Компетенция – это способность конкретного специалиста решать поставленные перед ним профессиональные задачи. Также под этим термином понимают требования, предъявляемые к сотрудникам в сфере их деятельности, а также личностные и профессиональные их качества.
Определений самого термина и его применения по отношению к работе преподавателей и воспитателей разного уровня очень много. Они могут звучать по-разному. Тем не менее, в них закладывается общий смысл.
К компетенции воспитателя ДОУ по ФГОС предъявляются новые требования. Педагоги должны не только хорошо знать направление собственной деятельности, но и иметь мотивации к самосовершенствованию и успешному профессиональному росту.
Формирование компетенции
При обучении в среднем или высшем учебном заведении будущий специалист получает только базовые профессиональные сведения. Это – основа, на которой строится будущая работа воспитателя и педагога. Современные требования и реалии таковы, что нельзя научиться всему и сразу, тем более в столь сложной сфере деятельности, как педагогика.
Системы обучения и реалии жизни в наши дни разительно отличаются от тех принципов, которые применялись совсем недавно, еще какие-то 5 – 10 лет назад. Мало того, к методике, стилю и направлению преподавания и воспитания постоянно предъявляются новые условия, разрабатываются свежие, передовые методики, поэтому ни о какой статичности говорить не приходится.
В связи с этим изменяется и уровень компетентности педагога. Для того, чтобы поддерживать ее на высоте, воспитателю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство. Повышение компетенции воспитателя достигается следующими способами:
- Самообразование. В наши дни это самое главное и основное направление, способствующее росту педагогических компетенций воспитателя.
- Курсы повышения квалификации.
- Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Освоение свежих педагогических разработок.
- Инновационная образовательная и воспитательная деятельность.
- Обобщение собственных педагогических достижений и работ коллег по профессии.
- Умение получать полезную информацию из различных источников.
- Активное участие в методической работе, принятие участия в конкурсах, мастер-классах, иных состязаниях.
В основополагающих источниках особое внимание уделяется самообразованию педагогического состава. Именно это является способом успешного прогрессирования педагога, а также развитием профессиональных компетенций воспитателя ДОУ.
Основой самообразования по-прежнему является печатная информация. В книгах и брошюрах содержится огромный объем полезной информации. Альтернативой может быть интернет, в котором имеется большое количество сайтов, на которых имеются самые свежие данные по интересующим педагога вопросам.
Также способом расширения и увеличения компетенции служат контакты с коллегами, следование их передовому опыту, прохождение мастер-классов, работа с методистом ДОУ. Но наиболее важным нюансом в профессиональном прогрессе любого педагога является его личное желание развиваться в своей сфере деятельности. Без этого не помогут никакие документы и требования к уровню компетенции воспитателя.
Разновидности компетенции
Работа воспитателя детского сада сложна и многогранна. Его наиболее важная основная задача – это формирование оптимальных условий для полноценного развития детей. Для этого используются следующие виды компетенций воспитателя:
- Умение общаться с каждым отдельным воспитанником, способность находить общий язык с детьми с разными характерами.
- Уважительное отношение к ребенку как к личности с учетом его потребностей, чувств, восприятия.
- Развитие свободного мышления у воспитанников, стимуляция их самостоятельности и решительности.
- Создание для детей условий для принятия решений и выражения своих эмоций и чувств.
- Умение ненавязчиво поддержать инициативу воспитанников, развивать самостоятельность в разных сферах деятельности.
- Создание условий для позитивных, дружелюбных отношений в детском коллективе с учетом этнических, социальных и религиозных отличий между воспитанниками.
- Развитие коммуникационных способностей детей, которые помогут успешно решать любые возникающие конфликты.
- Организация деятельности, способствующей всестороннему развитию воспитанников, включая их творческие способности.
- Оценка индивидуальных черт характера и способностей каждого ребенка.
- Полноценное взаимодействие с родителями детей, помощь семье в вопросах воспитания и обучения воспитанников.
Учитывая, что полученное образование – это всего лишь база для дальнейшего развития профессиональной компетенции воспитателя, нельзя преуменьшать роль теоретических знаний. Именно поэтому к обучению предъявляются строгие требования, а все педагоги и воспитатели должны периодически проходить курсы повышения квалификации для соответствия постоянно развивающейся педагогической науке.
Деятельность воспитателя можно разделить на следующие виды:
- Воспитательно-образовательная. Она предполагает следующие критерии компетентности:
- Осуществление полноценного воспитательного процесса.
- Создание развивающей среды.
- Обеспечение безопасности здоровья и жизни воспитанников.
- Учебно-методическая. Здесь действуют следующие критерии:
- Планирование образовательной и воспитательной деятельности.
- Составление проектов будущей активности на базе анализа проделанной работы.
- Социально-педагогическая. Она предполагает следующие критерии компетентности:
- Создание условий для полноценной социализации воспитанников.
- Консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей.
- Защита интересов и прав детей.
Повышение собственной компетенции – это основное направление деятельности каждого педагога как профессионала. Он должен отлично осознавать, что не относится к компетенции воспитателя, а также то, что целиком и полностью входит в область его деятельности.