Деятельность воспитателя детского дошкольного учреждения многозадачная, хотя основными целями его работы можно определить воспитание и обучение подрастающего поколения. Тем не менее, в каждую из этих базовых целей входит множество более мелких, но не менее важных и ответственных задач воспитателя в детском саду. Они и составляют основную деятельность воспитателя в детском образовательном учреждении.
Воспитание и образование детей имеет огромную важность для государства, поскольку дети – это будущее страны. От того, насколько хорошо они будут воспитаны, образованы и подготовлены к будущей жизни, зависит не только их благополучие, но и развитие, перспективы всего государства в целом. Это означает, что на плечи воспитателей и педагогов ДОУ возложена важнейшая и наиболее сложная, тяжелая и ответственная задача.
Воспитание и образование в детском дошкольном учреждении
Под воспитанием, понимаемым в широком смысле, подразумевается социализация. Это социальная функция общества, заключающаяся в подготовке подрастающего поколения к будущей жизни, слиянию с обществом и принесении ему пользы.
В том узком смысле, который используется в контексте педагогической науки, воспитание – это специально организованный управляемый процесс, направленный на формирование ребенка как личности, осуществляемый воспитателями и педагогами в детских образовательных учреждениях разного уровня. Целью воспитания и обучения является получение выраженных изменений в лучшую сторону, которые происходят в ребенке и или группе детей под влиянием применяемых воспитателями и педагогами специальных методик, систем и разработок.
Таким образом, исходя из вышеуказанных формулировок, главная задача воспитателя в детском саду это получение всесторонне развитой, свободной, творческой и гармоничной личности. Это достигается путем решения множества различных задач.
Основные задачи и этапы работы воспитателя ДОУ
В основные цели и задачи воспитателя в детском саду входят следующие:
- Создание комфортных, благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка.
- Изучение особенности развития каждого ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья, психологического и эмоционального благополучия.
- Изучение склонностей, интересов, наклонностей и имеющихся талантов и дарований.
- Создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для всей группы и каждого отдельного воспитанника в коллективе.
- Организация полноценной жизнедеятельности групп в соответствии с возрастными потребностями и особенностями детей. При этом необходимо опираться на следующие важные формы работы с современными воспитанниками детского сада:
- Игры разного типа и назначения.
- Активная работа всего детского коллектива во взаимодействии с воспитателем и другими взрослыми (музыкальным работником, преподавателями физической культуры, иностранного языка и так далее).
- Прогулки, экскурсии, выезды в парки и так далее.
- Встречи с интересными людьми.
- Утренники, праздники, торжественные мероприятия.
- диспуты, дискуссии;
- Интеллектуальные игры, конкурсы.
- Деловые игры.
- Конструирование, выполнение поделок и иные творческие задания.
- Посещение кукольного театра, концертов.
- Спортивные игры и занятия (в зависимости от возраста).
- Коллективные и индивидуальные развлечения.
- Развитие инициативы путем поручения посильных заданий, например, дежурств.
- Выявление особенностей личности ребенка и поддержание, развитие их.
- Приучение воспитанников к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения согласно их возраста.
- Помощь в адаптации в новом детском коллективе, завоевании признания, занятии определенного социального статуса среди сверстников.
- Коррекция негативного поведения воспитанников, пресечение дурных привычек.
- Направление самовоспитания и саморазвития личности ребенка, совместная работа с психологом ДОУ при необходимости.
- Осуществление необходимой помощи воспитанникам в изучении и практическом применении знаний, полученных в детском саду.
- Организация и участие в педагогических советах, в том числе и связанных проблемами воспитанников группы.
- Посещение открытых занятий и мастер-классов своих коллег.
- Помощь воспитанникам старших групп в подготовке к школе.
- Защита права и свободы воспитанников, ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время нахождения в ДОУ.
- Консультации родителям по воспитанию и обучению, а также по вопросам нахождения их детей в детском саду. Проведение родительских собраний, привлечение родителей к помощи детскому образовательному учреждению.
- Организация обучения, питания, досуга и выполнения режима дня воспитанников.
- Своевременное заполнение и правильное ведение всей необходимой для работы воспитателя ДОУ документации по ФГОС.
- Информирование руководства детского сада и родителям воспитанников обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
- Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
Деятельность современных воспитателей строится на том, что воспитание это управление процессом развития личности. Поэтому педагогическому коллективу необходимо выявлять положительные стороны личности каждого ребенка и всячески поддерживать и развивать их, нивелируя возможные негативные черты и проявления характера лояльными педагогическими методиками.
Задачи самообразования воспитателя детского сада
Для того, чтобы соответствовать резко возросшим современным требованиям к уровню воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, воспитателям жизненно необходимо постоянно заниматься самообразованием. Это поможет им оставаться на одном уровне с непрерывно прогрессирующей педагогической наукой, получать знания и навыки, необходимые для ведения своей профессиональной деятельности на уровне требований законодательных документов, ФГОС и педагогического стандарта.
Задача самообразования может осложняться острой нехваткой времени, так как воспитатели детского сада имеют очень большую нагрузку на рабочем месте, а также вынуждены вести значительный объем обязательной документации.
Тем не менее, в силу важности их профессиональных обязанностей они должны всячески содействовать своему профессиональному самообразованию, так как без этого они не смогут выполнять постоянно усложняющиеся и расширяющиеся обязанности, стоящие перед воспитателями и педагогами детских дошкольных учреждений.
Гармонично развитая, физически и психически здоровая личность воспитанника детского сада – вот лучшая похвала педагогическому таланту воспитателя ДОУ, признание его высоких заслуг и грамотного решения стоящих перед ним задач.