Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности
на тему «Птицы» в старшей группе
Педагог: Николаева Павлина Ивановна
Цель: расширение, систематизация и закрепление представлений о птицах.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: сформировать представление детей о строении птиц и классификации на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи, познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда и Красной книгой Ивановской области.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам; формировать интерес к общению между взрослыми и детьми, навыки сотрудничества, умения слушать сверстника.
Речевое развитие: развивать речевую активность, диалогическую речь, побуждать детей говорить полными предложениями; продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитологи, насекомоядные, зерноядные; совершенствовать грамматический строй речи.
Физическое развитие: обогащать опыт двигательной деятельности детей, координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Развивающая предметно-пространственная среда: в группе: картины с изображением перелётных птиц; кормушка и скворечник в природном уголке (в свободной деятельности дети лепят фигурки птиц); выставки детских работ на тему «Птицы прилетели», «Скворечник», «Птица вьёт гнездо»; размещение в книжном уголке книг: из серии для детского сада «Как появляется птица», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Д. Кайгородов «Из царства пернатых».
Цель применения ИКТ в НОД: внесение разнообразия в образовательную область; использование яркой, красочной формы представления информации.
Методы и приёмы:
Метод демонстрации: демонстрация презентации с изображением птиц и их гнёзд, показ перьев птиц;
Словесный метод: рассказ воспитателя о птичьих гнёздах, беседа об оказании помощи птицам в разное время года и правилах поведения в природе, вопросы;
Игровой метод: получение письма от орнитологов, дидактические игры «Разрезные картинки», «Угадай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы».
Планируемые результаты: ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями об окружающем, владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные: умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; умение участвовать в совместной деятельности.
Познавательные: умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира.
Личностные: умение сохранять заданную цель; бережное отношение ко всему живому.
Регулятивные: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Материалы, оборудование:
Для педагога: проектор, экран, компьютер, подборка материала «Гнёзда птиц», письмо от орнитологов и карточки с заданиями, Красная книга.
Для детей: по количеству детей – разрезные картинки, пуховые и маховые перья, материал для дидактических игр «Узнай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы», медали с надписью «Юный орнитолог».
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с птицами.
3. Рассказ педагога в свободной деятельности о зимующих и перелётных птицах, почему их так называют.
4. Наблюдение за птицами во время прогулок.
Содержание:
1. Получение письма от учёных. Чтобы узнать изучением кого они занимаются, детям необходимо выполнить задание.
2. Выполнение заданий от учёных-орнитологов (при выполнении каждого задания обращается внимание детей на пользу, приносимую птицами людям и необходимом бережном отношении к птицам):
«Внешний вид птиц»,
«Угадай по клюву»,
«Зимующие и перелётные птицы»,
«Гнёзда птиц»,
«Птицы и птенцы».
3. Посвящение детей в «Юных орнитологов», показ и дальнейшее знакомство с Красной книгой.
№п/п | Этапы занятия | Содержание этапа, деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Экологический компонент |
1. | Моти-вацион-ный | - Дети, сегодня по дороге на работу, я встретила почтальона, который передал вам письмо от орнитологов нашего города. Вы знаете, кто такие орнитологи? - Орнитологи – это учёные, а вот кого они изучают, вы узнаете, когда соберёте картинки. -Кто изображён на картинках? Как назовём одним словом? -Кто же такие орнитологи? -Давайте прочитаем письмо, которое они нам написали. «Дорогие дети! Мы предположили, что вам будет интересно узнать что-то новое о птицах, а также выполнить задания, которые мы для вас приготовили. И, справившись с ними, вы будете приняты в ряды юных эколят. Удачи!» -Дети, хотелось бы вам стать юными орнитологами? -Что для этого необходимо сделать? | Дети отвечают: -Нет. На столе лежат конверты с разрезными картинками на каждого ребёнка. Дети составляют разрезные картинки. Дети отвечают: - Птицы. Дети отвечают: - Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. Дети слушают. -Выполнить задания, которые подготовили орнитологи. | Знакомство детей с орнитологией, наукой, занимающейся изучением птиц. |
2. | Основ-ной | 1. Внешний вид птиц. «Назовите части тела птицы и чем они покрыты» -Чем покрыто тело птиц? Воспитатель обращает внимание детей на коробочку, стоящую на столе: -Интересно, что лежит в коробочке. Что это? -Посмотрите внимательно на перья, что вы можете о них сказать. - Перья, покрывающие тело птицы разные и предназначение их тоже отличается. Я предлагаю вам взять по одному маленькому пёрышку, потрогайте его. Что вы можете сказать о своём пёрышке, какое оно? -Эти пёрышки называются пуховыми, они покрывают всё тело птицы и согревают её. А как человек использует пуховые перья? - Теперь возьмите по большому перу. Какое оно? - Обратите внимание: у большого пера толстый стержень. Большие перья помогают птицам летать и называются они маховыми. Посмотрите на изображение птицы и назовите части тела, которые покрывают маховые перья. -Особенности строения птиц принесли человеку огромную пользу. Так, ещё с древних времён, наблюдая за полётом птиц, человек сам хотел научиться летать. И прошло много-много времени, прежде чем человек построил самолёт. И не смотря на то, что во время полёта, в отличии от птиц, крылья у самолёта жёстко закреплены на корпусе, самолёт летит именно благодаря им, а также двигателям. И это не случайно, так как конструируя самолёт, люди в первую очередь ориентировались на полёт птиц. 2. Игра «Угадай по клюву» На столе лежат карточки с изображением разных клювов. -Дети, клюв птицы – это её рот. Иногда клюв называют носом, но это неверно. Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц. Изображения некоторых из них лежат перед вами. Опишите клюв птиц, подберите картинку, на которой изображено какую пищу удобно употреблять соответствующим клювом и картинку с изображением птицы. -А как птицы своими особенностями питания помогают людям? 3. Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы» -Дети, давайте подумаем: в какое время года птиц больше? -Как называют птиц, которые улетают от нас осенью и возвращаются весной? -А тех, которые остаются с нами? -А почему многие птицы улетают? Может они боятся морозов? -Давайте порассуждаем. Что происходит с насекомыми осенью? -Значит, если птицы питаются насекомыми… -Да, и поэтому им приходится улетать в теплые края, где насекомые не прячутся. -Орнитологи приготовили для вас задание: надо расселить птиц в нужные домики: зимующих птиц в домик со снежинкой, а перелётных – с солнышком. -Не смотря на то, что зимующим птицам насекомые не нужны, добывать себе зёрнышки и ягодки зимой очень трудно. Как мы можем помочь птицам зимой? 4. Физкультминутка -Вот и закончилась зима, какое время года наступило? Весна наступила, грачи прилетели, На лужайку сели, Походили, поклевали, Крыльями помахали И в гнёзда полетели. 5. «Гнёзда птиц» -Много забот и хлопот весной у птиц. Сначала надо отремонтировать старые или построить новые гнёзда. Послушайте и посмотрите, что нам об этом хотят рассказать орнитологи. Ласточка. Своё гнездо не вьёт, а лепит из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляет всё это дождевой водой или липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. Свой домик ласточка устраивает под карнизами домов, под крышами сараев, а сестрёнки ласточки-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах. Грач. Живут грачи большими шумными компаниями. Вьют гнёзда на вершине высокого дерева или ремонтируют старые. Гнездо строят из сухих сучьев, выстилают сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также используют различный мусор. Аист. Устраивает гнездо на видном месте – крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Жаворонок. Своё гнездо вьёт в лугах или засеянных полях из стеблей травы, тонких корешков, дно устилает небольшим количеством шерсти, конским волосом и пухом. Скворец. Селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом, травинками. -Как вы думаете, чем крепятся скворечники к дереву? -Крепить скворечники гвоздями к дереву нельзя, это может нанести ему вред. Крепят их с помощью деревянного шеста и проволоки. На столе лежат различные предметы: вата, веточки, солома, болтики, ложки, камушки, кусочки глины и пр. -Дети, выберите из разных предметов только те, которые птицы могут использовать при строительстве своих гнёзд. -Дети, давайте подумаем, какую пользу птицам в строительстве гнёзд мы можем оказать сегодня во время прогулки? 6. Дидактическая игра «Птицы и птенцы» -Дети, а зачем птицам нужны гнёзда? Летали бы, кушали насекомых, семена, ягодки… -Назовите птицу, изображённую на картине, затем как называется её птенец и птенцы. -А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалёку, они покидают свои гнёзда и стараются увести врагов подальше от своего домика и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А ещё, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Запомнили? Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю- Ни ловушками, ни в сетки, Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону Ни сороки, ни вороны, Ни скворца, ни воробья Не обижу в жизни я! -Вы со мной согласны? | На экране появляются изображения птиц. Дети называют части тела птиц: -голова, на которой расположен клюв; -шея; -туловище; -хвост; -два крыла; -две лапы с когтями. -Перьями. Дети рассматривают содержимое коробочки и отвечают: -Перья. Дети описывают перья: -Перья чёрного цвета, серого цвета. -Перья отличаются размером: одни маленькие, другие – большие. Дети берут по одному маленькому пёрышку, ощупывают и отвечают: -Маленькое пёрышко мягкое, нежное, пушистое… Дети отвечают: -Пуховыми перьями набивают подушки, одеяла, утепляют одежду. Дети берут по большому перу, ощупывают его и отвечают: -Большое перо гладкое, более жёсткое. На экране появляется изображение птицы, у которой отчётливо видны маховые перья. Дети рассматривают изображение и отвечают: -Маховые перья покрывают крылья и хвост. На экране появляется изображение птицы в полёте и самолёта в небе. Дети рассматривают. Дети в парах рассматривают карточки с изображением клювов разной формы, подбирают соответствующие карточки и отвечают: -Коротким, толстым и крепким клювом удобно склёвывать семена, ягоды. Это зерноядные птицы. -Коротким, изогнутым клювом с крючком на конце удобно отрывать куски мяса. Это хищники. -Плоским клювом удобно захватывать порцию ила со дна, затем процеживать и оставлять только съестное. Это всеядные водоплавающие птицы. - Прямым, удлинённым острым и тонким клювом удобно ловить насекомых. Это насекомоядные птицы. -Птицы поедают вредных насекомых, грызунов, семена сорняков. Распространяют семена растений. -Весной и летом, потому что возвращаются птицы из теплых стран. -Перелётными. -Зимующими. -Птицы едят ягоды, семена, насекомых, рыбу и т.д. -Осенью насекомые исчезают: они прячутся или погибают. -То зимой им есть нечего. Дети берут по одной карточке с изображением птицы, называют её и заселяют в «соответствующий» домик. -Смастерить кормушки, повесить их на дерево и ежедневно сыпать туда крупу, хлебные крошки, вешать кусочки сала. -Весна! Дети выполняют движения по тексту. На экране демонстрируются гнёзда птиц, дети рассматривают и слушают рассказ педагога. Дети выбирают из различных предметов только пригодные для строительства гнезда. -Развесить на кусты ватку, маленькие тряпочки, комочки шерсти… -В гнёздах птицы откладывают яйца, высиживают их и растят птенцов. Дети выбирают по одной картинке, называют птицу и её птенцов, сначала в единственном числе, затем – во множественном. Дети слушают, высказываются сами. | Закрепление знаний детей о строение птицы и о пользе её для человека. Закрепление знаний детей о помощи птицам в зимний период. Закрепление знаний детей о бережном отношении к природе (деревьям). Формирование знаний о помощи птицам в постройке гнёзд. Закрепление знаний о правилах поведения в природе. |
3. | Подве- дение итогов | Воспитатель читает обращение орнитологов к детям: -Дети, если вам читают наше обращение, это значит, что внимательно слушали рассказы о птицах и выполнили все наши задания. И мы принимаем вас в ряды юных эколят и дарим Красную книгу РФ. В эту книгу занесены исчезающие и редкие виды птиц и других животных нашей страны. Любите и берегите природу. Орнитологи. -Дети, сложно вам было выполнять задания орнитологов? -Какое из заданий вам показалось самым интересны; сложным? | Дети рассматривают Красную книгу РФ. Ответы детей. |