Стендовый доклад:
«Социально-нравственное воспитание старших дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности».
Коновал Татьяна Михайловна
Воспитатель МБДОУ № 13 «Незабудка»
В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность – задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду – это целенаправленный и активный процесс.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
В основе понятия нравственное воспитание лежат термины мораль и нравственность.
Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.
Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.
Нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.
Нравственность как свойство личности не является врожденным, её становление начинается в детстве, в условиях специально организованного развития.
Нравственное развитие представляет собой процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном.
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для нравственного воспитания личности.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку – к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок – это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются:
Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.
Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и преобразующей. Отсюда вытекают основные формы взаимодействия с детьми:
Знакомство с произведениями художественной литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы.
Этические беседы нравственного содержания.
Сочинение историй, сказок.
Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций.
Основными формами взаимодействия с дошкольниками являются:
Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы (В.Осеева «Волшебное слово», В.Катаев «Цветик-семицветик», Н.Носов «Мишкина каша», В.Драгунский «Самые веселые рассказы о школе», серия «Добрый ребенок» – А.Лопатина, М.Скребцова «Как я живу», Серия «Домашние уроки малышам» – «Это я», О.Д.Ушакова «Пословицы о семье и детях», А.Лекомцев «Учимся быть воспитанными и культурными»). Возможности обучения значительно возрастают, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений. Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. Поэтому необходимы ситуативные разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правильности их поступков.
Процесс сочинения историй, сказок станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность (например, «Когда я вижу уставшую маму, то...»; «Папа рассердился, потому что я...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...»). Такие творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник на конкретных примерах самостоятельно может определить нарушение нормы поведения и найти способ, как его исправить. Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.
Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций представляет собой практическую деятельность, включающую игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, т. к. моральная этика формируется в единстве слова и дела (например, игры-драматизации: «Мама спит она устала...», «Новенькая в группе», «Стала бабушка старенькой, хворою...»). Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.
Осуществляя взаимодействие с детьми, стараюсь придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:
– создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
– использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.
В группе оборудованы уголки: «Радуга поведения», уголок настроения, уголок «Добрых дел». Сюда входят: дидактические игры: «Азбука эмоций», «Уроки этикета», «Уроки доброты», «Что такое хорошо, что такое плохо», художественная литература и т.д.
Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
Таким образом, эффективность социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально – нравственного воспитания в современных условиях.
Подборка художественной литературы
Этические беседы
Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций
«Мама спит она устала...»
«Стала бабушка старенькой, хворою...»
«Новенькая в группе»
Оборудованные уголки в группе
«Радуга поведения»
Уголок эмоций
«Панорама добрых дел»
Художественное творчество: выставка «Цветы для любимой мамочки»
Литература:
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.