Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами технологии ТРИЗ

Воспитание творчески развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, с высоким уровнем развития познавательных способностей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

1 слайд.

Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами технологии ТРИЗ

2 слайд.

Интеллектуальная готовность:

Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики, который затрагивает такие психические функции, как: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

3 слайд.

ТРИЗ это уникальный инструмент для:

- поиска нетривиальных идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- развития творческого мышления, восприятия, памяти и формирования творческой личности.

4 слайд.

Целью использования ТИРЗ технологии в детском саду является:

Воспитание творчески развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Основная задача – это привить ребенку радость творческих открытий.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

5 слайд.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия. Использовать различные приемы триз-технологии

Примеры из книги

6 слайд

К методам ТРИЗ относятся:

Метод фокальных объектов; Морфологический анализ; Мозговой штурм; Системный оператор; Метод противоречий.

7 слайд.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты

Работать можно по одному из направлений:

- рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

- вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

- выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;

- составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все)

8 слайд.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

9 слайд.

МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.

С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Обсуждение может быть разноплановым в зависимости от инициативы детей (Как сохранить кусочек зимы летом).

Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из сказки.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. Таким же образом задача может возникнуть в любом другом случае. Мы читали в с детьми книгу С. Михалкова «Упрямый козлёнок».там ситуация, в которой оказался козлёнок идеально подходила для мозгового штурма.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

10 слайд.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

11 слайд.

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект. Например, такими объектами могут стать: иголка, дождь, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла- «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

12 слайд

Эти и другие методики в подготовительной группе реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим  воспитателем.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

В ИТОГЕ

Формируется своя точка зрения на различные вещи.

Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

Появляется смелость общения.

В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента формировать интеллектуальную готовность к обучению в школе.

13 слайд.

Спасибо за внимание!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области