Мастер – класс «Использование приёмов педагогической техники при формировании ключевых компетенций»
Дамдинова Ц.Б, учитель начальных классов,
ГО «Посёлок Агинское», МАОУ «АСОШ №4»
Материалы и оборудование: скотч (магниты), таблички с названиями черт характера, самолётики, фломастеры (маркеры), тексты песни.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня девизом нашего мастер класса станет выражение «Каждый недостаток заключает в себе некоторые достоинства, и каждое достоинство – некоторые недостатки»
Актуализация знаний
- Знакомо ли вам понятие «педагогическая техника»?
Показ: Ералаш «40 чертей и одна зеленая муха»
2. Формулировка проблемы. Самооценка
Какие приемы педтехник вы знаете? (ответы)
3. Сообщение темы семинара
-Тема, которую мы сегодня рассматриваем – «Использование приёмов педагогической техники при формировании ключевых компетенций»
-Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
4. Постановка цели и задач методического семинара.
- Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара. (сами)
Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педтехник.
Задачи:
Раскрыть и осмыслить понятие «педагогическая техника»;
Познакомиться с приемами педтехник;
Приобрести практический опыт в процессе работы с информацией.
Проведем практическую работу.
5. Практическая работа. Работа в группах. Решение ситуаций.
Ситуация 1. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».
Ситуация 2. На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота. Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.
(решение ситуаций)
Педагогическая техника - это важнейший компонент мастерства преподавателя, позволяющий ему развиваться и совершенствоваться в своей профессии.
Педагогическая техника представляет собой тот набор средств, приемов и методов, который помогает учителю наладить контакт с воспитанниками и грамотно изложить информационный материал. Выражаться она может практически во всем, что делает учитель: в том, как он читает лекцию, как расставляет необходимые смысловые акценты, как привлекает внимание аудитории, настраивает ее на рабочий лад. Педагогическая техника – это в какой-то мере стиль преподавания. Он основывается на определенных правилах, моральных нормах, которыми должен руководствоваться учитель. Однако в то же время у каждого педагога этот стиль индивидуален.
Первым преподавателем, попытавшимся описать структуру рассматриваемого нами понятия, стал величайший педагог своего времени Антона Семеновича Макаренко. Спустя годы у него появились последователи.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять.
Основных принципов педагогической техники пять..
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Формулировка: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц.
Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, преимущественно в форме деятельности
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
учитель в уроке отслеживает такие параметры, как: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)
Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия.
Сейчас же, по итогам накопленного опыта, выделяют следующие компоненты такого понятия, как педагогическая техника:
Перцептивные способности, выражающиеся в развитости памяти, воображения и наблюдательности.
Коммуникативные навыки, проявляющиеся в умении налаживать контакт с аудиторией. Внешний вид педагога (ухоженность, а также общий стиль).
Умение использовать вербальные (богатство словарного запаса, техническая грамотность) и невербальные (дикция, интонация и смысловые акценты) средства общения.
К педагогической технике относится также способность управлять собой (контролировать походку, жесты, мимику, осанку).
- Жизнь полярна: зима – лето, добро – зло, утро – вечер, белое – чёрное, но от этого она не перестаёт быть жизнью, движением, разнообразием красок.
Награждая какое-либо качество званием «недостаток», мы обесцвечиваем его. А ведь у каждой медали есть две стороны.
Посмотрите на эту грустную детскую улыбку. Она печальна от того, что ничего хорошего в поведении её хозяина не находят. А если посмотреть иначе?
- Если в каждом из этих качеств найти достоинство, оно приобретёт цвет. Посмотрим, как изменится мир для ребёнка.
- врунишка фантазёр
- рассеянный мечтательный
- хохотун жизнерадостный
- болтливый общительный
- неусидчивый активный
- жадный бережливый
- драчливый отважный
- Мы нашли в каждом качестве достоинство и оно приобрело цвет. Посмотрите, насколько веселее и прекраснее стал мир для ребёнка.
От грустной улыбки
К сияющим краскам
Приводит способность
Всё видеть прекрасным.
«От природы у нас нет ни одного изъяна, который не мог бы стать достоинством, и ни одного достоинства, которое не могло бы стать изъяном»
- Эти слова великого Гёте подтверждаются и великой народной мудростью. Ярким примером являются пословицы. Давайте вспомним пословицы, где одно и то же качество или ситуация рассматриваются с разных сторон.
Продолжите, пожалуйста:
Нет худа…(без добра).
И в радостях… (слёзы бывают).
Иному счастье – мать, иному …( – мачеха).
Нет печали без … ( радости ).
Или пан, или … ( пропал).
Не бывать бы счастью … (да несчастье помогло).
Не всё то золото, … (что блестит).
- Народное творчество имеет большой воспитательный потенциал. Но, наверное, одним из самых значимых средств, которые позволяют ребёнку раскрыть свои лучшие качества, является игра.
- Мы с вами сейчас поиграем.
Я называю волшебные слова. Волшебные они потому, что вызывают у нас разные чувства, эмоции. Если эти эмоции положительные, радостные, - хлопните; если нет – топните.
Снежинка, сквозняк, мышка, интерактивная доска, солнце, радость, шишка, фейерверк, звонок, каникулы, работа, конкурс, перемена, школьная столовая
- Посмотрите, даже слова вызывают у нас разную реакцию. Также и на достоинства, и недостатки мы реагируем по-разному.
Предлагаем познакомиться с основными чертами характера человека, их положительными и отрицательными чертами.
Основные черты характера
Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица. Узнав, какие признаки соответствуют определенному человеку можно составить психологический портрет, отношение и мнение о нём, а также присвоить тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).
Классифицировать какие свойственные индивидуальные качества, чтобы определить положительные и отрицательные черты характера и сделать общие выводы. Это поможет, например при устройстве на работу в выборе должности, а иногда и в выборе спутника жизни, определив критерии, какие ценишь.
Давайте вернемся к решению педагогических ситуаций. Теперь, вы можете посмотреть на решение данных педагогических ситуаций с другой точки зрения? Предлагаем решить ситуацию (выступления групп)
-А есть ли у вас свои приемы педагогической техники, которые вы чаще используете? Приведите в пример хотя бы один приём.
- Эффективность образовательного процесса напрямую зависит не только от знания учителем излагаемого материала, но и от умения эту информацию преподнести.
Но ребёнку необходимо знать, что его ценят, уважают, любят. Что все яркие, сильные черты его характера можно обратить во благо. И в наших силах помочь ему в этом. И нам это будет стоить всего лишь слова, доброго слова, ласкового слова, выпущенного на волю.
- Мы вместе споём замечательную детскую песню – повторялку. Повторяйте за мной каждую строчку.
Землю обмотали
Тоненькие нити
Нити – параллели
Из озёр и рек.
Совершите чудо –
Руку протяните
Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом,
Обласкайте взглядом.
От хорошей шутки
тает даже снег.
Это так чудесно
Если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Сейчас мы с уверенностью скажем:
Любой недостаток к поправке готов,
Коль есть в сердце вера, надежда, любовь!
Совершите чудо
Пусть выходит в люди
Пусть выходит в жизнь большую каждый человек.