Методическая копилка учителя-логопеда
по лексической теме «Наша Армия»
(подготовительная к школе группа)
Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками
Дети должны усвоить: основные рода войск, военные специальности.
Лексический материал: пограничник, лётчик, связист, моряк, десантник, моряк, танкист и т. д.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
На горах высоких, На степном просторе, Охраняет нашу Родину солдат! Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад. | Руки поднять вверх. Руки развести в стороны. Рукой «отдать честь». Руки поднять вверх. Круговые движения руками - «плыть». Стоять, руки вдоль туловища. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Летит самолёт высоко, высоко, Ему на посадку зайти нелегко! Лётчик за кругом делает круг… Ему самолёт и товарищ, и друг. | Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи. Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд. Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками. Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнение для губ «Забор» Упражнение для языка «Качели» | Рот закрыт, растянуть губы в улыбке, чтобы виднелись и верхние, и нижние зубы (10 сек.) Рот широко открыт. Острым языком вверх, за верхние зубы, затем вниз – за нижние зубы. |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
1) Придумайте слова, которые начинаются с буквы Ё. Какие звуки спрятались за этой буквой? 2) Где заданный в слове звук: в начале или в середине? 3) «Сколько слогов в слове». 4) Придумай слово состоящее из 1 слога, далее - 2 слогов, 3 слогов. | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
1) Игра «Что делает?» Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - … 2) Игра «Один – много» Лётчик – лётчики; танкист – танкисты; парашютист - …; подводник - …; пограничник - …; сапёр - …; солдат - … 3) «Кто лишний и почему?». Снайпер – сапёр – артист – танкист, …. 4) «Что лишнее и почему?». Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка, … | |
6. Развитие связной речи | |
Беседа. Составление рассказа «Защитники». | |
7. Индивидуальная работа | |
Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Захар. Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради). |
План коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан. | Арт., пал., дых. гимнастика | ПБР |
Дети должны усвоить: основные рода войск, военные специальности. Лексический материал: пограничник, лётчик, связист, моряк, десантник, моряк, танкист и т. д. | 1) «Что делает?». Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - … 2) «Один – много». Лётчик – лётчики; танкист – танкисты; парашютист - …; подводник - …; пограничник - …; сапёр - …; солдат - … 3) «Кто лишний и почему?». Снайпер – сапёр – артист – танкист, …. 4) «Что лишнее и почему?». Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка, … | Составление рассказа «Защитники». | Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Буква Ё, Ю Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Буква Ш. Игры: 1) Придумайте слова, которые начинаются с буквы Ё. Какие звуки спрятались за этой буквой? 2) Где заданный в слове звук: в начале или в середине? 3) «Сколько слогов в слове». 4) Придумай слово состоящее из 1 слога, далее - 2 слогов, 3 слогов. | Общая моторика: На горах высоких, На степном просторе, Охраняет нашу Родину солдат! Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад. Пальчиковая гимнастика: Летит самолёт высоко, высоко, Ему на посадку зайти нелегко! Лётчик за кругом делает круг… Ему самолёт и товарищ, и друг. Артик. гимн.: Упражнение для губ «Забор» Упражнение для языка «Качели» | Д\и: «Четвертый лишний, «Запомни ряд», «Подбери пару к слову». |
План-конспект
занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи
«Буква Ё (Ю)»
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
- дать понятие о букве Ё (Ю);
- формировать навыки словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать звуко-буквенный анализ;
- закрепить навык слогового анализа и синтеза слов;
- продолжать учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;
- уточнять и расширять словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых..
Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.
Ход занятий:
Орг. момент. Развитие мелкой моторики:
Летит самолёт высоко, высоко, Ему на посадку зайти нелегко! Лётчик за кругом делает круг… Ему самолёт и товарищ, и друг. | Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи. Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд. Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками. Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи. |
Развитие мимических мышц (пиктограммы).
Упражнения для арт. моторики.
Введение в тему: мёд, ёжик.
Правило: Ё и Ю пишутся после букв, обозначающих мягкие согласные. В начале слова обозначают два звука.
Игра «Твёрдый – мягкий»: ка – кё, ….
Физминутка.
На горах высоких, На степном просторе, Охраняет нашу Родину солдат! Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад. | Руки поднять вверх. Руки развести в стороны. Рукой «отдать честь». Руки поднять вверх. Круговые движения руками - «плыть». Стоять, руки вдоль туловища. |
Знакомство с буквой:
Буква Ё всегда с глазамиИ с колючими ЕЖАМИ.ЁЖ везЁт еЁ на спинкеС ежевикой и травинкой.
Вся согнулась буква Ю,Держит палочку свою.Вот и выглядит такою –Старой бабкою с клюкою.
Звуковой анализ и обозначение звуков буквами:
Первое занятие: Мишка ест мёд.
Второе занятие: Анюта, Юта.
Развитие Л-Г категорий:
Первое занятие: «4-й лишний»;
Второе занятие: «1 – 5…»
7. Итог занятия.
Материал для фронтальных тетрадей
Ё З Е Э Ё В Е Ё
. . . .
Мишка ест мёд.
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
Ан__та __та
Информация для оформления стенда
На этой неделе дети познакомятся с буквами Ё и Ю, которые обозначает на письме:
- в середине слова гласный звук и мягкость согласного;
- в начале слова [Й] и гласный звук.
На занятиях мы будем:
- выполнять звуковой анализ слов с буквами Ё и Ю;
- дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;
- составлять слоговые схемы, выделяя ударный слог в слове;
- составлять предложения и записывать их с помощью схемы;
- читать и печатать слова, предложения.
Полезные игры:
Вместе с ребёнком нарисуйте картинки, в названиях которых первыми пишутся буквы Ё и Ю (ёж, ёлочка, юбка, юла…). Подпишите картинки и предложите ребёнку подчеркнуть в словах буквы Ё и Ю.
Поупражняйте ребёнка в выкладывании новых букв из полосок и кружков цветной бумаги, в рисовании букв Ё и Ю на бумаге и воздухе. Обратите внимание, что смотрят буквы в правую сторону.
Упражняйте ребёнка в чтении слогов, слов и предложений с новыми буквами.
Внимание!!! Звуков Ё и Ю в русском языке не существует!!!
Тема 3 недели февраля:
«Наша Армия»
Родителям рекомендуется:
- рассказать о празднике «День защитника Отечества», кого поздравляют в этот день;
- рассмотреть вместе иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к российской армии, в газетах, журналах, книгах и т. д.;
- провести беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к армии и защитникам Отечества;
- познакомить с некоторыми видами военной техники.
Полезные игры и упражнения:
Игра «Один – много»: лётчик – лётчики; танкист – танкисты; парашютист - …; подводник - …; пограничник - …; сапёр - …; солдат - …
«Сосчитаем до 5»: один танкист, два танкиста, три … четыре … пять танкистов; и т. д.
«Что делает?»: лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …
Помогите ребёнку:
- нарисовать любую военную технику по выбору;
- изготовить поздравительную открытку для папы (дяди, дедушки) и составить текст поздравления.