Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер – класс «Использование приёмов педагогической техники при формировании ключевых компетенций»

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педтехник. Задачи • Раскрыть и осмыслить понятие «педагогическая техника» • Познакомиться с приемами педтехник • Приобрести практический опыт в процессе работы с информацией.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер – класс «Использование приёмов педагогической техники при формировании ключевых компетенций»

Дамдинова Ц.Б, учитель начальных классов,

ГО «Посёлок Агинское», МАОУ «АСОШ №4»

Материалы и оборудование: скотч (магниты), таблички с названиями черт характера, самолётики, фломастеры (маркеры), тексты песни.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня девизом нашего мастер класса станет выражение «Каждый недостаток заключает в себе некоторые достоинства, и каждое достоинство – некоторые недостатки»

Актуализация знаний

- Знакомо ли вам понятие «педагогическая техника»?

Показ: Ералаш «40 чертей и одна зеленая муха»

2. Формулировка проблемы. Самооценка

Какие приемы педтехник вы знаете? (ответы)

3. Сообщение темы семинара

-Тема, которую мы сегодня рассматриваем – «Использование приёмов педагогической техники при формировании ключевых компетенций»

-Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

4. Постановка цели и задач методического семинара.

- Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара. (сами)

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педтехник.

Задачи:

Раскрыть и осмыслить понятие «педагогическая техника»;

Познакомиться с приемами педтехник;

Приобрести практический опыт в процессе работы с информацией.

Проведем практическую работу.

5. Практическая работа. Работа в группах. Решение ситуаций.

Ситуация 1. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».

Ситуация 2. На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота.    Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.

(решение ситуаций)

Педагогическая техника - это важнейший компонент мастерства преподавателя, позволяющий ему развиваться и совершенствоваться в своей профессии.

Педагогическая техника представляет собой тот набор средств, приемов и методов, который помогает учителю наладить контакт с воспитанниками и грамотно изложить информационный материал. Выражаться она может практически во всем, что делает учитель: в том, как он читает лекцию, как расставляет необходимые смысловые акценты, как привлекает внимание аудитории, настраивает ее на рабочий лад. Педагогическая техника – это в какой-то мере стиль преподавания. Он основывается на определенных правилах, моральных нормах, которыми должен руководствоваться учитель. Однако в то же время у каждого педагога этот стиль индивидуален.

Первым преподавателем, попытавшимся описать структуру рассматриваемого нами понятия, стал величайший педагог своего времени Антона Семеновича Макаренко. Спустя годы у него появились последователи.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять.

Основных принципов педагогической техники пять..

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Формулировка: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц.

Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, преимущественно в форме деятельности

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

учитель в уроке отслеживает такие параметры, как: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия.

Сейчас же, по итогам накопленного опыта, выделяют следующие компоненты такого понятия, как педагогическая техника:

Перцептивные способности, выражающиеся в развитости памяти, воображения и наблюдательности.

Коммуникативные навыки, проявляющиеся в умении налаживать контакт с аудиторией. Внешний вид педагога (ухоженность, а также общий стиль).

Умение использовать вербальные (богатство словарного запаса, техническая грамотность) и невербальные (дикция, интонация и смысловые акценты) средства общения.

К педагогической технике относится также способность управлять собой (контролировать походку, жесты, мимику, осанку).

- Жизнь полярна: зима – лето, добро – зло, утро – вечер, белое – чёрное, но от этого она не перестаёт быть жизнью, движением, разнообразием красок.

Награждая какое-либо качество званием «недостаток», мы обесцвечиваем его. А ведь у каждой медали есть две стороны.

Посмотрите на эту грустную детскую улыбку. Она печальна от того, что ничего хорошего в поведении её хозяина не находят. А если посмотреть иначе?

- Если в каждом из этих качеств найти достоинство, оно приобретёт цвет. Посмотрим, как изменится мир для ребёнка.

- врунишка фантазёр

- рассеянный мечтательный

- хохотун жизнерадостный

- болтливый общительный

- неусидчивый активный

- жадный бережливый

- драчливый отважный

- Мы нашли в каждом качестве достоинство и оно приобрело цвет. Посмотрите, насколько веселее и прекраснее стал мир для ребёнка.

От грустной улыбки

К сияющим краскам

Приводит способность

Всё видеть прекрасным.

«От природы у нас нет ни одного изъяна, который не мог бы стать достоинством, и ни одного достоинства, которое не могло бы стать изъяном»

- Эти слова великого Гёте подтверждаются и великой народной мудростью. Ярким примером являются пословицы. Давайте вспомним пословицы, где одно и то же качество или ситуация рассматриваются с разных сторон.

Продолжите, пожалуйста:

Нет худа…(без добра).

И в радостях… (слёзы бывают).

Иному счастье – мать, иному …( – мачеха).

Нет печали без … ( радости ).

Или пан, или … ( пропал).

Не бывать бы счастью … (да несчастье помогло).

Не всё то золото, … (что блестит).

- Народное творчество имеет большой воспитательный потенциал. Но, наверное, одним из самых значимых средств, которые позволяют ребёнку раскрыть свои лучшие качества, является игра.

- Мы с вами сейчас поиграем.

Я называю волшебные слова. Волшебные они потому, что вызывают у нас разные чувства, эмоции. Если эти эмоции положительные, радостные, - хлопните; если нет – топните.

Снежинка, сквозняк, мышка, интерактивная доска, солнце, радость, шишка, фейерверк, звонок, каникулы, работа, конкурс, перемена, школьная столовая

- Посмотрите, даже слова вызывают у нас разную реакцию. Также и на достоинства, и недостатки мы реагируем по-разному.

Предлагаем познакомиться с основными чертами характера человека, их положительными и отрицательными чертами.

Основные черты характера

Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица. Узнав, какие признаки соответствуют определенному человеку можно составить психологический портрет, отношение и мнение о нём, а также присвоить тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Классифицировать какие свойственные индивидуальные качества, чтобы определить положительные и отрицательные черты характера и сделать общие выводы. Это поможет, например при устройстве на работу в выборе должности, а иногда и в выборе спутника жизни, определив критерии, какие ценишь.

Давайте вернемся к решению педагогических ситуаций. Теперь, вы можете посмотреть на решение данных педагогических ситуаций с другой точки зрения? Предлагаем решить ситуацию (выступления групп)

-А есть ли у вас свои приемы педагогической техники, которые вы чаще используете? Приведите в пример хотя бы один приём.

- Эффективность образовательного процесса напрямую зависит не только от знания учителем излагаемого материала, но и от умения эту информацию преподнести.

Но ребёнку необходимо знать, что его ценят, уважают, любят. Что все яркие, сильные черты его характера можно обратить во благо. И в наших силах помочь ему в этом. И нам это будет стоить всего лишь слова, доброго слова, ласкового слова, выпущенного на волю.

- Мы вместе споём замечательную детскую песню – повторялку. Повторяйте за мной каждую строчку.

Землю обмотали

Тоненькие нити

Нити – параллели

Из озёр и рек.

Совершите чудо –

Руку протяните

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом,

Обласкайте взглядом.

От хорошей шутки

тает даже снег.

Это так чудесно

Если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Сейчас мы с уверенностью скажем:

Любой недостаток к поправке готов,

Коль есть в сердце вера, надежда, любовь!

Совершите чудо

Пусть выходит в люди

Пусть выходит в жизнь большую каждый человек.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области