Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Путешествие по экологической тропе"

формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения .

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе

«Путешествие по экологической тропе»

Основная образовательная область «Познание Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд», «Социализация». Место проведения: территория д/сада

  Тема: «Путешествие по экологической тропе»-

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения .

Обучающие задачи: • Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы: берёзой, шиповником, цветником, огородом; их особенностями (строением - ствол, ветви, листья, корни). • Расширять знания детей о растениях экологической тропы детского сада; • Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. • Учить детей излагать собственные полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развивающие задачи: рассуждения, умозаключения, • Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ. • Активизировать и обогащать словарь детей: шершавая, гладкая, прохладная, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля. живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. • Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. • Развивать связную речь; • Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи: • Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой. • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому; • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Предварительная работа: • Наблюдения в природе. • Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников. • Разработка маршрута. • Заучивание стихотворений. • Подбор игр, загадок. • Выполнение физкультурных разминок; • Чтение произведений художественной литературы с описанием. Развивающая среда: воздушные шары, конверт (письмо, ведерко с перчатками, ведра для опыта с сухим и сырым песком, савки, лейка, маски птиц, корзинка с угощением, Берендей – хранитель экологической тропы /резная поделка из дерева Тип занятия: комбинированный

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический. Методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и рассматривание птиц, подвижная игра «Скворушки», правила поведения на природных объектах, чтение стихотворения о березе, сюрпризный момент.

Этапы создания и оформления тропы: 1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Подбор хозяина экологической тропы – сказочного персонажа.

4) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект.

5) Составление рекомендаций /для воспитателя/ по работе с детьми на каждом объекте.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оборудование.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченным указателями. В состав экологической тропинки входят объекты, такие как:

1. «Береза».

2. «Огород».

3. Летняя лаборатория. (Песочница)

4. «Птичий городок»

5. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

6. «Кустарник».

7. «Цветник»

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Ход занятия:

--Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому, что проводим мы его не в группе, а на улице.

--И, сегодня, у нас на занятии гости, поприветствуем их.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

-- Ребята, утром я обнаружила необычное письмо. Послушайте его.

«Дорогие мои маленькие друзья! Я – хранитель экологической тропы Берендей.

Я присматриваю за природой вокруг. Вам, как моим помощникам, я поручаю сегодня вместо меня пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. Все ли в порядке? Я буду вам благодарен за работу. Предлагаю вам карту-путеводитель, которая приведет вас к природным объектам, расположенных на территории д/сада, которые я отметил воздушными шарами».

-- А вот и карта - путеводитель, по которой предлагает нам пройти хранитель экологической тропы Берендей.

--Ребята, а вы, знаете, что такое экологическая тропа? /нет/ А, простая, тропа? /да/

- Это путь, по которому куда-то идут люди;

- Это дорожка, у которой есть начало и конец;

- Она обязательно куда-то ведет.

--Да, конечно, путь, обязательно приводит куда-то или до чего-то. Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется (необходимо, то и спасти ее от непредвиденных ситуаций.

-- Ребята, кто знает, что такое природа? /это все вокруг нас, это животный и растительный мир/

-- Скажите, природа бывает какой? /живой и неживой/

-- Какие объекты природы относятся к живой природе? /деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, насекомые, животные /

--Объясните, почему? /Потому что, они могут расти, дышать, питаться, болеть, плодиться (размножаться)/

--А, что относится к неживой природе? /небо, тучи, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер/

--Почему? / потому что не растут, не дышат, не питаются и т. д. / --Хорошо, ребята.

1объект

Воспитатель смотрит на карту и объявляет: Первый объект «Дерево». Отгадайте загадку.

Стоит Алёна, Платок зелёный,

Тонкий стан, Белый сарафан. /Береза/

--Правильно. Ребята, скажите, береза – это объект живой природы или неживой? /живой/

-- Береза своей красотой вызывает восхищенье, полюбуйтесь ей. Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящают ей песни и стихи. А кто из вас расскажет стихотворение о березе:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

-- Молодец. Давайте, прикоснемся к стволу и поздороваемся с ней. /Здороваются/ --Рассмотрим строение дерева. Что есть у березки?

/корень, ствол, ветки, листья, сережки- плоды/

-- Корни, какие? /. / Ствол белый с черными отметинами -- у основания шире; чем выше, тем тоньше. Ветви—тонкие, длиные (раскидистая крона). Листья – резные. Сережки.

-- Вот, мы и осмотрели березу, скажите, все ли в порядке, ничего ей не угрожает? (ответы). Растет, живет. Тогда посмотрим в путеводитель и продолжим путь к следующему объекту «Чудесный огород» отмеченного шариком по стрелкам—указателям направления.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой: Береги природу друг,

будет красота вокруг.

2объект

-- Ребята, а что такое огород? /это огражденное место, где выращивают овощи, зелень, ягоды /

-- Для чего выращивают овощи? / мы из них готовим пищу, и едим свежими /

-- Как называют профессию человека, который выращивает овощи? /овощевод /

-- Рассмотрите наш огород, назовите знакомые вам растения /ответы детей/. Какие вы еще знаете?

-- Скажите, растения нашего огорода являются объектами какой природы? / живой /

-- А как их выращивают? /рассаду, семена высаживают в грунт (почву) на грядки, поливают, рыхлят почву, удаляют сорняки/

--Что еще нужно для роста растений? /Солнце – согревает своим теплом, дает свет;

Воздух – попадает в почву и они дышат;

Вода – увлажняет почву;

Почва – питает растения.

-- Посмотрите, в порядке огород: нет ли на грядках сорняков? /есть /. Уберем огород от сорняков.

Детям предлагается выдернуть сорняки (инвентарь - перчатки)

-- Молодцы, теперь посмотрим в карту, следующий объект «Летняя лаборатория»

Пройдем к ней, не забудем про речёвку

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой: Береги природу друг,

будет красота вокруг.

3 объект

-- Ребята, что перед нами? /песок/. Является ли песок живой природой? /нет, он не умеет питаться и размножаться. Значит это неживая природа. /

--А что же он умеет делать? / двигаться, сыпаться, впитывать воду/ Давайте проверим.

Опыты с песком:

1) Наберем в ведро песок, теперь очень медленно будем высыпать его в одно и то же место струйкой. Образуется конус /горка/, растущий в высоту. Если долго сыпать песок, на поверхность конуса; то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка, похожее на течение.

Вывод: Песчинки могут передвигаться из-за силы тяжести или из-за ветра

2) Песок может впитывать воду. Используя воду в лейке, поливаем песок и наблюдаем, как впитывается вода. Куда подевалась вода? Она впиталась.

Вывод: вода впитывается в песок.

3) Опыт «Свойства мокрого песка»

МОКРЫЙ ПЕСОК нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ, пока не высохнет.

Взять 2 ведра или 2 формочки, одно наполнить сухим песком, другое сырым, перевернуть и снять ведро с одной горки, затем с другой. Результат: мокрый песок сохранил форму ведра, сухой рассыпался.

Объясните, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет,

воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.

Вывод: МОКРЫЙ ПЕСОК МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ

4 объект

--Ой, ребята, я что-то слышу, а вы? / Нет, что?/

--Давайте присядем на скамеечку и прислушаемся, /пауза/ что слышите? Птицы поют.

--Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? /Да, это живая природа, они как и всё живое - питаются растут болеют, размножаются/

Скажите, каких птиц вы знаете? (ответы)

--Ребята, отгадайте загадку: Между веток новый дом

Нет ни двери в доме том

Только круглое окошко

Не пролезет даже кошка

/Скворечник/- это объект, сделанный руками человека

--Для каких птиц делают скворечники? / для скворцов /

--Откуда он взялся на участке? /мы повесили весной /

-- Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? / наши папы, дедушки /

--Какие еще птицы могут селиться в них? /синички, воробьи, трясогузки/

--Дети, а как мы с вами заботимся о птицах?

--зимой мы их подкармливаем: насыпаем корм в кормушки: семечки, хлебные крошки, зернышки, крупу;

--весной мастерим для них скворечники и вешаем их на деревья.

-- Мы потрудились хорошо, на территории нашего сада скворечников много.

5 объект

--Давайте поиграем в П/игру «Скворушки» -- объект «Спортивный отдых»

Правила:

Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца» - дети. В результате один «скворец» останется без домика и пары.

По сигналу воспитателя «День» скворцы вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками- «крыльями». По сигналу воспитателя «Ночь»: «Скворцы прилетели.» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занять его в паре.

Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, игра повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей. – Молодцы, повеселились и размялись.

6 объект

--Пора к следующему объекту, ребята, смотрим на карту -- объект «Кустарник»

--Ребята, кто из вас знает, что это за растение? / это кустарник/

-- Куст это живая природа или неживая?

-- Здесь растет куст шиповника. Осторожно, у шиповника есть колючки или шипы, как у розы. Потому его и называют «шиповник». У него и цветы похожи на розу. В июне он весь покрыт зелеными колбочками. Их почти незаметно в густой листве. В начале июля на верхушке колбочки расцветает розовый цветок. В августе лепестки цветов облетают, колбочки краснеют. А плоды у шиповника очень целебны. Оболочка колбочки сладкая на вкус, но внутри очень много колючих семян. Есть эти колбочки нельзя! Осенью их собирают, сушат и зимой заваривают вкусный, витаминный чай.

--Чем кустарники отличаются от дерева? /

1. Кусты не имеют главного ствола, а имеют несколько или много стеблей.

2. Дерево выше, чем кустарник.

3. Корень дерева во много раз мощнее, чем у кустарника.

--Ребята, мы осмотрели с вами шиповник: - живой-зеленый, растет, и плодоносит. Все в порядке?

Ребята, теперь посмотрим на карту, есть еще природный объект «Цветник», давайте перейдем к нему.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой: Береги природу друг,будет красота вокруг.

7 объект

-- Вот наш цветник. Посмотрите внимательно на эти цветы. Кто из вас вспомнит их названия? /Георгины, циннии, лен, октябринки, касмея, ирисы, календула (ноготки, хризантема, пионы, ромашки/

Посмотрите, есть цветы цветущие, а некоторые из них не цветут. В чем дело?

--Ирисы цвели в мае; Пионы – в июне; Лен, октябринки и хризантема зацветут позже осенью.

--Скажите, как можно любоваться цветами, не срывая их?/ понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать/

-- Как вы думаете, что необходимо всем растениям для роста и развития? / хороший уход и природные условия/

-- Кто знает, как нужно ухаживать за ними? /нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики/

-- Ребята, в нашем цветнике есть засохшие листики? /да, есть / Давайте наведем порядок - уберем сухие листья.

Детям предлагается убрать засохшие листики (инвентарь - перчатки)

Ну, вот мы и закончили нашу работу. Теперь наш цветник в порядке? Красивый и благоухает. Хозяин экологической тропы Берендей будет доволен. Ребята, посмотрите, а вот и он, наблюдает за нами, как мы трудимся. Посмотрите, он приготовил нам угощение. Давайте скажем – спасибо.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

-- Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе. Ребята, какие природные объекты д/сада мы с вами сегодня осмотрели? / Березу, шиповник, цветы, огород, скворечник, летнюю лабораторию/

--Скажите, что вам запомнилось больше всего?

--Вспомните как мы помогали Берендею. /мы смотрели все ли в порядке с березой и шиповником, в огороде удаляли сорняки, увлажняли песок в песочнице, убирали сухие листья в цветнике. /

-- Молодцы, ребята. Наше занятии подошло к концу. Спасибо за внимание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области