Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семинар-практикум "Экспериментирование-как эффективный метод познания окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЫБКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

629803, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого д.30-в; т.:34-53-86, E-mail: Ulibka_0@mail.ru

ОКПО 471983340, ОГРН 1028900708440, ИНН/КПП 8905023859 / 890501001

Семинар-практикум

«Экспериментирование - как эффективный метод познания окружающего мира»

Подготовила: воспитатель

А.С. Гноевая

МБДОУ «Улыбка»

г.Ноябрьск

Наука маленького роста-

Это весело и просто!

Это такая умная игра

Чтобы науку полюбила детвора!

Дошкольный возраст – это уникальный возрастной период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. Каждый дошкольник - маленький исследователь. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и разнообразных видах творческой деятельности. Развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем сведения,

полученные репродуктивным путем.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы, возможности использования как во всех образовательных областях ФГОС ДО, так и в разных видах детской деятельности.

Экспериментирование в различных видах детской деятельности:

1.Экспериментирование на специально организуемых занятиях

Решающую роль в  работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играют занятия с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» и познавательные занятия с элементами экспериментирования. Для детей старшего дошкольного возраста  планируются интегрированные занятия, на них одновременно реализуются несколько видов деятельности. Цели данных занятий направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление.

2.Мыслительные эксперименты (игры) 

Достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения, умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения.

Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.

3.Художественно-продуктивная деятельность

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется  в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.

4.Экспериментальная деятельность во время наблюдений

 За явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в окружающей действительности занимает от 1 до5 минут времени и , учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится  ли вода.

5.В рамках трудовой деятельности

Проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). и т.д.

6.Детское коллекционирование

Мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя,  с ним еще можно и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать песок  сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как появились камни самоцветы. 

7.Проектная деятельность 

Дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью научного руководителя. Им может быть воспитатель, психолог или родители ребенка, группы детей. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые.

Создание условий для поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Это специально организованная развивающая предметно-пространственная среда (уголок экспериментирования, мини-лаборатории, отдельное помещение лаборатории с необходимым оборудованием, возможность для самостоятельного экспериментирования в группе и во время прогулки).

Это особым образом построенное взаимодействие педагога с детьми, когда ребенок – субъект, а не объект, а взрослый – навигатор, а не транслятор. Тогда взрослый становится партнером, а занятие – занимательным делом.

Это сама организация поисковой деятельности ребенка, ребенка и сверстника, ребенка и взрослого по принципу «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Для каждого ребенка необходимо иметь свое отдельное место, свой рабочий поднос, инструментарий, и все опыты он проводит самостоятельно.

Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная. Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области