Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка «Песочная анимация как средство развития художественно-речевого творчества дошкольников»

Транслировать инновационный педагогический опыт коллегам, познакомить педагогов с возможностями песочной анимации, с используемыми методами и приёмами способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» с.Зилаир

Муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

«Песочная анимация как средство развития художественно-речевого творчества дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

Иринина М.Н.

2020

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий эта проблема остается актуальной. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую ограничиваются односложными ответами.

Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

Размышляя над данной проблемой, я решила провести в группе старшего дошкольного возраста мониторинг образовательного процесса с целью выявления уровня речевого развития детей. Результаты данного мониторинга показали, что уровень речевого развития детей очень низкий. Процентное соотношение В- 33% , С-26% , Н-41% показывает, что больше половины составляет низкий и средний уровень речевого развития. Приложение 1.

Для решения данной проблемы я поставила перед собой цель- создать условия для развития речи дошкольников, творческого потенциала, удовлетворения познавательных потребностей посредством песочной анимации. Она отличается от классического рисования тем, что у ребёнка нет «страха белого листа», всё то, что нарисовано не так как хотелось бы, можно легко исправить. Это вызывает у детей большой интерес, желание творить и любоваться результатами своего творчества. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук, что благотворно влияет на развитие речи.

Для реализации данной цели, опираясь на опыт некоторых теоретиков и практиков, я разработала методику.

На начальном этапе было составлено календарно-тематическое планирование (Приложение 2) , согласно которому мы познакомились с техниками рисования на световом столе: пальчиками, кулачками, ладошками, насыпью. Дети освоили правила поведения при работе с песком: нельзя высыпать песок со светового стола, нельзя кидаться им, нельзя пробовать его на вкус, обязательно мыть руки после работы с песком. Затем следуя календарно-тематическому планированию, мы учились рисовать простые геометрические фигуры, деревья, животных, дома, транспорт и т.д., при этом отрабатывая разные техники рисования песком. В ходе данной работы путём проб и ошибок я вычленила несколько последовательных приёмов от простого к сложному, которые дополняют друг друга: сначала дети дорисовывают предложенное изображение, затем учатся рисовать по заданию педагога, затем рисуют отдельные сюжеты, и только после всей этой проделанной работы рисуют какой -нибудь рассказ или сказку.

Пальчиковая гимнастика

Поутру лесной тропой звери шли на водопой (изображают ребром ладони змейку)

За мамой лосихой топал лосёнок (кулачками надавливают на песок)

За мамой лисицей крался лисёнок (кончиками пальцев слегка нажимают на поверхность песка)

За мамой ежихой катился ежонок (кулачками нажимают на песок, раздвигая его кругообразными движениями)

За мамой медведицей шёл медвежонок (растопырив пальцы рук, нажимают на песок и ладошкой и пальцами)

Используя такую пальчиковую гимнастику на песке, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и изучаем, закрепляем техники рисования. Проговаривая вместе с воспитателем все движения, у детей развивается речь, правильное звукопроизношение.

Приём «Дорисуй»

Перед детьми круг, необходимо дорисовать детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч).

На этом этапе, дорисовывая детали, дети учатся рисовать то или иное изображение, при этом описывают то, что рисуют (солнышко круглое, у него есть лучики, когда солнышко светит, то становится тепло)

Данный приём способствует развитию речи, фантазии ребёнка, творческого воображения, проявлению индивидуальности.

Когда дети уже научились дополнять изображение какими-либо деталями, мы вводим следующий приём, когда дети рисуют что-то конкретное по заданию педагога. Для интереса я использовала загадки и назвала этот приём «Картина по загадкам»»

Приём «Картина по загадкам»

Я в определённом порядке буду загадывать загадки, а вы должны нарисовать отгадку песком на световом столе. Постепенно из отгадок получится картина.

Белые овечки по небу летают

Соберутся в стаи, солнце закрывают (облака)

Жёлтая тарелка на небе весит,

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Как над речкой над рекой появился круг цветной

Чудо-мостик подвесной (радуга)

Растёт, цветёт всё лето, коровам без неё беда

Она их главная еда (трава)

И зимой и летом одним цветом (ёлка)

Течёт-течёт, не вытечет

Бежит, бежит- не выбежит (речка)

Такие картины можно рисовать на разную тематику, например «Природа», «Море», «Дикие животные». По таким картинам дети могут составить свой рассказ.

Работая над данным приёмом, я пришла к выводу, что он самый длительный и обширный. Во-первых, сначала ведётся большая предварительная работа: ребёнок должен научиться отгадывать загадки правильно, здесь должна проводиться беседа-обсуждение правильно или неправильно отгадана загадка, затем ребёнок должен научиться рисовать отгадку (изобразить данный предмет), затем правильно разместить его на поверхности светового стола, учитывая пространственное расположение, затем научиться составлять рассказ по получившейся картине.

Данное упражнение способствует развитию образно-логического мышления, пространственного воображения, художественно-эстетического вкуса, связной речи дошкольников.

Приём «Рисуем сказку» 

Работа по данному приёму ведётся также постепенно: дети сначала пробуют рисовать декорации к сказке (дома, деревья, героев), пробуют пересказать сказку. Затем пробуют рисовать отдельные сюжеты из сказки, затем только рисуют сказку, обыгрывая её словесно.

Это упражнение способствует развитию мелкой моторики рук, речевых способностей, художественного творчества.

В течение 5 месяцев мы занимались по данной методике. Результаты мониторинга показали следующее: В- 47%, С- 26%, Н- 27%. Приложение 3 Мы видим, что речевое развитие детей с применением песочной анимации выросло с 33% до 47%, что является хорошим показателем. Произошли качественные изменения и в развитии связной речи (дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения). Через стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком произошло обогащение словарного запаса. У детей расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (дети могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение).

Методические рекомендации

- Для успешной работы я рекомендую использовать все эти приёмы поэтапно;

- занятия проводить индивидуально и небольшими подгруппами;

обязательно проводить предварительную работу: наблюдение, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы;

- на собраниях с родителями проводите семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников, используя методику песочной анимации. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.

Результатом моей работы стало то, что дети научились создавать песочные картины с учётом, ритма, симметрии, у них сформировались композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета, произошли качественные изменения и в развитии связной речи, произошло обогащение словарного запаса, расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи.

И вряд ли кто-то станет спорить с тем, что песочная анимация-это необыкновенное и завораживающее зрелище. Но песочная анимация-это не только необычно красивый сюжет и удивительная техника исполнения, рисование песком приносит огромную пользу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб. Речь, 2002.

Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт» 2010.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб. Речь, 2006.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб. Питер, 2001.

U-sovenka. ru Урок рисования №5. Рисование песком. Песочное шоу в домашних условиях!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области