ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Васильева М.А.
Учитель начальных классов МОБУ СОШ №19 г.Якутск РС(Я)
Аннотация: Использование элементов этнокультурного направления во внеурочной работе в начальной школе направлено на эстетическое отношение к искусству и культуре своего этноса, культуре межнационального общения, толерантности и миролюбия, развития патриотических чувств.
Сейчас в основном зависит от современной школы какое будущее ждет Россию. Именно она несёт большую ответственность за воспитание и образование младшего подрастающего поколения. Поэтому очень важным является приобщение школьников к общечеловеческим ценностям, заложенным в народной культуре и традициях коренных жителей Якутии.
Введение элементов этнокультурного направления по внеурочной деятельности открывает новое направление образования школьников, актуальность которого диктуется современными проблемами этнокультурного развития общества.
Ключевые слова: Этнокультурное образование, общекультурное воспитание, социализация.
На нынешнем этапе главной задачей этнокультурного образования является формирование общечеловеческих ценностей на основе этнической идентификации личности. Таким образом, ориентация личности на общечеловеческие ценности через этническую культуру рассматривается как важнейший принцип организации образования на современном этапе.
Этнокультурное образование ориентировано на развитие и социализацию личности как субъекта конкретного этноса, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации. Оно призвано решить триединую задачу: в этнокультурном плане – воспитание личности, носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном плане – формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном плане – приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.
Этническая культура способствует формированию гармоничной целостной личности. Наивысшим показателем уровня развития этнокультуры молодых людей является их готовность и способность к этнокультурной трансляции, благодаря чему сохраняется устойчивость самого этноса и обеспечивается преемственность и эффективность воспитания.
В формировании духовно-нравственных качеств на основе приобщения к этнической культуре условно можно выделить следующие этапы:
а) приобретение школьниками ценностных знаний отражающих принятые в данном сообществе отношения к окружающему миру, людям, самому себе;
б) формирование ценностных ориентаций к содержанию приобретенных этнокультурных знаний;
в) развитие ценностных отношений к основным требованиям этнической культуры;
г) организация соответствующей деятельности патриотической, экологической гуманистической направленности, характеризующейся толерантностью, самоуважением и самореализацией.
Для внедрения этнокультурных ценностей в учебно-воспитательный процесс, нужно использовать наиболее эффективные подходы современной педагогической теории и практики.
Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как мы живем в многонациональной республике и наши школы многонациональна, поэтому в своей экспериментальной программе внеурочной деятельности в начальной школе, я стараюсь изучать не только якутскую и русскую культуру и искусство, но и культуру, и искусство коренных народов.
Воспитание межнационального общения, толерантности миролюбия, любви к природе родного края, своему народу, уважительное отношение к национальным традициям способствует развитию у учащихся интереса к изобразительному искусству и желание и дальше самостоятельно изучать разные виды пластических искусств (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и т.д.)
Одной из целей программы кружка «Мир вокруг нас» по изобразительному искусству является - приобщение школьников к богатому наследию якутской культуры, художественным ценностям современного изобразительного и прикладного искусства Якутии, и воспитание на этой основе гармоничной и эстетически развитой личности.
Литература.
1.Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.
2.Моя Якутия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2-х кл. – Якутск кн. изд-во, 2001г.-с. 60- 62.
3. Коновалова, М.П. Основные идее и принципы толерантности при формировании личности ребёнка [Текст]/ М.П. Коновалова// Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - №4. – 56-59 с