Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г.Волгодонска)
Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе
«Волшебница - вода».
Разработали: Федчик О.П.
Жгилева С.В.
Актуальность.Вода - замечательное явление природы! Она повсюду: в океанах, морях, реках и озёрах, в земле, в растениях, животных и даже в человеке. Человек пьёт воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды. Без нее невозможна никакая жизнь! Она – сама жизнь! А что мы знаем о ней? Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Что мы знаем и не знаем о воде, но хотели бы узнать?
Участники проекта: дети второй младшей группы,родители, воспитатели.
Тип проекта:экологический,краткосрочный(с февраля по апрель).
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Цель:
1.Расширение и углубление представлений о воде, её свойствах, состояниях. 2.Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний
Задачи проекта.
1.Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду:растения,животные,человек. 2.Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная).3.Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, рек, морей …),наблюдательность с помощью игр с водой.
4. Научить детей выполнять простейшие опыты ,последовательно выполняя указания воспитателя
5.Воспитывать бережное отношение к воде.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Формирование проблемы
Обсуждение цели , задачи проекта с детьми и родителями.
Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
Обогатить развивающую среду в группе мини лабораторией и необходимыми материалами для проведения игр и экспериментов с водой.
Составить картотеку игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
Подготовка и изготовление атрибутов к театрализации сказки: «Репка».
2 этап – основной( практический )
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Обогатить развивающую среду в группе путем создания мини лаборатории и необходимыми материалами для проведения игр, экспериментов с водой.
Составить картотеку игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
Подготовка и изготовление атрибутов к театрализации сказки: «Репка».
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Речевое развитие:
Беседы :«Для чего человеку необходима вода?»;«Расскажем о воде. Что такое вода?»;«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;«В гостях у капельки»,«Что пьют животные и птицы зимой».
Словесная игра «Вода, какая…»,
Заучивание потешки «Водичка, водичка…» ,
Чтение сказки «Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр»(отрывок), чтение стихов о воде.
Познавательное развитие:
Поисковая деятельность:
«У воды нет запаха и вкуса»;
«Вода умеет впитываться»;
«Вода бывает холодная, теплая, горячая»;
«Что растворяется в воде?».
Эксперименты и опыты:
«Превращение снега в воду»;
«Тонет – не тонет»;
«Как растения пьют воду»;
«Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной».
Практическая деятельность и трудовые поручения: Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю ( мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)
Наблюдения на прогулке за облаками, зимним небом, снегом, льдом, дождем.
Посев семян в огороде.
Социально –коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры : «Купание куклы»; «Стирка кукольного белья»; «Снежинка в гостях у ребят».
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей»; «Мы капитаны»; «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!».
Игры в мини-лаборатории: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню»
Трудовая деятельность в уголке природы: полив, рыхление и «купание» растений.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование водой ( водные раскраски);
Рисование «На полянку капает дождик»;
Лепка «Гриба»;
Аппликация «Лесная поляна»,
Рассматривание иллюстраций «Где можно встретить воду, в каком состоянии вода бывает, обитатели воды».
Физическое развитие:
Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры - упражнения с водой.
Работа с родителями:
1.Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
2.Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. 3.Рассказать о разных состояниях воды в природе( лед, снег, иней).
4.Уход за комнатными растениями и животными дома.
5.Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
6.Консультаци для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
«Занимательные опыты и эксперименты с водой».
7. Буклет для родителей: «Берегите воду!»
8.Участие родителей в подготовке атрибутов и пошиве костюмов необходимых для инсценировки сказки «Колобок» .
3 этап – заключительный
Подведение итогов:
1.Анализ и обобщение результатов , полученных в процессе работы над проектом.
2.Оформление стенгазеты по итогам проекта : «Теперь мы знаем, что такое вода!»
3.Инсценировка сказки: «Репка».
2. План реализации проекта
Сроки | Формы работы | Ответственные |
1 месяц Февраль | Прогулка целевая по территории детского сада. «Купание куклы Кати». Оформление огорода на подоконнике. Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить. Рассматривание иллюстраций «Где можно встретить воду, в каком состоянии вода бывает, обитатели воды» Дидактические игры с водой: «Взбей пену»,«Поймай рыбку»,«Сдуй облако», «Тонет, не тонет», «Достань ракушку», «Тёплый, холодный». | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
2 месяц Март | Наблюдение за испарением воды. Досуг «Праздник мыльных пузырей». Наблюдение за огородом на подоконнике . Пальчиковые и речевые игры: «Дождик», «Рыбки», «Гроза», «Умывание», «Дождик и солнышко». Посев семян в огороде. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
3 месяц Апрель | Беседы об обитателях воды. Полив, рыхление и «купание» растений. Эксперимент «Окрашивание воды». Создание «Мини-лаборатории»для опытов с водой. Оформление стенгазеты по итогам проекта : «Теперь мы знаем, что такое вода!» Инсценировка сказки: «Репка». | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Ожидаемые результаты:
1.Повышение интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.
2.Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, состояниях, познавательного интереса, обогащение словарного запаса . Воспитание бережного , осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
2.Пополнение картотек воспитателей.
3.Повышение уровня педагогической компетентности родителей и педагогов.
Список литературы:
1. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
2. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
3. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
4. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду.