Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Песочная терапия в развитии дошкольников

Песочная терапия решает следующие задачи развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии Формирование у ребёнка представления об окружающем мире развитие общей и тонкой моторики. Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Тема: «Песочная терапия в развитии дошкольников»

Баланеску Олеся Андреевна

воспитатель:

г.Советский

Введение

Только в словаре слово «победа»

Стоит перед словом «работа»

Кристи Ли

Кто не применяет новых средств,

Должен ждать новых бед.

Ф. Бэкон

Особые дети талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В обескураженье находятся и семьи и дошкольные образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно – информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семей, то есть создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решения этого вопроса.

Дора Калф и Маргарет Лоуэнфелд впервые описали использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. С тех пор песочная терапия становится достаточно популярным и эффективным методом коррекции.

Представленный материал позволяет:

Вооружить педагогов, родителей превосходной технологией сотворчества с детьми;

Привить детям желание решать познавательные задачи;

Решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

История вопроса

Часто руки знают, как распутать то,

Над чем тщетно бьется разум.

К.Г. Юнг

Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 1950 – х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Д. Калф, прошедшая обучение, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации.

Что такое песочная терапия

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

Создание песочных композиций в отличии, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что – то не так невозможно. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания, в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

Следуя санитарно – гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован.

Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения.

Люди должны быть разного возраста и пола. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок.

Животных хорошо бы представить во всем многообразии. Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.

Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта.

Различные детские наборы: Лего, киндер – сюрпризы и др.

Растительный мир. Здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов.

Символические предметы. Наконец – то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам.

Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться набором фигурок, необходимых для решения педагогических, развивающих и коррекционных задач для данного занятия.

Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом, выделяется ритуал приветствия.

Ритуал приветствия

Цель данного этапа – определить правила поведения в песочнице. Особая ценность заключается в том, что контролирующие функции переходят к некому персонажу.

Присутствие сказочного контролера сдерживает порывы детей, даже самых гиперактивных.

Для регулирования времени и поведения подходит сюжет игры: «День – ночь» (в дневное время песочница открыта для деятельности, а на ночь она закрывается).

В структуре ННОД на ритуал приветствия, отводится от 3 до 5 минут.

Основная часть

Это возможность проведения занятий по различным проблемам развития речи.

Особенность проведения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в песочнице – возможность ее использования на протяжении всего занятия или в отдельной его части.

Развитие мелкой моторики

Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, а вот малыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке».

Продолжая тему развития мелкой моторики, предлагаю рисование на песке: дорожки, заборчики, дожди, лесенки, следы, волны.

В системе М. Монтессори есть упражнение по работе с песком. Это различные засыпания, пересыпания песка в различные емкости. Причем можно ставить самые разные задачи и развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные навыки.

Здесь же можно продолжать работу с шаблонами и контурами, но не обводить их пальцем, а насыпать песок на шаблон.

В песочнице можно проводить закрепление образа букв через «печатанье» их на песке. Я это в основном использую в работе с детьми, имеющими дизартрию или ДЦП. Без чрезмерного напряжения можно формировать кинестетические ощущения.

Здесь же я обращаю свое внимание на детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке к школе таких ребят пока не много, а вот в песочнице, не отягощенной линованными линиями, провожу эту работу, подбираю для ребенка удобную позу.

Хотелось бы отметить, что сейчас рисование на песке активно разрабатывается как особое направление изобразительной деятельности. Это, безусловно, будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка.

В структуре ННОД на основную часть, отводится 5 - 7 минут.

Ритуал прощания

Помимо речи в песочнице можно развивать и математические представления, и когнитивные, и психические процессы.

Помимо представления о пространстве и ориентировки в нем песочница может служить стендом для решения математических задач, для формирования представлений об объеме.

Однако все хорошее рано или поздно заканчивается. Сказочный персонаж, объявляет об окончании игры.

Сказочный персонаж может самостоятельно перечислить задания, выполненные детьми, а может попросить их самих вспомнить, чем они занимались в песочнице.

Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.

Продолжительность ритуала прощания составляет 5 – 6 минут.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области