Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные компетенции воспитателя

современные компетенции воспитателя

Компетенция – это способность конкретного специалиста решать поставленные перед ним профессиональные задачи. Также под этим термином понимают требования, предъявляемые к сотрудникам в сфере их деятельности, а также личностные и профессиональные их качества.

Определений самого термина и его применения по отношению к работе преподавателей и воспитателей разного уровня очень много. Они могут звучать по-разному. Тем не менее, в них закладывается общий смысл. 

К компетенции воспитателя ДОУ по ФГОС предъявляются новые требования. Педагоги должны не только хорошо знать направление собственной деятельности, но и иметь мотивации к самосовершенствованию и успешному профессиональному росту.

Формирование компетенции

При обучении в среднем или высшем учебном заведении будущий специалист получает только базовые профессиональные сведения. Это – основа, на которой строится будущая работа воспитателя и педагога. Современные требования и реалии таковы, что нельзя научиться всему и сразу, тем более в столь сложной сфере деятельности, как педагогика.

Системы обучения и реалии жизни в наши дни разительно отличаются от тех принципов, которые применялись совсем недавно, еще какие-то 5 – 10 лет назад. Мало того, к методике, стилю и направлению преподавания и воспитания постоянно предъявляются новые условия, разрабатываются свежие, передовые методики, поэтому ни о какой статичности говорить не приходится.

В связи с этим изменяется и уровень компетентности педагога. Для того, чтобы поддерживать ее на высоте, воспитателю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство. Повышение компетенции воспитателя достигается следующими способами:

  • Самообразование. В наши дни это самое главное и основное направление, способствующее росту педагогических компетенций воспитателя.
  • Курсы повышения квалификации.
  • Экспериментально-исследовательская деятельность.
  • Освоение свежих педагогических разработок.
  • Инновационная образовательная и воспитательная деятельность.
  • Обобщение собственных педагогических достижений и работ коллег по профессии.
  • Умение получать полезную информацию из различных источников.
  • Активное участие в методической работе, принятие участия в конкурсах, мастер-классах, иных состязаниях.

В основополагающих источниках особое внимание уделяется самообразованию педагогического состава. Именно это является способом успешного прогрессирования педагога, а также развитием профессиональных компетенций воспитателя ДОУ.

Основой самообразования по-прежнему является печатная информация. В книгах и брошюрах содержится огромный объем полезной информации. Альтернативой может быть интернет, в котором имеется большое количество сайтов, на которых имеются самые свежие данные по интересующим педагога вопросам.

Также способом расширения и увеличения компетенции служат контакты с коллегами, следование их передовому опыту, прохождение мастер-классов, работа с методистом ДОУ. Но наиболее важным нюансом в профессиональном прогрессе любого педагога является его личное желание развиваться в своей сфере деятельности. Без этого не помогут никакие документы и требования к уровню компетенции воспитателя.

Разновидности компетенции

разновидности компетенции

Работа воспитателя детского сада сложна и многогранна. Его наиболее важная основная задача – это формирование оптимальных условий для полноценного развития детей. Для этого используются следующие виды компетенций воспитателя:

  • Умение общаться с каждым отдельным воспитанником, способность находить общий язык с детьми с разными характерами.
  • Уважительное отношение к ребенку как к личности с учетом его потребностей, чувств, восприятия.
  • Развитие свободного мышления у воспитанников, стимуляция их самостоятельности и решительности.
  • Создание для детей условий для принятия решений и выражения своих эмоций и чувств.
  • Умение ненавязчиво поддержать инициативу воспитанников, развивать самостоятельность в разных сферах деятельности.
  • Создание условий для позитивных, дружелюбных отношений в детском коллективе с учетом этнических, социальных и религиозных отличий между воспитанниками.
  • Развитие коммуникационных способностей детей, которые помогут успешно решать любые возникающие конфликты.
  • Организация деятельности, способствующей всестороннему развитию воспитанников, включая их творческие способности.
  • Оценка индивидуальных черт характера и способностей каждого ребенка.
  • Полноценное взаимодействие с родителями детей, помощь семье в вопросах воспитания и обучения воспитанников.

Учитывая, что полученное образование – это всего лишь база для дальнейшего развития профессиональной компетенции воспитателя, нельзя преуменьшать роль теоретических знаний. Именно поэтому к обучению предъявляются строгие требования, а все педагоги и воспитатели должны периодически проходить курсы повышения квалификации для соответствия постоянно развивающейся педагогической науке. 

Деятельность воспитателя можно разделить на следующие виды:

деятельность воспитателя
  • Воспитательно-образовательная. Она предполагает следующие критерии компетентности: 
  1. Осуществление полноценного воспитательного процесса.
  2. Создание развивающей среды.
  3. Обеспечение безопасности здоровья и жизни воспитанников.
  • Учебно-методическая. Здесь действуют следующие критерии:
  1. Планирование образовательной и воспитательной деятельности.
  2. Составление проектов будущей активности на базе анализа проделанной работы.
  • Социально-педагогическая. Она предполагает следующие критерии компетентности:
  1. Создание условий для полноценной социализации воспитанников.
  2. Консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей.
  3. Защита интересов и прав детей.

Повышение собственной компетенции – это основное направление деятельности каждого педагога как профессионала. Он должен отлично осознавать, что не относится к компетенции воспитателя, а также то, что целиком и полностью входит в область его деятельности. 

 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области