Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сравнение ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте

Цель исследования на основе изученного теоретического материала и анализа практической работы сделать сравнение ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в том же возрасте. Задачи исследования 1. Раскрыть сущность понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 2. Рассмотреть в теории ценностные ориентации современных подростков 3. Сделать теоретическое описание ценностных ориентаций родителей современных подростков в их же возрасте 4. Организовать практическое исследование ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте 5. Охарактеризовать методику исследования 6. Описать проведение исследования 7. Проанализировать результаты исследования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Бюджетное образовательное учреждение

«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»

Тарского муниципального района

Омской области

Индивидуальный проект

«Сравнение ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте»

Выполнила:

ученица 10 А класса

Чайковская Кристина Александровна

Научный руководитель:

учитель истории

и обществознания

Сугоняк Денис Сергеевич

Тара, 2020 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3

Глава I. Теоретическое описание ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте ……………..………………5

1.1. Что такое ценностные ориентации? .…………………………………….5

1.2. Ценностные ориентации современных подростков ……………...……7

1.3. Ценностные ориентации родителей современных подростков в их же возрасте ………………………………………………………………….……….9

Выводы по Главе I ………………………………………………………...…..11

Глава II. Практическое исследование ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте …………...12

2.1. Характеристика методики исследования ……………………………..12

2.2. Описание проведения исследования …………………………………..16

2.3. Анализ результатов исследования ……………………………………...17

Выводы по Главе II……………………………………………………….……35

Заключение…………………………………………………………………...…38

Список литературы …………………………………………………………....40

Приложение ………………………………………………………………….…41

Введение

Актуальность исследования. В мировой истории насчитывается не мало примеров непонимания, а порой и открытого разногласия между старшим и молодым поколениями. Но почему так происходит? Почему часто своим детям родители говорят такие слова: «Вот в наше время…», или «…в твоем возрасте я уже был (или что-то умел), а ты…», «мы хотели что-либо, а у вас нет никакой мотивации», «мы работали за идею, а вам нужны только материальные блага» и т.п.

Получается что у родителей и детей разные взгляды на жизнь, цели ценностные ориентации. Многие исследователи в последнее время отмечают ярко выраженное несоответствие в ценностях между поколениями, т.е. произошло расслоение, изменение ценностных ориентаций.

В связи с этим следует поставить проблемный вопрос, какие ценностные ориентации у современных подростков сейчас, и какие ценностные ориентации были у их родителей в том же возрасте?

Объект: ценностные ориентации.

Предмет: ценностные ориентации современных подростков и их родителей в том же возрасте.

Цель исследования: на основе изученного теоретического материала и анализа практической работы сделать сравнение ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в том же возрасте.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятий «ценности» и «ценностные ориентации»;2. Рассмотреть в теории ценностные ориентации современных подростков;

3. Сделать теоретическое описание ценностных ориентаций родителей современных подростков в их же возрасте;

4. Организовать практическое исследование ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте;

5. Охарактеризовать методику исследования;

6. Описать проведение исследования;

7. Проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования: предполагается, что по результатам исследования у подростков по сравнению с их родителями будет выявлено более ценным материальное благосостояние.

Теоретическая значимость исследования заключается в попытке ответить на вопрос, чем различаются ценностные ориентации современных подростков и их родителей в том же возрасте, а так же в попытке понять тенденции развития современного общества.

Практическая значимость. Полученные результаты могу использоваться в качестве информационного материала для школьных родительских собраний, тематических классных часов, а так же лечь в основы других исследований по этой же проблеме.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая глава включает в себя по три параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Описание ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте

1.1. Что такое ценностные ориентации?

Существует множество определений понятия «ценность». В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта, например:

Ценность – как общественный идеал, это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;

Ценности – это произведения материальной и духовной культуры.

Ценности – некие идеальные цели общества, социальных групп или личности.

Всемирно известный американский психолог Абрахам Маслоу полагал, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. Он выделял две группы ценностей:

а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, справедливость, порядок)

б) Д-ценности - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности (материальные, биологические).

Другой психолог Милтон Рокич определял ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения».

По мнению М. Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Отечественный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн писал, что «ценности - производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека».

Советский философ Василий Петрович Тугаринов условно делит ценности на три категории:

1. Материальные ценности - техника и материальные блага;

2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.

3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.

Направленность личности на те, или иные ценности - по В.П. Тугаринову и составляет ее ценностные ориентации.

Под ценностные ориентации принято понимать систему фиксированных установок, которая характеризуется избирательным отношением личности к ценностям. У каждого поколения есть свои ценностные ориентации, это связано с разницей в возрасте, жизненном опыте, уровне образования, историческим развитием общества.

Часто родители не понимают своих детей, хотя ведь и они тоже когда-то были в таком же возрасте и должны относиться к своим детям с пониманием. Можем слушать фразу от родителей «Вот в наше время мы были другими…».

Возникает необходимость рассмотреть и сравнить ценностные ориентации современных подростков и их родителей в том же возрасте.

1.2. Ценностные ориентации современных подростков

Молодежь – для любого народа это его будущее, его золотой фонд. Поэтому то, на какие ценностные ориентации нацелено юношество, вызывает обеспокоенность как власти, так и общества в целом.

Анализ литературных источников по выбранной нами теме показал, что ценностные ориентации современных подростков основаны на двух направлениях. Первое направление – это направление духовности, которое характеризуется преобладанием нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление – это то направление, которое нацелено на индивидуализм, преобладание материального над духовным. Это направление получило распространение в последние два десятилетия.

В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Печально то, что карьеру большинство людей строит не с целью развития своей личности, а ради повышения своего благосостояния, ради красивой сытной жизни. Полезность труда определяется достижениями собственного экономического достатка. То есть люди работают, чтобы зарабатывать как можно больше денег, и не важно какими путями.

Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое. Сейчас актуальны такие, как «Ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Результаты социологических исследований говорят, что в «ТОП-10» жизненных ценностей современной молодежи входят такие ценности как: семья, материальное благополучие, друзья и здоровье, интересная работа, и справедливость. На последнем месте стоит религиозная вера. Поговорим о каждой из этих ценностей по отдельности.

Семья. Общее представление о семье у большинства людей такое: Семья – союз любящих людей, основанный на взаимопомощи, взаимопонимании, а также продолжении рода. Слово «семья» ассоциируется у многих с такими понятиями, как: дом, дети, уют, счастье, веселье, радость, дружба. Она является основным институтом социализации. Поэтому семья ценится современной молодежью больше всего.

Материальное благополучие. Главным стремлением каждого человека стало его личное материальное благополучие. Ценность оплаты труда стала цениться больше, чем свобода и интересная работа. Традиционные ценности хоть и не потеряли своей важности, однако желание молодых людей быть успешными и богатыми ощущается намного сильнее.

Друзья и общение. Молодость – это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками и групповой жизни. Это время, когда мы как никогда хотим быть понятыми и принятыми. В этом возрасте мы начинаем ценить друзей, их отношение к нам, их готовность прийти на помощь, поддержать нас. Порой нам кажется, что друзья ближе и роднее, чем семья, что они понимают нас без лишних слов – достаточно одних эмоций.

Здоровье – естественная, абсолютная, жизненная ценность. Это одна из основополагающих ценностей человека. Без здоровья невозможно сбалансированное существование человека в обществе. Несмотря на большую значимость здоровья, данные социологических опросов показывают, что здоровье не входит в лидирующую группу ценностей.

Интересная работа. Имея работу по душе, человек реализует себя, раскрывает свои творческие способности, строит карьеру. Интересная работа дает возможность проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Однако, мало кто может похвастаться тем, что он каждый день ходит на работу с радостью. Многие выбирают ту или иную профессию с целью просто зарабатывать деньги или же из-за престижности. Но со временем человек ощущает себя несчастным, он жалеет об упущенном времени и начинает ненавидеть свою работу.

Религиозная вера – прививает верующим систему ценностных ориентаций – идеи и нормы, вытекающие из веры в существование сверхъестественного мира. Религиозная вера на современном этапе развития общества занимает последнее место в системе ценностей.

Таким образом, мы можем увидеть, что молодое поколение стремится иметь связи, деньги, возможность управлять другими, но никак не активную жизнь, связанную с полезной, не только для самого человека, но и для общества в целом, деятельностью. В сознании современных подростков зачастую нет четкой картины мира, системы норм поведения и установок.

1.3. Ценностные ориентации родителей современных подростков в их же возрасте

Большинство родителей современных подростков находились в их же возрасте приблизительно в период с конца 80-х по 90-е года ХХ века. Поэтому дальнейшее наше теоретическое изучение будет направлено на ценностные ориентации молодежи именно этого периода.

Нужно отметить, что подростковый возраст родителей современных подростков пришелся на время больших политических, экономических, социальных и культурных перемен в нашей стране. Это было связано с распадом Советского Союза и отказом от коммунистической идеологии.

Что же ценили подростки того времени? Как нам стало известно из литературных источников, в советскую эпоху действовала мощная система коммунистического воспитания. Несмотря на это основными ценностями для молодежи были не идеологические постулаты, вроде преданности делу коммунизма, классовой борьбы, борьбы за мир или научного мировоззрения.

По данным социологических исследований 1989–1991 годов, в этот период важнейшими для себя ценностями молодые люди считали интересную работу и семейное счастье. На третьем и четвертом местах было осознание того, что приносишь людям пользу и их уважение. С большим отрывом на пятом месте шло материальное благополучие. Ну а дальше по степени важности: возможность заниматься тем, что тебя интересует, расширение кругозора и др. Примерно для половины представителей молодого поколения конца 80-х и начала 1990-х годов была характерна активная жизненная позиция, которая проявлялась в различных видах общественно-полезной деятельности. Меньше всего ценилась спокойная, размеренная жизнь, подчиненная собственным интересам.

В результате исследования ценностных ориентации старшеклассников, проведенных И.В. Дубровиной в начале 90-х годов, на первом месте оказалась «хорошая обстановка в стране и мире», втором - «интересная работа», третьем - «хорошие и верные друзья», четвертом - «здоровье», пятом - «счастливая семейная жизнь» и шестом - «любовь». На основе полученных результатов был дан ценностно-ориентационный условный портрет среднестатистического российского старшеклассника. Главное в жизни - это найти интересную работу и хороших верных друзей, при условии, что будет сохранен мир на Земле, и ты будешь здоров.

Таким образом, как можно заметить, подростки того времени отдавали приоритет не материальным, а духовным ценностям.

Выводы по Главе I

Итак, мы увидели, что ценности современной молодежи отличаются от ценностей молодежи предыдущих поколений. На сегодняшний день все духовное отодвинуто на второй план, у людей друг к другу преобладает потребительское отношение. Молодежь стремится иметь связи, деньги, возможность управлять другими, но никак не активную жизнь, связанную с полезной, не только для самого человека, но и для общества в целом, деятельностью. В сознании молодых людей нет четкой картины мира, системы норм поведения и установок.

Глава II. Практическое исследование ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в этом же возрасте

2.1. Характеристика методики исследования

Проанализировав несколько методик по изучению ценностных ориентаций, мы остановились на методике Милтона Рокича. Данная методики позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения. Он различал два класса ценностей – терминальные и инструментальные:

Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

Инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Иными словами, к первым относятся убеждения, касающиеся того, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы стараться ее достичь. Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждения, касающиеся того, что некое свойство личности или ее действия всегда и в любой ситуации остаются приоритетными. То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй – методы их достижения и действия.

Терминальные ценности:

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Общественное признание

Познание

Продуктивная жизнь

Развитие

Развлечения

Свобода

Счастливая семейная жизнь

Счастье других

Творчество

Уверенность в себе

 Инструментальные ценности:

Аккуратность

Воспитанность

Высокие запросы

Жизнерадостность

Исполнительность

Независимость

Нетерпимость к недостаткам

Образованность

Ответственность

Рационализм

Самоконтроль

Смелость

Твердая воля

Терпимость

Честность

Чуткость

Широта взглядов

Эффективность в делах

 Процедура проведения. Участникам исследования предлагается два списка по 18 ценностей. Их задача – проранжировать их по порядку значимости как принципов, которыми они руководствуются в жизни. То есть самому важному нужно присваивать номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая.

Рекомендуют работать не спеша, вдумчиво, допускаются исправления. Конечный результат должен отражать истинную позицию участника исследования».

Таблица 1. Терминальные и инструментальные ценности по М.Рокичу

Терминальные ценности

ранг

Инструментальные ценности

ранг

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

Здоровье (физическое и психическое)

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

Интересная работа

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Исполнительность (дисциплинированность)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Наличие хороших и верных друзей

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

Смелость в отстаивании своего мнения

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Чуткость (заботливость)

Счастливая семейная жизнь

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Творчество (возможность заниматься творчеством)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Честность (правдивость, искренность)

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 Обработка результатов. Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них. Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер: чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента; чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.

 В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов.

 Интерпретация результатов. Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);

индифферентные, безразличные (7-12);

отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Таким образом, полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, смогут отразить значимые ценности для двух испытуемых групп – современных подростков и их родителей в том же возрасте.

 2.2. Описание проведения исследования

Наше исследование проводилось в октябре-ноябре 2019 г. В исследовании приняло участие 40 человек: 20 подростков и 20 родителей. Группу подростков представляли обучающиеся 10-х классов Тарской гимназии №1. В качестве представителей второй группы выступили их родители.

Каждому респонденту были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемые согласно инструкции присваивали каждой ценности ранговый номер по порядку значимости. Вначале предлагался набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Методика Рокича, как показывает практика, является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. Исследовать ценности человека с её помощью можно очень легко.

Правда, некоторые психологи выделяют и недостатки. К ним относится социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним. В нашем случае вероятность неточности могла быть связана с ответами группы родителей, так как им предлагалась вспомнить свои ценности 20-ти, а то и 30-ти летней давности. Однако же другого способа проверить на практике их ценности в подростковом возрасте нет.

2.3. Анализ результатов исследования

Все полученные результаты в ходе нашего исследования мы согласно инструкции методики разделили на три равные группы:

предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);

индифферентные, безразличные (7-12);

отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Полученные результаты сравнили между собой и вот что мы получили.

Таблица «Сравнение терминальных ценностей»

Терминальные ценности современных подростков

Терминальные ценности родителей современных подростков в том же возрасте

Предпочитаемые ценности, значимые

1. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

2. Наличие хороших и верных друзей

3. Здоровье (физическое и психическое)

4. Интересная работа

5. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

6. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

3. Наличие хороших и верных друзей

4. Здоровье (физическое и психическое)

5. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

6. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

Индифферентные, безразличные

7. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

8. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

9. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

10. Творчество (возможность заниматься творчеством)

11. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

12. Счастливая семейная жизнь

7. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

8. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

9. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

10. Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

11. Счастливая семейная жизнь

12. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

в природе и в искусстве)

Отвергаемые, незначимые

13. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

14. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

15. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

16. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

17. Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

18. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

13. Интересная работа

14. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

15. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

16. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

17. Творчество (возможность заниматься творчеством)

18. Красота природы и искусства (переживание прекрасного)

Для наглядности мы все результаты опроса оформили в виде диаграммы.

На следующем этапе приводим сравнение инструментальных ценностей современных подростков и их родителей современных подростков в том же возрасте.

Таблица «Сравнение инструментальных ценностей»

Инструментальные ценности современных подростков

Инструментальные ценности родителей современных подростков в том же возрасте

Предпочитаемые ценности, значимые

1. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).

2. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

3. Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

4. Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

5. Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

6. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

1. Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

2. Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

3. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

4. Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

5. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

6. Смелость в отстаивании своего мнения

Индифферентные, безразличные

7. Непримиримость к недостаткам в себе и других

8. Исполнительность (дисциплинированность)

9. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

10. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

11. Чуткость (заботливость)

12. Честность (правдивость, искренность)

7. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

8. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

9. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

10. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

11. Чуткость (заботливость)

12. Исполнительность (дисциплинированность)

Отвергаемые, незначимые

13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

14. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

16. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

17. Смелость в отстаивании своего мнения

18. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

13. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

14. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

15. Непримиримость к недостаткам в себе и других

16. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

17. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

18. Честность (правдивость, искренность)

Для наглядности мы все результаты опроса оформили в виде диаграммы.

Далее мы приводим сравнение ценностей между родителями современных подростков (женщины и мужчины).

Терминальные ценности родителей современных подростков в том же возрасте (женщины)

Терминальные ценности родителей современных подростков в том же возрасте (мужчины)

Предпочитаемые ценности, значимые

1.Наличие хороших и верных друзей

2.Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

3.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

4.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

5. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

6. Счастливая семейная жизнь

1.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

2.Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

3. Наличие хороших и верных друзей

4. Здоровье (физическое и психическое)

5. Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

Индифферентные, безразличные

7. Здоровье (физическое и психическое)

8. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

10. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

11. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

12. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

7. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

8. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

9. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

10. Интересная работа

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

12. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Отвергаемые, незначимые

13.Интересная работа

14.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

15. Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

16. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

17. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

18. Творчество

13. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

14. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

15. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

16. Счастливая семейная жизнь

17. Творчество (возможность заниматься творчеством)

18. Красота природы и искусства

Как и ранее результаты сравнение ценностей между родителями современных подростков (женщины и мужчины) представлены в диаграмме.

В следующей таблице мы приводим сравнение инструментальных ценностей родителей современных подростков в том же возрасте между женщинами и мужчинами.

Таблица «Сравнение инструментальных ценностей»

Инструментальные ценности родителей современных подростков в том же возрасте (женщины)

Инструментальные ценности родителей современных подростков в том же возрасте (мужчины)

Предпочитаемые ценности, значимые

1.Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

2.Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

3.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

4.Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

5.Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

6.Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

1.Чуткость (заботливость)

2. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

3. Смелость в отстаивании своего мнения

4. Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

5. Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

6. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Индифферентные, безразличные

7.Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

8.Смелость в отстаивании своего мнения

9.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

10.Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

11.Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

12.Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

7. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

8. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

9. Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

10. Исполнительность (дисциплинированность)

11. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

12. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Отвергаемые, незначимые

13.Честность (правдивость, искренность)

14.Непримиримость к недостаткам в себе и других

15.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

16.Исполнительность (дисциплинированность)

17.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

18.Чуткость (заботливость)

13. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

14.Непримиримость к недостаткам в себе и других

15. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

16. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

17.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

18. Честность (правдивость, искренность)

Приведенные результаты в таблице выше мы оформим в диаграмму.

На следующем этапе мы провели сравнение ценностей современных подростков между девочками и мальчиками.

Терминальные ценности современных подростков

(девочки)

Терминальные ценности современных подростков (мальчики)

Предпочитаемые ценности, значимые

1.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

2.Здоровье (физическое и психическое)

3.Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

4.Наличие хороших и верных друзей

5.Интересная работа

6.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

1.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

2. Наличие хороших и верных друзей

3. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

4. Интересная работа

5. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

6. Здоровье (физическое и психическое)

Индифферентные, безразличные

7.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

8.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

9.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

10.Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

11.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

12.Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

7.Творчество (возможность заниматься творчеством)

8.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

9. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

10. Счастливая семейная жизнь

11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

12. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Отвергаемые, незначимые

13.Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

14.Счастливая семейная жизнь

15.Творчество (возможность заниматься творчеством)

16.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

17.Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

18.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

13. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

14. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

15. Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

16. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

17. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

18. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Полученные результаты сравнения терминальных ценностей современных подростков между девочками и мальчиками представлены в диаграмме ниже.

Далее приводим сравнение инструментальных ценностей современных подростков между девочками и мальчиками.

Инструментальные ценности современных подростков

(девочки)

Инструментальные ценности современных подростков (мальчики)

Предпочитаемые ценности, значимые

1.Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

2.Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

3.Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).

4.Непримиримость к недостаткам в себе и других

5.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

6.Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

1.Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

2.Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

3.Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

4.Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

5. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

6.Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

Индифферентные, безразличные

7.Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

8.Исполнительность (дисциплинированность)

9.Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

10.Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

11.Чуткость (заботливость)

12.Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

7. Честность (правдивость, искренность)

8.Исполнительность (дисциплинированность)

9. Непримиримость к недостаткам в себе и других

10.Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

11.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

12. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Отвергаемые, незначимые

13.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

14.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

15.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

16.Честность (правдивость, искренность)

17.Смелость в отстаивании своего мнения

18.Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

14. Чуткость (заботливость)

15. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

16. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

17.Смелость в отстаивании своего мнения

18.Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Полученные результаты сравнения инструментальных ценностей современных подростков между девочками и мальчиками представлены в диаграмме ниже.

Исходя из всего вышеизложенного, нам необходимо описать результаты опроса и оформить основные выводы данного исследования.

Выводы по Главе II

Для исследования ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в том же возрасте мы применили методику Милтона Рокича «Ценностные ориентации». Согласно данной методике рассматривается два класса ценностей – терминальные и инструментальные. Полученные в результате исследования данные были разделены на три равные группы: значимые, безразличные и незначимые.

В исследовании приняли участие две испытуемые группы – современные подростки и их родители. Полученные в ходе исследования данные позволяют нам сделать следующие выводы:

1. При сравнении терминальных ценностей выяснилось, что современные подростки к числу значимых ценностей отнесли «Материально обеспеченная жизнь», когда как их родители данный пункт отнесли в категорию «безразличные ценности». В свою очередь для родителей современных подростков наиболее значимой оказалась такая ценность как «Активная деятельная жизнь», когда как подростки в среднем данной ценности относят 6-е место из 18 терминальных ценностей.

2. Для современных подростков абсолютно не значимым оказалось «Счастье других», а вот родители отметили, что в подростковом возрасте этот пункт по значимости был у них на шесть пунктов выше. Наряду с этим у родителей среди терминальных ценностей не значимой оказалась «Красота природы и искусства», когда как современные подростки отнесли данный пункт на 9 место.

3. При сравнении инструментальных ценностей современные подростки наибольшее предпочтение отдали пункту «Независимость» (способность действовать самостоятельно, решительно), когда как их родители данному пункту отвели всего лишь пятую строчку. Для родителей наиболее значимой ценностью явилась «Воспитанность». Нужно отметить, что современные подростки данному пункту отнесли так же высокую позицию – 3 место.

4. Самой не значимой ценностью для современных подростков явилась «Терпимость». Для родителей наименее значимой является «Честность», когда как современные подростки данной ценности отвели 12-ю строчку.

5. При сравнении ценностей родителей современных подростков между женщинами и мужчинами выяснились интересные обстоятельства: среди наиболее значимых терминальных ценностей у обеих испытуемых групп выделились «Наличие хороших и верных друзей», «Активная деятельная жизнь» и «Любовь». Сходство в самых не значимых ценностях наблюдается так же. Две последние строчки заняли пункты «Творчество» и «Красота природы и искусства». Вероятнее всего сходство в ответах обусловлено тем, что обе группы являются представителями одного поколения.

6. Вместе с тем, при сравнении инструментальных ценностей родителей современных подростков в том же возрасте между женщинами и мужчинами наблюдаются явные различия. Для женщин самой значимой является ценность «Воспитанность», а для мужчин данный пункт занимает 4-е место. Наряду с этим мужчины наибольшее предпочтение отдали пункту «Чуткость», когда как для женщин данный пункт является самым не значимым. 18-ю строчку у мужчин занял пункт «Честность», когда как женщины данной ценности отвели 13 место.

7. При исследовании ценностей современных подростков между девочками и мальчиками так же встретились сходства и различия. В сравнении терминальных ценностей обе группы единогласно наибольшее предпочтение отдали пункту «Материально обеспеченная жизнь». Так же к числу наиболее значимых участниками обеих групп были отнесены такие ценности как «Здоровье», «Интересная работа» и «Наличие хороших и верных друзей». Однако к числу наименее значимых девочки отнесли пункт «Познание», а для мальчиков наименее значимой оказалась ценность «Продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

8. В ходе сравнения инструментальных ценностей современных подростков между девочками и мальчиками так же выявились сходства и различия. К числу наименее значимых ценностей обе группы отнесли «Смелость в отстаивании своего мнения» и «Терпимость». А вот к числу наиболее значимых ценностей у девочек на первом месте оказалась «Воспитанность» (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения), а у мальчиков верхнюю строчку занял пункт «Жизнерадостность» (оптимизм, чувство юмора).

Таким образом, при сравнении терминальных и инструментальных ценностных ориентаций современных подростков и их родителей в том же возрасте наблюдаются различия между поколениями, однако есть и совпадения при сравнении ценностей между представителями одного поколения.

Заключение

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности. Они для каждого человека разграничивают существенное и важное от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором мотивации к действию и поступкам личности. Осознание того, что выступает значимой ценностью для поколения, является одним из самых важных и решающих факторов, определяющих развитие общества.

Теоретический анализ показал, что ценности современной молодежи отличаются от ценностей молодежи предыдущих поколений. На сегодняшний день у людей друг к другу преобладает потребительское отношение, а все духовное отодвинуто на второй план. Молодежь стремится иметь связи, деньги, возможность управлять другими, но никак не активную жизнь, связанную с полезной, не только для самого человека, но и для общества в целом, деятельностью.

Во второй части нашей работы мы организовали исследование на базе Тарской гимназии №1, в котором приняло участие 20 подростков и 20 их родителей. Взяв за основу методику Милтона Рокича, мы предложили всем участникам исследования проранжировать две группы ценностей: терминальные и инструментальные. Однако для родителей предлагалась более сложная задача: им необходимо было вспомнить себя в том возрасте, в котором сейчас находятся их дети, и с позиции того возраста распределить список предложенных ценностей.

Результаты данного исследования полностью подтвердили нашу гипотезу, действительно, современные подростки к числу значимых ценностей отнесли именно «Материально обеспеченную жизнь», когда как их родители данный пункт отнесли в категорию «безразличные ценности». В свою очередь для родителей современных подростков наиболее значимой оказалась такая ценность как «Активная деятельная жизнь», когда как подростки в среднем данной ценности не придали большого значения.

Так же при сравнении терминальных и инструментальных ценностных ориентаций современных подростков и их родителей мы выявили явные различия между поколениями, однако нашли и совпадения при сравнении ценностей между представителями одного поколения.

Подводя итог всему выше сказанному важно отметить, что главными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций, являются  семья, школа, саморазвитие, средства массовой информации.

Существенные изменения в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества и государства.

Список литературы

1. Беляева Е.В. Мораль современной молодежи// Социология. – 2018. - № 4. – С. 70-76.

2. Волков Б.С.  «Возрастная психология», М.: «Владос» ,2015г.

3. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. – 2019. - № 4. – С. 53-57.

4. Данилова Е.А. Динамика ценностей молодежи // Социология. – 2018. - № 4. – С. 99-107.

5. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростковь – 2017. - № 9. – С. 23-27.

6. Лежнина Ю.П. «Семья в ценностных ориентациях», журнал «Социс» №12, 2019г.

7. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология»,  Москва, 2014г.

8. Психологические тесты / авт. Сост Н.Ф. Гребень. – М: Соврем. Шк., 2017. – 496с.

9. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2017.- № 4. – С. 37-43.

10. Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Проблемы воспитания. – 2016. - № 6. – С. 9-11.

11. Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Воспитание. – 2017. - № 9. – С. 23-27.

Приложение

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области