Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Посещение краеведческого музея.

Цель познакомить детей с бытом и промыслами коренных народов Севера – ханты и манси. Задачи Образовательные Учить детей монологической речи, дать знания о своеобразии жизни народов Севера природа, жилище, труд уточнить и обогатить представления о коренных жителях Севера – ханты и манси дать понятие о поселении хантов – стойбище, об их образе жизни продолжить знакомство с промыслами народов севера оленеводство, рыболовство учить внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы полным ответом. Развивающие Развить представления детей о Севере, закрепить знания о названии округа и родного края, расширять словарный запас словами «стойбище», «нарты», «долбленка», «малица» расширить знания детей об оленях, как об основном домашнем животном коренных жителей Севера развивать моторику пальцев рук, закреплять умение ориентироваться в пространствеслева направо, вверх- вниз. Воспитательные Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, чувство уважения к людям других национальностей, их культуре воспитывать толерантное мышление, отмечать самобытность коренных народов воспитывать желание приходить на помощь, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, уверенность в своих силах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад «Метелица»

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЗНАНИЕ

(ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ)

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Тема: Посещение краеведческого музея.

Подготовила воспитатель

Николаева Прасковья Алексеевна

г. Сургут

Цель: познакомить детей с бытом и промыслами коренных народов Севера – ханты и манси.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей монологической речи, дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилище, труд; уточнить и обогатить представления о коренных жителях Севера – ханты и манси; дать понятие о поселении хантов – стойбище, об их образе жизни; продолжить знакомство с промыслами народов севера (оленеводство, рыболовство); учить внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы полным ответом.

Развивающие:

Развить представления детей о Севере, закрепить знания о названии округа и родного края, расширять словарный запас словами «стойбище», «нарты», «долбленка», «малица»; расширить знания детей об оленях, как об основном домашнем животном коренных жителей Севера; развивать моторику пальцев рук, закреплять умение ориентироваться в пространстве(слева направо, вверх- вниз).

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, чувство уважения к людям других национальностей, их культуре; воспитывать толерантное мышление, отмечать самобытность коренных народов; воспитывать желание приходить на помощь, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, уверенность в своих силах.

Материалы: слайды, макет стойбища, олень, нарты, долбленка, сети и другие приспособления хантов для ловли рыб, малица для каждого ребенка, цветные ленточки (нитки).

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал, звучит песня о Югре.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте встанем в круг – Круг радости.

Воспитатель:

Здравствуй, Небо! Мы рады встрече с тобой. Ты такое высокое, свободное и бесконечное.

Поднимаем руки вверх.

Опускаем руки.

Я тебя приветствую, Земля! Ты даешь всем жизнь!

Кланяемся.

Я приветствую тебя, Вода! Ты источник жизни на земле!

Руки разводим в стороны ладонями вверх.

Я приветствую тебя, Солнце! Ты такое ласковое и горячее.

Поднимаем руки вверх.

Мы живем в Югре.

Руки поднимаем к груди, разводим в стороны.

Мы – дети России! И этим мы горды.

Все берутся за руки.

Воспитатель: Как называется край, в котором мы живем?

Дети: Край, в котором мы живем, называется Югра.

Воспитатель: Кто коренные жители Югры?

Дети: Коренные жители Югры – ханты и манси.

Дети садятся на стулья перед экраном.

Рассказ сопровождается показом слайдов.

Воспитатель: Послушайте легенду: «»В стране Северного ветра живут счастливые люди. Им нипочем ни полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Летом, когда круглые сутки стоит солнце, нипочем людям в оленьих шкурах ни комариный рой, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…» Эти счастливые люди – ханты и манси.

Воспитатель: Почему в стране северного ветра, люди не боятся ни холода, ни воды?

Дети: В стране северного ветра, люди не боятся ни холода, ни воды, потому что они шьют одежду и обувь из звериных шкур. Звериные шкуры очень прочные, непромокаемые, защищают людей в любую непогоду.

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей коренных народов Югры. Вашим экскурсоводом буду я. Кто такой экскурсовод?

Дети: Экскурсовод – человек проводящий экскурсию.

Воспитатель: Какие правила поведения в музее вы знаете?

Дети: В музее надо вести себя тихо, внимательно слушать экскурсовода, рассматривать экспонаты только глазами. Подойдите, пожалуйста, к первой экспозиции.

Воспитатель показывает макет стойбища.

Воспитатель: Так живут люди Севера. Ханты и манси не строят больших городов с широкими улицами и высокими домами. Место, где располагается селение хантов, называется «стойбище». Они не строят прочных каменных домов. Дом, в котором живут ханты и манси, называется «чум». Чум имеет форму конуса. Делают его из нескольких прочных деревянных шестов, а затем укрывают оленьими шкурами. Такой дом – «чум», можно быстро собрать, разобрать и перевезти на другое место.

Воспитатель: Как называется место проживания коренных народов Севера,

Дети: Место проживания коренных народов Севера называется стойбище.

Воспитатель: Почему ханты и манси не строят каменных домов?

Дети: Ханты и манси не строят каменных домов, потому что они ведут кочевой образ жизни (передвигаются с места на место), чум можно быстро собрать, разобрать и перевезти на другое место.

Воспитатель: Молодцы! Мы продолжаем экскурсию по музею. Обратите внимание на нашу вторую экспозицию… Может кто-то из вас хочет попробовать себя в роли экскурсовода?

Ребенок: Это наша вторая экспозиция. Здесь вы видите оленя и нарты. Северные народы любят и уважают оленей, заботятся о них, охраняют его от злого хищника – волка. Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда. Сани, на которых переезжают ханты и манси, называются нарты. На нартах они перевозят чум и другие вещи.

Воспитатель: Почему ханты и манси заботятся об оленях?

Дети: Ханты и манси заботятся об оленях, потому что олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.

Воспитатель: На чем ханты перевозят чум?

Дети: Ханты перевозят чум на нартах.

Воспитатель: Олень для народов Севера – это домашнее животное.

Ханты специально разводят и ухаживают за ними, поэтому и профессия называется «оленевод». Но и другие животные играют большую роль в жизни коренного народа Югры. Ханты и манси охотятся на медведя, лису, зайца.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в хантыйскую игру «Следы зайца». В такую игру очень любят играть хантыйские дети, т.к. она развивает ловкость, гибкость, силу ног. Эти качества нужны будущим охотникам.

Игра «Следы зайца».

На полу отметки – «следы зайца» - отпечатки стопы детей из самоклеящейся ленты. Носочки стоп смотрят в разные стороны. Оттолкнуться двумя ногами и точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу. Оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующие следы и т.д.

Воспитатель: Продолжим экскурсию. Прошу обратить внимание на следующую экспозицию… Кто еще хочет стать на время экскурсоводом?

Ребенок: Это третья экспозиция. Вы видите хантыйскую лодку, которая называется «долбленка». Она так называется, потому что ее выдалбливают из цельного ствола дерева. Ханты и манси очень бережно относятся к реке Обь, которая их кормит. Река Обь богата разными видами рыб. Здесь водится ёрш, щука, окунь, язь, налим, карась. Ловят ханты рыбу не удочкой, а с помощью сетей. Закинут сеть на ночь и идут спать, а утром возвращаются и собирают сети с уловом.

Воспитатель: Что такое долбленка?

Дети: Хантыйская лодка называется «долбленка».

Воспитатель: Как ханты ловят рыбу?

Дети: Ловят ханты рыбу не удочкой, а с помощью сетей. Закинут сеть на ночь и идут спать, а утром возвращаются и собирают сети с уловом.

Воспитатель: Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для зимней одежды. Мужская зимняя одежда называется «малица».

Повторяют хором и индивидуально.

Воспитатель: Я предлагаю вам украсить малицу хантыйским орнаментом, т.е. узором. Начинаем украшать малицу с обратной стороны, чтобы петля осталась невидимой, вдеваем ниточку в верхнюю дырку, а затем - в нижнюю и так продолжаем до конца. В конце протягиваем нитку справа налево и вдеваем нитку в первую дырочку… Вы прекрасно справились с заданием.

Воспитатель: на этом наша экскурсия подошла к концу. Вспомните весь маршрут и отметьте на карте.

Итог: Круг «От сердца к сердцу».

Воспитатель: Повторяйте за мной.

Я люблю свою семью.

Я счастливый гражданин своей страны.

Я люблю свою Родину!

Я горжусь своей Югрой!

Воспитатель: А вам уважаемые гости

Хотим сегодня пожелать

Чтоб миновали все ненастья.

Вся жизнь, чтоб светлая была

Все вместе

Желаем Вам большого счастья!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области