Федорова Галина Иннокентьевна
Учитель русского языка и литературы МБОО
«Таттинская гимназия им. И.П.Жегусова»,
с. Ытык Кюель, Таттинский район, Республика Саха (Якутия)
Мастер – класс «Проектно-исследовательская
деятельность по литературе» (8-10 класс)
Цель мастер-класса:
Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- знакомство участников мастер-класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
- определение различных форм, методов и приемов исследовательской деятельности учащихся;
- формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса:
Знакомство с участниками.
Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени. (Представление участников). Поработайте с вашим соседом, выберите имя и придумайте качества людей на каждую букву имени! Подберите работу с именами, которая имела бы исследовательский характер. (Назвать художественные и литературные произведения, где бы использовались имена. Провести исследование «Самое популярное имя в школе?», «Влияет ли имя на характер человека?»),
Теоретический аспект.
Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал.
И теперь я хочу вас ознакомить поближе с исследовательской деятельностью.
Кто такие исследователи?
Исследователи – лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.
Слово исследование буквально переводится как «следование изнутри» и обозначает процесс научного изучения чего-либо.
- Каких исследователей, первооткрывателей вы знаете? (Аристотель, Колумб…).
- Что такое исследование?
Обозначает процесс научного изучения чего-либо.
- Что такое проект?
Слово проект происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед.
Совокупность документов (чертежей, расчетов и т. п) для создания какого-либо сооружения или изделия.
- А чем отличается проект от исследования?
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, а проект – решение какой-либо практической задачи.
- Что есть исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность учащихся – высший уровень мыслительной деятельности, предполагающий отталкивание от проблем конкретного учебного задания, овладение основными способами культуры умственного труда, развитие человеческих знаний. (И.Герасименко)
Вопросы в помощь при выборе темы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получить лучшие отметки в школе?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Ключевые компоненты исследовательской деятельности:
Объект
Объекты и явления окружающего мира
Предмет
Совокупность исследуемых свойств объекта или явления для получения нового знания
Мотивы
- стремление к пониманию
- потребность в самосовершенствовании и самореализации
- потребность в признании и самоутверждении
Цели
- получение субъективно новых знаний
- развитие познавательной мотивации
- развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний
- развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями
- активизация личностных качеств
Действия (содержание)
Организация (определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, подбор методов исследования; планирование исследования, подбор оборудования, определение условий для проведения исследования)
Операционные (формулировка гипотезы; проведение теоретического анализа и эксперимента в различных условиях; запись и обработка полученных результатов)
Контрольно-оценочные ( проверка правильности выдвинутой гипотезы; проверка эффективности подобранных методов; оценка деятельности по получению результата; определение условий, в которых наиболее эффективен данный результат)
Результат (продукт)
Субъективно новые знания
Примерные темы: «Профессии моих родителей», «Мой любимый сказочный герой», «Мой любимый литературный герой», «Мой любимый предмет», «История моей школы», «Как стать отличником?».
Презентация работы учащихся
- Другина Виолетта «Азартные развлечения в жизни и произведениях русских классиков 19 века»;
- Андросова Мичилиинэ «Толстой и Якутия»;
- Попова Валентина. Работа по философским взглядам Б.Ф.Неустроева- Мандар Уус;
5. Рефлексия