МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад «Метелица»
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЗНАНИЕ
(ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ)
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Тема: Посещение краеведческого музея.
Подготовила воспитатель
Николаева Прасковья Алексеевна
г. Сургут
Цель: познакомить детей с бытом и промыслами коренных народов Севера – ханты и манси.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей монологической речи, дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилище, труд; уточнить и обогатить представления о коренных жителях Севера – ханты и манси; дать понятие о поселении хантов – стойбище, об их образе жизни; продолжить знакомство с промыслами народов севера (оленеводство, рыболовство); учить внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы полным ответом.
Развивающие:
Развить представления детей о Севере, закрепить знания о названии округа и родного края, расширять словарный запас словами «стойбище», «нарты», «долбленка», «малица»; расширить знания детей об оленях, как об основном домашнем животном коренных жителей Севера; развивать моторику пальцев рук, закреплять умение ориентироваться в пространстве(слева направо, вверх- вниз).
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, чувство уважения к людям других национальностей, их культуре; воспитывать толерантное мышление, отмечать самобытность коренных народов; воспитывать желание приходить на помощь, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, уверенность в своих силах.
Материалы: слайды, макет стойбища, олень, нарты, долбленка, сети и другие приспособления хантов для ловли рыб, малица для каждого ребенка, цветные ленточки (нитки).
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал, звучит песня о Югре.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте встанем в круг – Круг радости.
Воспитатель:
Здравствуй, Небо! Мы рады встрече с тобой. Ты такое высокое, свободное и бесконечное. | Поднимаем руки вверх. Опускаем руки. |
Я тебя приветствую, Земля! Ты даешь всем жизнь! | Кланяемся. |
Я приветствую тебя, Вода! Ты источник жизни на земле! | Руки разводим в стороны ладонями вверх. |
Я приветствую тебя, Солнце! Ты такое ласковое и горячее. | Поднимаем руки вверх. |
Мы живем в Югре. | Руки поднимаем к груди, разводим в стороны. |
Мы – дети России! И этим мы горды. | Все берутся за руки. |
Воспитатель: Как называется край, в котором мы живем?
Дети: Край, в котором мы живем, называется Югра.
Воспитатель: Кто коренные жители Югры?
Дети: Коренные жители Югры – ханты и манси.
Дети садятся на стулья перед экраном.
Рассказ сопровождается показом слайдов.
Воспитатель: Послушайте легенду: «»В стране Северного ветра живут счастливые люди. Им нипочем ни полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Летом, когда круглые сутки стоит солнце, нипочем людям в оленьих шкурах ни комариный рой, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…» Эти счастливые люди – ханты и манси.
Воспитатель: Почему в стране северного ветра, люди не боятся ни холода, ни воды?
Дети: В стране северного ветра, люди не боятся ни холода, ни воды, потому что они шьют одежду и обувь из звериных шкур. Звериные шкуры очень прочные, непромокаемые, защищают людей в любую непогоду.
Воспитатель: Я приглашаю вас в музей коренных народов Югры. Вашим экскурсоводом буду я. Кто такой экскурсовод?
Дети: Экскурсовод – человек проводящий экскурсию.
Воспитатель: Какие правила поведения в музее вы знаете?
Дети: В музее надо вести себя тихо, внимательно слушать экскурсовода, рассматривать экспонаты только глазами. Подойдите, пожалуйста, к первой экспозиции.
Воспитатель показывает макет стойбища.
Воспитатель: Так живут люди Севера. Ханты и манси не строят больших городов с широкими улицами и высокими домами. Место, где располагается селение хантов, называется «стойбище». Они не строят прочных каменных домов. Дом, в котором живут ханты и манси, называется «чум». Чум имеет форму конуса. Делают его из нескольких прочных деревянных шестов, а затем укрывают оленьими шкурами. Такой дом – «чум», можно быстро собрать, разобрать и перевезти на другое место.
Воспитатель: Как называется место проживания коренных народов Севера,
Дети: Место проживания коренных народов Севера называется стойбище.
Воспитатель: Почему ханты и манси не строят каменных домов?
Дети: Ханты и манси не строят каменных домов, потому что они ведут кочевой образ жизни (передвигаются с места на место), чум можно быстро собрать, разобрать и перевезти на другое место.
Воспитатель: Молодцы! Мы продолжаем экскурсию по музею. Обратите внимание на нашу вторую экспозицию… Может кто-то из вас хочет попробовать себя в роли экскурсовода?
Ребенок: Это наша вторая экспозиция. Здесь вы видите оленя и нарты. Северные народы любят и уважают оленей, заботятся о них, охраняют его от злого хищника – волка. Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда. Сани, на которых переезжают ханты и манси, называются нарты. На нартах они перевозят чум и другие вещи.
Воспитатель: Почему ханты и манси заботятся об оленях?
Дети: Ханты и манси заботятся об оленях, потому что олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.
Воспитатель: На чем ханты перевозят чум?
Дети: Ханты перевозят чум на нартах.
Воспитатель: Олень для народов Севера – это домашнее животное.
Ханты специально разводят и ухаживают за ними, поэтому и профессия называется «оленевод». Но и другие животные играют большую роль в жизни коренного народа Югры. Ханты и манси охотятся на медведя, лису, зайца.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в хантыйскую игру «Следы зайца». В такую игру очень любят играть хантыйские дети, т.к. она развивает ловкость, гибкость, силу ног. Эти качества нужны будущим охотникам.
Игра «Следы зайца».
На полу отметки – «следы зайца» - отпечатки стопы детей из самоклеящейся ленты. Носочки стоп смотрят в разные стороны. Оттолкнуться двумя ногами и точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу. Оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующие следы и т.д.
Воспитатель: Продолжим экскурсию. Прошу обратить внимание на следующую экспозицию… Кто еще хочет стать на время экскурсоводом?
Ребенок: Это третья экспозиция. Вы видите хантыйскую лодку, которая называется «долбленка». Она так называется, потому что ее выдалбливают из цельного ствола дерева. Ханты и манси очень бережно относятся к реке Обь, которая их кормит. Река Обь богата разными видами рыб. Здесь водится ёрш, щука, окунь, язь, налим, карась. Ловят ханты рыбу не удочкой, а с помощью сетей. Закинут сеть на ночь и идут спать, а утром возвращаются и собирают сети с уловом.
Воспитатель: Что такое долбленка?
Дети: Хантыйская лодка называется «долбленка».
Воспитатель: Как ханты ловят рыбу?
Дети: Ловят ханты рыбу не удочкой, а с помощью сетей. Закинут сеть на ночь и идут спать, а утром возвращаются и собирают сети с уловом.
Воспитатель: Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для зимней одежды. Мужская зимняя одежда называется «малица».
Повторяют хором и индивидуально.
Воспитатель: Я предлагаю вам украсить малицу хантыйским орнаментом, т.е. узором. Начинаем украшать малицу с обратной стороны, чтобы петля осталась невидимой, вдеваем ниточку в верхнюю дырку, а затем - в нижнюю и так продолжаем до конца. В конце протягиваем нитку справа налево и вдеваем нитку в первую дырочку… Вы прекрасно справились с заданием.
Воспитатель: на этом наша экскурсия подошла к концу. Вспомните весь маршрут и отметьте на карте.
Итог: Круг «От сердца к сердцу».
Воспитатель: Повторяйте за мной.
Я люблю свою семью.
Я счастливый гражданин своей страны.
Я люблю свою Родину!
Я горжусь своей Югрой!
Воспитатель: А вам уважаемые гости
Хотим сегодня пожелать
Чтоб миновали все ненастья.
Вся жизнь, чтоб светлая была
Все вместе
Желаем Вам большого счастья!