«Формирование сенсорной культуры у ребёнка раннего возраста»
Одним из наиболее важных направлений развития детей раннего возраста - является сенсорное развитие. Маленький ребёнок впервые сталкивается с разнообразием окружающих его форм, красок и предметов, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире. По мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у него ощущений, восприятий и представлений. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Можно, конечно, предположить, что без помощи взрослых ребенок сам смог бы познать мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными. Поэтому, в первые годы жизни ребенка, нам взрослым, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы предоставить ему весь спектр первых впечатлений, активно используя методики, направленные на сенсорное развитие ребенка. Таким образом, основополагающей целью в сенсорном воспитании ребенка является последовательное, планомерное ознакомление его с так называемой сенсорной культурой.
В раннем возрасте предметная деятельность является ведущей, которая ставит малыша перед необходимостью выделять и учитывать в своих действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения этих действий. Цвет, величина, форма предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным. Если говорить о ребёнке второго года жизни, то он ещё не владеет способами зрительного соотношения предметов, а всего лишь выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий. Важно отметить , что на третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых объектов.
Одним из этапов сенсорного развития является целенаправленное формирование основы для развития умственной деятельности, это значит, что развиваются все виды восприятия, происходит совершенствование эталонных представления о цвете, форме, величине, о свойствах различных предметов и материалов, их признаках и положении в пространстве и др. Накопление сенсорного опыта у малыша происходит в непринуждённой и увлекательной игровой атмосфере. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче познаёт для себя всё новое. И, что особенно важно отметить, играя, он учится учиться. Поощрение и воспитание привычки у ребёнка учиться посредством игры, станет залогом его дальнейших успехов.
И в заключении хотелось бы сказать, что развитие сенсорной культуры ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий, но и является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с взрослыми. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
Автор статьи Жучкова Ирина Валентиновна воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад № 24 г. Павлово Нижегородской области