ПРОЕКТ «Внедрение робототехники в проектную деятельность ДОУ, как модель организации работы по развитию технического мышления и творчества дошкольников»
Злыдень Мария Викторовна
БДОУ г. Омска «Детского сада № 207 комбинированного вида»
ds207@mail.ru
Аннотация:Данный проект ориентирован на выполнение социального заказа - формирование интереса в области технического творчества, развития инновационной образовательной среды для удовлетворения потребностей педагогического сообщества и воспитанников.
В системе образования России, в отличие от таких стран, как США, Япония, Китай, Корея, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. Вместе с тем, специалисты, обладающие знаниями в области роботостроения, уже востребованы и престижны на рынке труда.
Техническое образование, начатое в дошкольном детстве, позволяет внедрить в образовательный процесс информационные технологии, благодаря которым дошкольник овладевает элементами компьютерной грамотности, технического конструирования и навыками работы с современными техническими средствами, с течением времени эти навыки охватят все возрасты: от детского сада до выпускной школы. Дети, прошедшие такой путь подготовки на технические специальности, сохранят этот интеллектуальный и творческий потенциал, что в дальнейшем сыграет значимую роль в экономике Омской области.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны. Однако, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности, было выявлено, что у детей слабо развиты пространственные ориентировки и навыки моделирования объектов при конструировании. Используя методики диагностирования конструктивных умений у дошкольников В.П. Дубровой, Л.В. Куцаковой, Т.Д. Марциновской, было отмечено, что только 42% детей имеют навык развития пространственных ориентировок, 29% - навыки моделирования и 23% умение анализировать поделку. На основании проведенного обследования был сделан вывод, что деятельность педагога должна быть направлена на развитие конструктивно-технических умений детей. На конец года была проведена диагностика детей, где показатели возросли: навык пространственного ориентирования достиг до 45 %, моделирования -32%, анализ постройки – 24%. Формировать у детей навык анализа, систематизации знаний о постройки — это достаточно долгий процесс, который включает последовательно выстроенный рассказ о собранной модели, перспективы развития собранной конструкции, в связи с этим, можно предположить, что по этой причине показатель незначительно увеличился.
Таким образом, конструирование, в особенности образовательная робототехника теснейшим образом связанны с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. С помощью конструктора в работе с воспитанниками можно добиться овладения навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта.
Цель проекта: создание условий в ДОУ по внедрению образовательной робототехники, как организации работы по развитию научно-технического мышления и творчества детей дошкольного возраста»
Данный проект рассчитан на три года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы. Для детей с 4-х до 7 лет.
Используя элементы робототехники в образовательной деятельности, можно выделить 4 этапа/
Планируемые результаты освоения:
формирование устойчивого интереса к конструированию и робототехнике;
формирование умения творчески подходить к решению задачи;
формирование умения довести решение задачи до работающей модели;
формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
По проекту запланированы следующие мероприятия.
Мероприятия с детьми: НОД с элементами робототехники по теме месяца, Кружковая работа «Роботайм», экскурсии в ДЮТ, участие в конкурсах и соревнованиях по техническому конструированию и робототехнике.
Мероприятия с родителями: ведение онлайн чата на блоге воспитателя, презентация проекта, проведение семейного «lego клуба», беседы и консультации по теме «Развитие способностей детей».
Мероприятия по повышению профессиональной компетенции: разработка и внедрение проекта, участие в мастер-классах, профессиональных конкурсах, прохождение обучающих курсов по данному проекту, презентация опыта работы на муниципальном и международном уровне.
Образовательная робототехника – «точка роста» информатизации образования, так как нацелена на подготовку детей к жизни в информационном обществе. Уникальность этого проекта в том, что он позволяет объединить конструирование и элементы программирования в одном ракурсе, используя информационно-коммуникативные технологии.