Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Семенов день»
Задачи:
- познакомить с народными праздниками «Семенов день» и «Рябинник» и особенностями жизни на селе осенью;
- уточнить представления детей о насекомых;
- уточнить представления детей об осенних изменениях в природе;
- упражнять в умении подбирать определения и объяснять значения слов;
- упражнять в образовании прилагательных;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему и интерес к народным традициям.
Ход занятия:
- Скажите какое сейчас время года?
- Да, сейчас осень. Закончилось лето. Какое оно было? (теплое, жаркое, яркое, веселое).
- Наступила осень. Какая она? ( дождливая, грустная, холодная, теплая, золотая, красивая).
- Художники изображали осень га своих картинах, поэты писали стихи.
- Посмотрите на эти картины, послушайте стихи и попробуйте догадаться какому стихотворению соответствует какая картина.
Пушкин «Унылая пора очей очарованье…» - Левитан «Золотая осень»
Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» - Левитан «Золотая осень»
Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» - Левитан «Золотая осень».
- Осень – время урожая.
Что созревает в садах? – в садах созревают фрукты.
Что созревает в огороде? – в огороде созревают овощи.
Что созревает в поле? – в поле созревает зерно.
Что вырастает в лесу? – в лесу вырастают грибы.
А не пора ли нам отправиться в гости к Хозяюшке, узнать об осенних народных праздниках.
Упражнение «По тропинке»
- Вот мы и у Хозяюшки, давайте поприветствуем ее разными добрыми словами. (добрый день, доброе утро, здравствуйте, рады вас видеть…)
Х. – Здравствуйте гости дорогие, проходите, присаживайтесь.
Красна изба, светла изба, да вот беда, прослышала я что кто-то хочет перезимовать в моей избе.
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький… (комар)
Кто с ногами влез в варенье,
Да ещё без разрешенья,
И жужжит всё возле уха?
Надоедливая… (муха)
Она довольно живуча,И очень-очень прыгуча.Для жизни ей нужны меха...Кто кусает всех? ...(блоха)
Муха, комар, блоха – это…. Насекомые.
Кто из вас знает сколько лапок у насекомых?
Возьмите по одному насекомому и сосчитайте сколько у них лапок. (6).
В старину 14 сентября на Семенов день хоронили, прятали насекомых, что бы они не мешали нам зимовать. Как вы думаете куда прятали насекомых.
В овощах делали углубления, складывали туда комаров, мух, блошек и закапывали в огороде.
Хотите помочь мне схоронить-спрятать насекомых.
Игра «Спрячь насекомых»
С Семенова дня начиналось «Бабье лето». Почему это время называют «Бабье лето»?
Все лето женщины работали в поле и на огороде, а теперь, когда собран весь урожай могли и отдохнуть немного, порадоваться осенним денькам перед долгими зимними вечерами.
А вы знаете каким рукоделием занимались женщины в старину?
Игра «Найди пару».
У сентября на Руси были и другие названия – листопадник, златоцвет, рябинник. Почему его так называли?
А сегодня 23 сентября по народному календарю – «Рябинник» - именины у рябины.
Я предлагаю вам на память об этом дне сделать веточку рябины в технике пластилинографии. И послушать «Рябиновый вальс».
Дети выполняют работу.
Вот и побывали вы у меня в остях. Что нового вы узнали? Какие праздники отмечали на Руси в сентябре?
Вот мы и вернулись в детский сад. Как же называли сентябрь на Руси? Давайте на память о рябиннике подарим нашим гостям веточку рябины.