Полифония в творчестве Баха
Мы связываем слово полифония прежде всего с творчеством Баха и Генделя. Для Баха полифония, это это прежде всего мелодия, её движение, её развитие, это самостоятельная жизнь каждого голоса и сплетение многих голосов. Исполнение полифонических пьес требует хорошей координации.
Известно, что Бах учил своих учеников смотреть на инструментальные голоса как на личности, а на многоголосную инструментальную пьесу как на беседу между этими личностями, причём ставил за правило, чтобы каждая из них "говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока до неё не дойдёт очередь". Совет весьма ценный.
В педагогических целях был создан сборник "Инвенции и симфонии". Слово инвенция, по латыни-изобретение, открытие. Очень точное название. Это произведения, в каждом из которых воплощено определённое настроение. Вот какую цель преследовал Бах в инвенциях. На титульном листе написано: "Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно же жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошим изобретениям, но и правильной разработке. Главное же, добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции". Из этих слов видно, как ценил Бах певучую манеру игры. Он сам с детских лет много занимался пением, играл на скрипке и альте, руководил хором и давал уроки пения. Это повлияло на его композиторское и исполнительское искусство.
Бах чрезвычайно высоко ценил своего современника Генделя, следил за его творчеством, переписывал его произведения. Но познакомиться им так и не удалось. Известно, что Гендель был прекрасным исполнителем. Для него артистические выступления были источником творческих импульсов и вдохновения. Его концертные импровизации в значительной степени определили характер многих клавирных сочинений. Однажды в беседе Гендель сказал:"Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель-делать их лучше.
В произведениях композиторов разных направлений складывалась такая форма произведений как фуга. Но только Бах и Гендель придали ей законченный вид. Фуга, это высшая форма полифонической музыки. Первое проведение темы одноголосно, затем тема проводится во всех голосах.Бах усовершенствовал эту форму. В сборнике "Искусство фуги" Бах демонстрирует технические возможности, которыми располагает фуга. Для фуг типична непрерывность развёртывания музыкальной мысли. Голоса безостановочно перекликаются как ручьи. Не случайно, фамилия Бах переводится как "ручей". Бетховену принадлежат знаменитые слова о Бахе: "Не ручей, море должно быть ему имя".