Качественное дошкольное образование требует постоянного совершенствования процесса обучения и воспитания. В его развитии деятельное участие принимает старший воспитатель или заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе. Деятельность такого специалиста обладает собственными функциональными обязанностями, строится на научных основаниях и играет большую роль в прогрессе работы как педагогического состава, так и всего детского учреждения в целом.
Такая должность в детском саду формировалась десятилетиями, начиная с 60-х годов прошлого века. В 1965 году была принята должность под названием воспитатель-методист. Этот специалист был заместителем заведующей детского сада, при необходимости заменявшим руководителя на его посту. Основная работа предусматривала оказание методической помощи воспитателям и педагогам ДОУ. Постепенно профессиональные обязанности методиста расширялись и усложнялись.
На данный момент старший воспитатель выполняет следующие работы:
- Анализ современных тенденций развития дошкольного образования и принятых в нем программ.
- Выдвигает на педагогические советы прогрессивные и перспективные направления и методики воспитательной и образовательной работы в детских дошкольных учреждениях.
- Оказывает профессиональное содействие педагогическому коллективу в разработке передовых технологий образования и воспитания дошкольников.
- Координирует взаимоотношения между педагогами, обеспечивает связь науки и ее практического применения.
- Консультирует родителей воспитанников по вопросам развития, воспитания и обучения их детей, организует просветительские мероприятия.
Область знаний старшего воспитателя должна быть широка и охватывать следующие положения:
- Международная конвенция о правах ребенка.
- Основы законодательства, связанные с дошкольным образованием.
- Курс дошкольной педагогики и психологии.
- Основы педиатрии, гигиены и санитарии.
- Базовая концепция дошкольного образования.
- Программы и методики обучения и воспитания в ДОУ.
- Методы диагностики и коррекции поведения детей дошкольного возраста.
- Основы социальной психологии и теории управления.
- Методы и формы работы с родителями воспитанников.
Все требования заключены в должностной инструкции старшего воспитателя по ФГОС.
Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ
В инструкцию старшего воспитателя детского сада включены следующие пункты:
- Планирование на текущий отрезок времени и на перспективный период деятельности всего педагогического коллектива детского сада.
- Анализ ведения и выполнения педагогической и учебно-методической работы в детском дошкольном учреждении, разработка предложений по повышению эффективности деятельности воспитателей.
- Всесторонняя помощь педагогам и воспитателям в выборе и применении программ, методик, форм работы, средств обучения и воспитания дошкольников.
- Организация работы по научно-методическому обеспечению процесса обучения и воспитания в ДОУ.
- Контроль уровня нагрузки воспитанников.
- Координация работы воспитателей, педагогов и других сотрудников детского сада.
- Анализ, обобщение и распространения прогрессивного передового опыта работы воспитателей детского образовательного учреждения.
- Подбор и расстановка педагогических кадров.
- Работа над повышением квалификации персонала.
- Организация работы методического кабинета, подбор, систематизация методических, дидактических и информационных материалов.
- Организация и проведение работы с родителями или опекунами воспитанников.
- Работа по созданию развивающей среды в детском дошкольном учреждении.
- Создание комфортного микроклимата для воспитанников и воспитателей в ДОУ.
Должностная инструкция старшего воспитателя по профстандарту в детском саду предусматривает знание и использование следующих официальных документов и постановлений:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ».
- Законодательные акты, принятые в России и касающиеся дошкольного образования и воспитания.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по базовым программам дошкольного образования.
- СанПин 2.4.1 3049-13.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).
- Устав и другие документы ДОУ.
- Приказы и распоряжения руководства детского дошкольного учреждения.
- Коллективный договор.
- Трудовой договор.
- Договор с родителями или опекунами воспитанника.
- Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
- Инструкция по охране труда воспитателя ДОУ
Инструкция по охране труда старшего воспитателя
Для использования в детском дошкольном учреждении разрабатывается типовая инструкция по охране труда старшего воспитателя, которая адаптируется каждым конкретным образовательным заведением под собственные нужды.
Каждая инструкция состоит из нескольких блоков:
- Общие требования по охране труда.
- Требования до начала работы.
- Требования во время проведения работы.
- Техника безопасности в аварийных ситуациях.
- Требования по окончанию работы.
Каждый из вышеуказанных блоков содержит полную и подробную информацию по поведению в конкретных ситуациях. Требования необходимо неукоснительно исполнять, а любые нарушения могут караться дисциплинарными взысканиями.
К работе старшим воспитателем ДОУ не будут допущены следующие лица:
- Лишенные права заниматься педагогической деятельностью по решению суда, вступившего в законную силу.
- Имевшие или имеющие на момент вступления в должность судимость по законам Российской Федерации.
- Признанные недееспособными согласно федеральным законам.
- Имеющие заболевания, входящие в перечень, ограничивающий работу с детьми.
Занимать должность старшего воспитателя может педагог первой и высшей категории, имеющий высшее профессиональное образования по направлению «Образование и педагогика», стаж работы воспитателем детского образовательного учреждения не менее 2 лет. При этом старший воспитатель должен пройти обязательный медицинский осмотр, иметь санитарную книжку, пройти вводный инструктаж и первичный инструктаж на своем рабочем месте, а также быть обученным оказанию первой доврачебной помощи в случае экстремальных ситуаций в детском саду с воспитанниками и взрослыми.
Работа в детском дошкольном учреждении может нанести вред здоровью и психике старшего воспитателя, что также находит отражение в его инструкции по охране труда. В ней перечисляются все риски, которые предстоит избегать воспитателю-методисту. В основном они связаны с сильным эмоциональным напряжением и физическими нагрузками, переутомлением, а также риском заражения инфекционными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Все эти особенности профессии нужно обязательно учитывать и предпринимать меры по защите от неприятностей, а также по коррекции возможных последствий.
Инструкция по охране труда содержит полноценную информацию о действиях старшего воспитателя, выдается ему под подпись при поступлении на работу и требует неуклонного следования своим пунктам. Экземпляр, получаемый воспитателем, должен храниться н его рабочем месте в постоянном и свободном доступе.