Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конспект занятия по оом

Цель расширение, систематизация и закрепление представлений о птицах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности

на тему «Птицы» в старшей группе

Педагог: Николаева Павлина Ивановна

Цель: расширение, систематизация и закрепление представлений о птицах.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие: сформировать представление детей о строении птиц и классификации на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи, познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда и Красной книгой Ивановской области.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам; формировать интерес к общению между взрослыми и детьми, навыки сотрудничества, умения слушать сверстника.

Речевое развитие: развивать речевую активность, диалогическую речь, побуждать детей говорить полными предложениями; продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитологи, насекомоядные, зерноядные; совершенствовать грамматический строй речи.

Физическое развитие: обогащать опыт двигательной деятельности детей, координацию движений, крупную и мелкую моторику.

Развивающая предметно-пространственная среда: в группе: картины с изображением перелётных птиц; кормушка и скворечник в природном уголке (в свободной деятельности дети лепят фигурки птиц); выставки детских работ на тему «Птицы прилетели», «Скворечник», «Птица вьёт гнездо»; размещение в книжном уголке книг: из серии для детского сада «Как появляется птица», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Д. Кайгородов «Из царства пернатых».

Цель применения ИКТ в НОД: внесение разнообразия в образовательную область; использование яркой, красочной формы представления информации.

Методы и приёмы:

Метод демонстрации: демонстрация презентации с изображением птиц и их гнёзд, показ перьев птиц;

Словесный метод: рассказ воспитателя о птичьих гнёздах, беседа об оказании помощи птицам в разное время года и правилах поведения в природе, вопросы;

Игровой метод: получение письма от орнитологов, дидактические игры «Разрезные картинки», «Угадай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы».

Планируемые результаты: ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями об окружающем, владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; умение участвовать в совместной деятельности.

Познавательные: умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира.

Личностные: умение сохранять заданную цель; бережное отношение ко всему живому.

Регулятивные: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Материалы, оборудование:

Для педагога: проектор, экран, компьютер, подборка материала «Гнёзда птиц», письмо от орнитологов и карточки с заданиями, Красная книга.

Для детей: по количеству детей – разрезные картинки, пуховые и маховые перья, материал для дидактических игр «Узнай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы», медали с надписью «Юный орнитолог».

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций с птицами.

3. Рассказ педагога в свободной деятельности о зимующих и перелётных птицах, почему их так называют.

4. Наблюдение за птицами во время прогулок.

Содержание:

1. Получение письма от учёных. Чтобы узнать изучением кого они занимаются, детям необходимо выполнить задание.

2. Выполнение заданий от учёных-орнитологов (при выполнении каждого задания обращается внимание детей на пользу, приносимую птицами людям и необходимом бережном отношении к птицам):

«Внешний вид птиц»,

«Угадай по клюву»,

«Зимующие и перелётные птицы»,

«Гнёзда птиц»,

«Птицы и птенцы».

3. Посвящение детей в «Юных орнитологов», показ и дальнейшее знакомство с Красной книгой.

№п/п

Этапы занятия

Содержание этапа,

деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Экологический компонент

1.

Моти-вацион-ный

- Дети, сегодня по дороге на работу, я встретила почтальона, который передал вам письмо от орнитологов нашего города. Вы знаете, кто такие орнитологи?

- Орнитологи – это учёные, а вот кого они изучают, вы узнаете, когда соберёте картинки.

-Кто изображён на картинках? Как назовём одним словом?

-Кто же такие орнитологи?

-Давайте прочитаем письмо, которое они нам написали.

«Дорогие дети! Мы предположили, что вам будет интересно узнать что-то новое о птицах, а также выполнить задания, которые мы для вас приготовили. И, справившись с ними, вы будете приняты в ряды юных эколят. Удачи!»

-Дети, хотелось бы вам стать юными орнитологами?

-Что для этого необходимо сделать?

Дети отвечают:

-Нет.

На столе лежат конверты с разрезными картинками на каждого ребёнка.

Дети составляют разрезные картинки.

Дети отвечают:

- Птицы.

Дети отвечают:

- Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц.

Дети слушают.

-Выполнить задания, которые подготовили орнитологи.

Знакомство детей с орнитологией, наукой, занимающейся изучением птиц.

2.

Основ-ной

1. Внешний вид птиц.

«Назовите части тела птицы и чем они покрыты»

-Чем покрыто тело птиц?

Воспитатель обращает внимание детей на коробочку, стоящую на столе:

-Интересно, что лежит в коробочке. Что это?

-Посмотрите внимательно на перья, что вы можете о них сказать.

- Перья, покрывающие тело птицы разные и предназначение их тоже отличается. Я предлагаю вам взять по одному маленькому пёрышку, потрогайте его. Что вы можете сказать о своём пёрышке, какое оно?

-Эти пёрышки называются пуховыми, они покрывают всё тело птицы и согревают её. А как человек использует пуховые перья?

- Теперь возьмите по большому перу. Какое оно?

- Обратите внимание: у большого пера толстый стержень. Большие перья помогают птицам летать и называются они маховыми. Посмотрите на изображение птицы и назовите части тела, которые покрывают маховые перья.

-Особенности строения птиц принесли человеку огромную пользу.

Так, ещё с древних времён, наблюдая за полётом птиц, человек сам хотел научиться летать. И прошло много-много времени, прежде чем человек построил самолёт. И не смотря на то, что во время полёта, в отличии от птиц, крылья у самолёта жёстко закреплены на корпусе, самолёт летит именно благодаря им, а также двигателям.

И это не случайно, так как конструируя самолёт, люди в первую очередь ориентировались на полёт птиц.

2. Игра «Угадай по клюву»

На столе лежат карточки с изображением разных клювов.

-Дети, клюв птицы – это её рот. Иногда клюв называют носом, но это неверно. Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц. Изображения некоторых из них лежат перед вами. Опишите клюв птиц, подберите картинку, на которой изображено какую пищу удобно употреблять соответствующим клювом и картинку с изображением птицы.

-А как птицы своими особенностями питания помогают людям?

3. Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы»

-Дети, давайте подумаем: в какое время года птиц больше?

-Как называют птиц, которые улетают от нас осенью и возвращаются весной?

-А тех, которые остаются с нами?

-А почему многие птицы улетают? Может они боятся морозов?

-Давайте порассуждаем. Что происходит с насекомыми осенью?

-Значит, если птицы питаются насекомыми…

-Да, и поэтому им приходится улетать в теплые края, где насекомые не прячутся.

-Орнитологи приготовили для вас задание: надо расселить птиц в нужные домики: зимующих птиц в домик со снежинкой, а перелётных – с солнышком.

-Не смотря на то, что зимующим птицам насекомые не нужны, добывать себе зёрнышки и ягодки зимой очень трудно. Как мы можем помочь птицам зимой?

4. Физкультминутка

-Вот и закончилась зима, какое время года наступило?

Весна наступила, грачи прилетели,

На лужайку сели,

Походили, поклевали,

Крыльями помахали

И в гнёзда полетели.

5. «Гнёзда птиц»

-Много забот и хлопот весной у птиц. Сначала надо отремонтировать старые или построить новые гнёзда.

Послушайте и посмотрите, что нам об этом хотят рассказать орнитологи.

Ласточка. Своё гнездо не вьёт, а лепит из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляет всё это дождевой водой или липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. Свой домик ласточка устраивает под карнизами домов, под крышами сараев, а сестрёнки ласточки-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

Грач. Живут грачи большими шумными компаниями. Вьют гнёзда на вершине высокого дерева или ремонтируют старые. Гнездо строят из сухих сучьев, выстилают сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также используют различный мусор.

Аист. Устраивает гнездо на видном месте – крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев.

Жаворонок. Своё гнездо вьёт в лугах или засеянных полях из стеблей травы, тонких корешков, дно устилает небольшим количеством шерсти, конским волосом и пухом.

Скворец. Селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом, травинками.

-Как вы думаете, чем крепятся скворечники к дереву?

-Крепить скворечники гвоздями к дереву нельзя, это может нанести ему вред. Крепят их с помощью деревянного шеста и проволоки.

На столе лежат различные предметы: вата, веточки, солома, болтики, ложки, камушки, кусочки глины и пр.

-Дети, выберите из разных предметов только те, которые птицы могут использовать при строительстве своих гнёзд.

-Дети, давайте подумаем, какую пользу птицам в строительстве гнёзд мы можем оказать сегодня во время прогулки?

6. Дидактическая игра «Птицы и птенцы»

-Дети, а зачем птицам нужны гнёзда? Летали бы, кушали насекомых, семена, ягодки…

-Назовите птицу, изображённую на картине, затем как называется её птенец и птенцы.

-А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалёку, они покидают свои гнёзда и стараются увести врагов подальше от своего домика и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А ещё, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Запомнили?

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю-

Ни ловушками, ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обижу в жизни я!

-Вы со мной согласны?

На экране появляются изображения птиц.

Дети называют части тела птиц:

-голова, на которой расположен клюв;

-шея;

-туловище;

-хвост;

-два крыла;

-две лапы с когтями.

-Перьями.

Дети рассматривают содержимое коробочки и отвечают:

-Перья.

Дети описывают перья:

-Перья чёрного цвета, серого цвета.

-Перья отличаются размером: одни маленькие, другие – большие.

Дети берут по одному маленькому пёрышку, ощупывают и отвечают:

-Маленькое пёрышко мягкое, нежное, пушистое…

Дети отвечают:

-Пуховыми перьями набивают подушки, одеяла, утепляют одежду.

Дети берут по большому перу, ощупывают его и отвечают:

-Большое перо гладкое, более жёсткое.

На экране появляется изображение птицы, у которой отчётливо видны маховые перья. Дети рассматривают изображение и отвечают:

-Маховые перья покрывают крылья и хвост.

На экране появляется изображение птицы в полёте и самолёта в небе. Дети рассматривают.

Дети в парах рассматривают карточки с изображением клювов разной формы, подбирают соответствующие карточки и отвечают:

-Коротким, толстым и крепким клювом удобно склёвывать семена, ягоды. Это зерноядные птицы.

-Коротким, изогнутым клювом с крючком на конце удобно отрывать куски мяса. Это хищники.

-Плоским клювом удобно захватывать порцию ила со дна, затем процеживать и оставлять только съестное. Это всеядные водоплавающие птицы.

- Прямым, удлинённым острым и тонким клювом удобно ловить насекомых.

Это насекомоядные птицы.

-Птицы поедают вредных насекомых, грызунов, семена сорняков. Распространяют семена растений.

-Весной и летом, потому что возвращаются птицы из теплых стран.

-Перелётными.

-Зимующими.

-Птицы едят ягоды, семена, насекомых, рыбу и т.д.

-Осенью насекомые исчезают: они прячутся или погибают.

-То зимой им есть нечего.

Дети берут по одной карточке с изображением птицы, называют её и заселяют в «соответствующий» домик.

-Смастерить кормушки, повесить их на дерево и ежедневно сыпать туда крупу, хлебные крошки, вешать кусочки сала.

-Весна!

Дети выполняют движения по тексту.

На экране демонстрируются гнёзда птиц, дети рассматривают и слушают рассказ педагога.

Дети выбирают из различных предметов только пригодные для строительства гнезда.

-Развесить на кусты ватку, маленькие тряпочки, комочки шерсти…

-В гнёздах птицы откладывают яйца, высиживают их и растят птенцов.

Дети выбирают по одной картинке, называют птицу и её птенцов, сначала в единственном числе, затем – во множественном.

Дети слушают, высказываются сами.

Закрепление знаний детей о строение птицы и о пользе её для человека.

Закрепление знаний детей о помощи птицам в зимний период.

Закрепление знаний детей о бережном отношении к природе (деревьям).

Формирование знаний о помощи птицам в постройке гнёзд.

Закрепление знаний о правилах поведения в природе.

3.

Подве-

дение

итогов

Воспитатель читает обращение орнитологов к детям:

-Дети, если вам читают наше обращение, это значит, что внимательно слушали рассказы о птицах и выполнили все наши задания. И мы принимаем вас в ряды юных эколят и дарим Красную книгу РФ. В эту книгу занесены исчезающие и редкие виды птиц и других животных нашей страны. Любите и берегите природу. Орнитологи.

-Дети, сложно вам было выполнять задания орнитологов?

-Какое из заданий вам показалось самым интересны; сложным?

Дети рассматривают Красную книгу РФ.

Ответы детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области