«Формы работы с родителями (законными представителями) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Воронина Д.А., воспитатель МАДОУ
«Детский ад № 12 «Счастливый островок»
В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь к Родине начинается с отношения ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Я считаю, какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации, главное для нас с вами - вовлечь родителей в воспитательно-образовательную деятельность. А для этого необходимо разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях, так как семья и детский сад - два важных института социализации детей.
Безусловно, для всестороннего развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идёт развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей, размещённая в родительском уголке, проведение консультаций и бесед на патриотическую тематику, родительские собрания в нетрадиционной форме, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, и т.д.
С чего мы начали нравственно патриотическое воспитание в своей группе. Первоначально выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Диагностический этап помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, были выявлены следующие проблемы: родители плохо знают историю создание города, в котором они живут.
Теоретический этап, целью которого было повышение компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через традиционные и нетрадиционные формы работы - индивидуальные беседы, консультации: «Как воспитать маленького патриота?», «С чего начинается Родина», памятки «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Известные люди о воспитании любви к Родине».
Так же немаловажную роль играет информационные стенды (папки-передвижки, статьи из газет и журналов на тему патриотического воспитания: оформление стенгазеты «900 дней мужества», папка передвижка «Наша Родина – Россия», «Азбука патриота», «День защитника Отечества». В приемной был оформлен информационный стенд «Моя малая Родина – Мариинск», в котором постоянно обновляется информация о нашем городе, истории его создания, о приближающемся празднике 300-летия Мариинска.
Третий этап – практический. В данном блоке использовались, более интересные и разнообразные формы работы совместной деятельности детей, родителей и педагогов. В детском саду проходят совместные праздники и развлечения: «Праздник осени», «День мамы», «День Защитника Отечества», «Спортивные соревнования», «Орехово - хлебный спас». На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники.
Также родители участвуют в совместных выставках «Дары Осени», поделки из природного материала. Большой вклад внесли родители в создание центра по патриотическому воспитанию. Предоставили атрибуты, материал для альбома «Семейные традиции и коллекции», самостоятельно изготовили кукол в народных костюмах.
Также при участии родителей в нашей группе был создан мини музей «Мульти – пульти». В музее находятся игрушки из советских мультфильмов. В каждом мультфильме понятен его добрый и положительный смысл, дети учатся дружить, уважать, помогать, делать добрые дела, слушают и поют песни о дружбе.
Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии. Листая подобный альбом, ребёнку несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями
В мае этого года совместно с родителями и детьми нашей группе планируется встреча которая просвещенна памятной дате «75 лет Победы», с жителем Блокадного Ленинграда, ветераном ВОВ с Латыповым Р.А. Эту встречу планируем провести в детском саду.
Данная работа дала свои положительные результаты, родители стали активными участникам жизни группы, верными помощника педагогов.