деятельности детей на занятии: групповая.
В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:
–беседы с детьми;
– рассказ педагога;
– рассказы детей;
– показ педагогом способ действия;
– практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием;
– подготовка и проведение выставок детских работ;
– игры, игровые приемы;
– организация и оформление выставок детских работ.
Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения( с октября по май)
1 раз в неделю, всего - 31 час. Продолжительность занятий – 15 минут.
Срок освоения Программы составляет 31 неделя, 1 год
Цель Программы: создание условий для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет через нетрадиционные техники рисования.
Задачи Программы:
развитие внимания, речи, памяти, мышления и воображения, укрепление мелкой моторики;
Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования;
способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
воспитывать у детей наблюдательность, стремление к достижению результата, аккуратность, интерес, эмоциональную отзывчивость, усидчивость и положительное отношение к рисованию.
2. Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов ( 1 год обучения) | Всего |
Диагностика. | 1 | 1 | |
«Веточка рябины» | 1 | 1 | |
«Осеннее дерево» | 1 | 1 | |
«Веселые грибочки» | 1 | 1 | |
«Весёлый ёжик с яблоком» | 1 | 1 | |
«Белочка сушит грибочки» | 1 | 1 | |
«Вот какие осьминоги» | 1 | 1 | |
«Рыбки в аквариуме» | 1 | 1 | |
«Снежинка Рисование манной крупой» | 1 | 1 | |
«Новогодняя открытка» | 1 | 1 | |
«Ёлочка – красавица» | 1 | 1 | |
«Ёлочная игрушка» | 1 | 1 | |
«Заснеженное дерево» | 1 | 1 | |
«Шубка для зайчика» | 1 | 1 | |
«Барашек» | 1 | 1 | |
«Кораблик для папы» | 1 | 1 | |
«Платок для снежной бабы» | 1 | 1 | |
«Деревья в инеи» | 1 | 1 | |
«Тюльпан для мамы» | 1 | 1 | |
«Чудесные цветочки» | 1 | 1 | |
«Лебеди» | 1 | 1 | |
«Животные Севера. Пингвины» | 1 | 1 | |
«Король Лев» | 1 | 1 | |
«Петушок» | 1 | 1 | |
«Ракета» | 1 | 1 | |
«Пасхальные яйца» | 1 | 1 | |
«Матрешки» | 1 | 1 | |
«Танк» | 1 | 1 | |
«Смотрит солнышко в окошко» | 1 | 1 | |
«Весенний букет цветов» | 1 | 1 | |
Диагностика. | 1 | 1 | |
Всего | 31 | 31 |
3.Календарный учебный график
Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | Количество учебных недель | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01 октября 2019 г. | 29 мая 2020 г. | 31 | 1–8 января 2020 | Диагностика: 1 неделя октября, последняя неделя мая |
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Материалы и оборудование | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения (факт) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Диагностика. | Выявить уровень развития изобразительных способностей детей. Оценить их творческие проявления на начало учебного года. | Лист А4 с нарисованным контуром круга (солнышко), желтая гуашь, салфетки. | 1 | 01.10.2019 | |
2 | «Веточка рябины» | Познакомить с техникой рисования печатанья картошкой. Формировать умение рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно. | Веточка рябины, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. | 1 | 08. 10.2019 | |
3 | «Осеннее дерево» | Познакомить с техникой рисования пальчиками. Формировать умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. | 1 | 15. 10.2019 | |
4 | «Веселые гри» | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба. Закрепить умение ровно раскрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная гуашь, кисти мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов. | 1 | 22. 10.2019 | |
5 | «Весёлый ёжик с яблоком» | Формировать умение рисовать нетрадиционным способом – одноразовыми вилочками, учить дополнять изображение деталями (штампование крышками, рисование пальчиками).развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. | белый лист бумаги с изображением ёжика без иголочек, гуашь, одноразовые вилочки, крышки, влажные салфетки. | 1 | 05. 11.2019 | |
6 | «Белочка сушит грибочки» | Совершенствовать технику печатания при помощи печатки из картофеля. Воспитывать аккуратность. | Белый лист А 4, гуашь, мисочки, картофель, салфетки для рук. | 1 | 12. 11.2019 | |
7 | «Вот какие осьминоги» | Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Воспитывать аккуратность. | Плотные синие листы, гуашь в мисочках, салфетки. | 1 | 19.11.2019 | |
8 | «Рыбки в аквариуме» | Формировать интерес к рисованию, используя нестандартную технику изображения (ладошками, пальчиками и ватными палочками, раздувание краски трубочкой). Развивать эстетическое восприятие воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать любовь ко всему живому. Воспитывать эмоциональный отклик, интерес к рисованию. | Бумага голубого цвета, краски, пластмассовые трубочки, ватные палочки, салфетки для рук, кисточки. | 1 | 26.11.2019 | |
9 | «Снежинка» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества. | Цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш. | 1 | 03.12.2019 | |
10 | «Новогодняя открытка» | Формировать умение рисовать отпечатком ладошки снеговиков, дополнять рисунок с помощью пальчиков. Воспитывать аккуратность в работе. | Цветная бумага/картон, гуашь, кисточка, салфетки. | 1 | 10.12.2019 | |
11 | «Ёлочка – красавица» | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью «Ёлочка – красавица» . | 1 | 17.12.2019 | |
12 | «Ёлочная игрушка» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества. | цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш. | 1 | 24.12.2019 | |
13 | «Заснеженное дерево» | Продолжать формировать умение рисовать отпечатком ладошки крону дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе. | бумага синих тонов, гуашь, газета, салфетка для рук, банка с водой, кисть. | 1 | 14.01.2020 | |
14 | «Шубка для зайчика» | Закрепить знания и представлений детей об изменении окраса зайца в зимний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью. | слайдовая презентация «Шубка для зайки»; краски (гуашь); кисти с жесткой щетиной; бумага тонированная с силуэтом зайца; шапочки для зайцев; тарелочки под краску. | 1 | 21. 01.2020 | |
15 | «Барашек» | Познакомить с новой техникой – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе; желание помочь барашку. | Лист цветной с изображением барашка без шерсти, манная крупа, клей ПВА, кисточки. | 1 | 28.01.2020 | |
16 | «Кораблик для папы» | Продолжать формировать умение рисовать с помощью пальчиков; развивать воображение, самостоятельность; воспитывать аккуратность в работе с красками; закреплять знание основных цветов; развивать эмоциональность – умение радоваться результату. | Листы А4 бледно голубого цвета, рисунки кораблика, гуашь основных цветов, салфетки, штампы – облака, кораблик. | 1 | 04.02.2020 | |
17 | «Платок для снежной бабы» | Упражнять в технике рисования тычком, ватными палочками. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Треугольник (пол листа А4), ватные палочки, гуашь, салфетки. | 1 | 11.02.2020 | |
18 | «Деревья в инеи» | Формировать умение рисовать крону дерева при помощи паралона. Воспитывать аккуратность в работе. | бумага синих тонов А4, гуашь, паралоновые губки, салфетки, тарелочки, банка с водой, кисть. | 1 | 18. 02.2020 | |
19 | «Тюльпан для мамы» | Формировать умение изготовление открытки в технике рисования манной крупой; развивать творческое воображение, фантазию, аккуратность; закреплять умение работать с клеем, с манной крупой. | Клей ПВА, кисть, манная крупа, гуашь, шаблон тюльпана. | 1 | 25. 02.2020 | |
20 | «Чудесные цветочки» | Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования – коктейльной трубочкой; развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой работе. | Коктейльная трубочка, лист А5, гуашь, кисть, баночки для воды. | 1 | 03.03.2020 | |
21 | «Лебеди» | Закреплять прием рисования ладошкой; развивать самостоятельность, воображение, творческую активность у дошкольников; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | лист А4, гуашь белого, чёрного и красного цвета, банки с водой, кисти, черный фломастер. | 1 | 10.03.2020 | |
22 | «Животные Севера. Пингвины» | Формировать умение прижимать паралоновый тампон к штемпельном подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета | Лист А4, штемпельная подушечка, тампон из паралона, трафрет, иллюстрации, гуашь, салфетки для рук. | 1 | 17.03.2020 | |
23 | «Король Лев» | Формировать умение рисовать нетрадиционным способом – одноразовыми вилочками, учить дополнять изображение деталями (штампование крышками, рисование пальчиками). Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. | белый лист бумаги с изображением льва без гривы, гуашь желтого цвета, одноразовые вилочки, крышки, влажные салфетки. | 1 | 24.03.2020 | |
24 | «Петушок» | Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения. | широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. | 1 | 07.04.2020 | |
25 | «Ракета» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом рисования- отпечаток ладошкой; учить дорисовывать недостающие детали ракеты; воспитывать аккуратность в работе. | пол листа А4, гуашь, кисти, баночки с водой, иллюстрации с изображением воздушного транспорта. | 1 | 14.04.2020 | |
26 | «Пасхальные яйца» | Совершенствовать умение и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. | Лист А4, гуашь, кисть, ватные палочки, пробки, тарелочки. | 1 | 21.04.2020 | |
27 | «Матрешки» | Совершенствовать умение и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать цветовосприятие. | Матрешки, гуашь, тарелочки, ватные палочки, пробки, салфетки для рук. | 1 | 28.04.2020 | |
28 | «Танк» | Формировать умение рисовать отпечатыванием кулачка; учить дорисовывать недостающие детали танка; развитие мелкой моторики. | Пол листа А4, гуашь, баночки с водой, кисточки. | 1 | 05.05.2020 | |
29 | «Смотрит солнышко в окошко» | Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком; развивать моторику рук, чувство цвета; прививать аккуратность и старание в работе. | Готовые вырезанные формы облачков, гуашь жёлтого цвета, баночки с водой, фломастер. | 1 | 12.05.2020 | |
30 | «Весенний букет цветов» | Формировать умение рисовать отпечатыванием пластиковой бутылкой; формировать умение дорисовывать недостающие цветка; развитие мелкой моторики. | Лист А4, гуашь, баночки с водой, кисточки. | 1 | 19.05.2020 | |
31 | Диагностика. «Вот и лето пришло» | Выявить уровень развития изобразительных способностей детей. Оценить их творческие проявления на конец учебного года. | Листы бумаги, гуашь, баночки для гуаши, салфетки, иллюстрации солнца, лето. | 1 | 26.05.2020 |
5. Планируемые результаты
По окончанию обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
6.Комплекс организационно – педагогических условий:
Условия реализации программы: Занятия проводятся в помещении мини музея краеведения МДОУ «Д/с № 10»
Оборудование: детские столы, стулья, телевизор, магнитофон.
Информационно – методические ресурсы:
Средства и материалы:
гуашь;
восковые мелки;
ватные палочки;
котельные трубочки;
поролоновые печатки;
пробки;
воздушные шарики;
пластиковые бутылки;
ластик;
пластиковые вилки, ложки;
манка;
клей;
картофель, морковка, лук;
салфетки;
стаканы для воды (непроливайка);
подставки под кисти;
кисти;
бумага (А4; А5;А3);
клеенка на столы.
Формы контроля Программы:
Основными методами контроля являются: наблюдение педагога, дидактические игры, изучение продуктов детской деятельности, организация выставок, участие в конкурсных работах. А также диагностика, по итогам обучения, для отслеживания результативности программы.
Формы проведения педагогической диагностики, оценочные материалы
Диагностика Выявление уровня развития изобразительных способностей детей |
Анализ детских работ |
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционные техники рисования) |
Таблица № 1
Выявление уровня развития изобразительных способностей детей
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Уровень | ||||||||||
С | Ф | Н | |||||||||||||||
О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
Уровень | С | ||||||||||||||||
Ф | |||||||||||||||||
Н |
1 задание
«Найди цветок для бабочки»:
Цель:Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой), называть их цвет (красный, алый, желтый, зеленый, синий, белый, розовый, голубой, сиреневый, малиновый, серый, черный).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценки:
С – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.
Ф – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Н – Ребенок самостоятельно и при помощи педагога не справился с заданием.
2 задание
«Заштопай у матрешки сарафан»:
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.
Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
Критерии оценок:
С – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).
Ф – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Н – Ребенок самостоятельно и при помощи педагога не справился с заданием.
3 задание
«Найди предметы в группе»:
Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: Игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
Критерии оценок:
С – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.
Ф – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Н – Ребенок самостоятельно и при помощи педагога не справился с заданием.
4 задание
«Чудесный мешочек»:
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия:Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называетих.
Критерии оценок:
С – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.
Ф – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.
Н – Ребенок самостоятельно и при помощи педагога не справился с заданием.
5 задание
«Светит солнышко»:
Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.
Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Дети выполняют рисунок.
Критерии оценок:
С – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.
Ф – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Н – Ребенок самостоятельно и при помощи педагога не справился с заданием.
По результатам проведения диагностики были выявлены следующие уровни развития изобразительных способностей детей:
Сформирован – ребенок выделяет цветовые эталоны, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, алый, желтый, зеленый, синий, белый, розовый, голубой, сиреневый, малиновый, серый, черный).Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Формируется – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения ввыделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Не сформировано – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Таблица № 2
Анализ детских работ
№ п/п | Имя ребенка | Самостоятельность в выборе материалов | Создание новых комбинаций из основных элементов | Увлеченность и интерес к деятельности | Творческое применение различной техники изображения и материалов | Соответствие детской работы основным художественным требованиям | Оригинальность выполнения замысла | ||||||
О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
С – сформировано, Ф – формируется, Н- не сформировано
Таблица № 3
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
(нетрадиционные техники рисования)
№ п/п | Имя ребенка | Оттиск | Рисование | Метод тычка | Уровень | ||||||||||||||||
Печатки из пробок, картофеля | Тампонирование (паралон) | Мятая бумага | Пальчиками | Ладошками | Манкой | Восковыми мелками | Ватной палочкой | Кистью | |||||||||||||
О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
С – сформировано, Ф – формируется, Н- не сформировано
7. Список литературы:
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей / А.В.Никитина. – Санкат-Петербург: КАРО, 2016. – 96 с. +16 с. цв. вкл. ISBN978-5-9925-0131-5.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.