Тематическое музыкальное занятие «На арене цирка»
(старший дошкольный возраст)
Цель: формирование образного восприятия музыкального произведения
Задачи:
- знакомить детей с пьесой Д.Б.Кабалевского «Клоуны»;
- развивать слуховое внимание в играх и музыкально-ритмических движениях;
- побуждать интонировать мелодии попевок;
- учить различать структуры произведений, и передавать характер музыки с помощью мимики, жестов, движений;
- развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, побуждать их искать выразительные средства для его создания.
Ход занятия.
Звучит веселая музыка дети парами заходят в зал.
(слайд 1 добрый день)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Геннадьевна. Я - музыкальный руководитель и я работаю с такими же веселыми и хорошими детьми как вы. Все музыкальные руководители здороваются песенкой. Давайте и мы с вами поздороваемся песенкой
Проводится музыкальная приветственная игра «Добрый день»
1.Муз.рук: (стоя на месте) Рада видеть вас, друзья, На занятии у себя. Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень. Проигрыш: пружинка 2.Муз.рук: (стоя на месте) Мы по кругу все пойдем, Заниматься мы начнем. Мы начнем? Дети: Мы начнем И по кругу все пойдем. Проигрыш: идем хороводом, держась за руки. 3.Муз.рук: Вы готовы начинать: Слушать, петь и танцевать? Так начнем? Дети: Да ,начнем! И покружимся вдвоем. Проигрыш: Кружатся парами. 4.Муз.рук: Вот поехал паровоз Он вагончики повез, Что повез? Дети: Что повез? Он вагончики повез. Проигрыш: паровозик едет(парами друг за другом) 5. Муз.рук: Рада видеть вас, друзья, На занятии у себя. Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень. Проигрыш: идем на стульчики
Муз.рук.: дети, сегодня к вам в зал пришли гости - очень добрые и хорошие люди, давайте с ними тоже поздороваемся.
Дети (гостям): здравствуйте!
Муз.рук: Ребята, вы любите цирк? (Ответ: Да!) Что это такое? (Ответ: Место, где выступают артисты.) Где выступают артисты в цирке? (Ответ: На арене.)
(слайд 2 арена цирка)
Муз.рук: В цирке вновь аттракцион.
Выступают тигры, слон,
Акробаты и атлеты…
Покупай скорей билеты!
Ждут вас редкие таланты –
Циркачи и музыканты.
Здесь артисты – звери, люди,
И скучать никто не будет!
Му.рук: Хотите, я угадаю, кто из артистов в цирке вам нравится больше всего? Это клоуны. Ребята, сегодня я хочу предложить вам послушать пьессу которая так и называется «Клоуны», а написал ее русский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский
(слайд 3 портрет Кабалевского)
Родился он в Петербурге, с детства любил играть на фортепиано, рисовать и даже закончил художественную школу. Но любовь к музыке оказалась сильнее и Дмитрий Борисович стал серьезно заниматься музыкой. Он очень любил писать музыку для детей, ведь в ней он передает различные чувства, настроения, образы знакомые и близкие детям. В пьесе «Клоуны» вы услышите рассказ о цирковых артистах. Внимательно послушайте ее и какая по настроению эта музыка.
Слушание пьесы Д.Кабалевского "Клоуны».
Дети: веселая, задорная, озорная.Муз.рук: Послушайте пьесу еще раз и скажите, меняется ли характер музыки? ( в начале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом такая же как в начале) Сколько частей вы услышали? (три) я думаю, что эта музыка нам рассказывает о двух разных клоунах.
(слайд 4веселый клоун)
Муз.рук: Перед вами клоун Том,
Ходит он из дома в дом,
День и ночь смешит людей,
С Томом жить нам веселей.
представьте себе, что Том может делать под эту музыку? (Ответы: Бегать, прыгать, строить рожицы, падать, смеяться и т.д.)
(слайд 5 грустный клоун)
Муз.рук: А вот это клоун Тим,
Целый день сидит один:
То он плачет, то молчит,
То вздыхает, то грустит.
Почему клоун Тим грустит? (предположения детей)
Дыхательная гимнастика «Клоун смеется»
Клоуны всегда имеют яркий костюм и грим на лице, для того, чтобы зрителям была хорошо видна его мимика, когда он плачет, или смеётся, или удивляется, или боится.Давайте попробуем стать клоунами и своей мимикой и движениями изобразим их характер. Начинает представление веселый клоун, затем на арене появляется грустный клоун и в конце оба клоуна веселятся вместе.
(слайды 6-веселый клоун, 7-грустный клоун, 8-два веселых клоуна)
(слайд 9 арена)
Муз.рук: А сейчас, я предлагаю вам устроить настоящее цирковое представление. Для этого вам нужно стать канатоходцами, жонглерами, дрессированными животными, и силачами. Вы готовы? Тогда начинаем.
Музыкально-коммуникативная игра «В цирке»
(звучит Парад – Алле финал)
На арене яркий свет,
В зале мест свободных нет!
За приятное волненье,
За талант и за уменье,
Цирк везде, на всей планете,
Любят взрослые и дети.
(слайд 10 акробаты канатоходцы)
Акробаты так прекрасны, но под куполом опасно,
По канату мы идем, ни за что не упадем!
(образные движения - канатоходец)
Звучит спокойная музыкальная тема по выбору муз. рук.
(слайд 11 жонглеры)
В цирке весело нам очень, мы смеемся и хохочем,
Мы жонглируем шарами, их кидайте в месте с нами
(образные движения – жонглеры)
Звучит «Веселый саксофон»
(слайд 12 цирковые лошадки)
Быстроногие лошадки лихо мчатся по площадке,
А на них джигиты - ассы совершают выкрутасы.
(образные движения цирковые лошадки)
Звучит Цирковая музыка «Лошадки»
(слайд 13 хищники)
Все команды ловко, быстро исполняют львы – артисты,
Обезьяны, тигры кошки… всем похлопаем в ладошки.
(образные движения дрессированных хищников)
Звучит музыкальная тема по выбору муз. рук.
(слайд 14 силачи)
В цирке весело нам очень, мы смеемся и хохочем,
На арене силачи, гири жмут как калачи.
(образные движения силачи)
Звучит Цирковая музыка «Фокусник»
(слайд 15 арена)
Звучит Цирковая музыка
Мы смеемся и хохочем, в цирке весело нам очень,
Представлению конец, кто смотрел – тот молодец.
Напоследок мы пройдемся по арене еще раз,
Всем кто в зале – улыбнемся, верно, встретимся не раз.
(дети садятся на места)
Муз.рук: Ребята, наше занятие заканчивается, давайте вспомним как называется музыкальная пьеса которую мы сегодня слушали? «Клоуны», а написал ее композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Вам понравилась эта музыка? У меня для вас есть подарок, вот такой клоун, вы его дома раскрасите как захотите. А сейчас давайте музыкально попрощаемся.
(пение методом эха)
Мы сегодня занимались,
Много нового узнали,
А теперь пришла пора
Сказать до свидания.
Дети под веселую музыку выходят из зала.