Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Характеристика воспитателя, ее разновидности, назначение и правила составления

характеристика воспитателя

Характеристика представляет собой официальный документ, пишущийся по общим правилам, но не имеющий обязательной фиксированной формы. В нем потребуется использование профессиональной лексики, сухого и сжатого изложения фактов и следования четкой системе изложения сведений. 

Более жесткие требования предъявляются к характеристикам, которые прикладываются к документам на прохождение аттестации. Поскольку в разных регионах страны к написанию этого документа предъявляют различные требования, для его создания необходимо опираться на общие правила и принципы составления.

Каждый воспитатель, педагог и руководитель ДОУ должен знать, как написать характеристику воспитателя, потому что в его профессиональной деятельности придется не раз составлять такие важные документы. Они могут быть различной направленности – написанные руководителем на своего сотрудника для прохождения аттестации или для приема на работу, получения награды или приза, а также созданные воспитателем на своих воспитанников, родителями – на воспитателя и так далее. Все эти документы при различии назначения пишутся на общей основе.

Структура характеристики и правила ее оформления

Характеристика – очень важный документ, на основании которого будут приниматься ответственные решения. Она пишется на сотрудника при представлении на аттестацию, при присвоении категории, при получении воспитателем поощрения или заслуженной награды. Поэтому для того, чтобы написать характеристику на воспитателя, можно использовать образец из интернета или другие документы, которые уже создавались в детском образовательном учреждении ранее.

Для создания грамотной, четко сформулированной, легко читаемой и понятной характеристики важно не только использовать профессиональные слова и выражении, минимизировать эмоциональные моменты, но и необходимо следовать четкой структуре изложения данных, а также не забывать о соблюдении последовательности подачи информации.

Характеристика на воспитателя детского сада составляется по следующей примерной схеме:

  1. Сведения о человеке, на которого пишется характеристика. Сюда вносится общая информация о воспитателе или педагоге ДОУ, его образование, стаж педагогической деятельности, прохождение курсов повышения квалификации, тренингов и так далее.
  2. Оценка профессиональной деятельности воспитателя. В этом разделе описываются применяемые специалистом методики, технологии и системы обучения и воспитания, а также имеющиеся у него достижения, награды, выигранные конкурсы, проведенные открытые занятия, мастер-классы и так далее.
  3. Личностные качества характеризуемого. Здесь описывается характер воспитателя, его отношение к воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, а также в своим должностным обязанностям.

В заключении к документу указывается цель написания данной характеристики. Например, если она была написана для прохождения аттестации, руководитель ДОУ может написать в заключении, что данный воспитатель рекомендован к получению первой или высшей категории.

В документе должны быть освещены следующие обязательные пункты:

  • Наименование документа, дата составления и реквизиты детского дошкольного учреждения.
  • Фамилия, имя и отчество характеризуемого воспитателя, занимаемая должность, трудовой стаж в данном ДОУ, возраст и иные важные личные сведения.
  • Достижения, уровень знаний, характер, темперамент, навыки, все положительные и отрицательные качества, если таковые имеются
  • Способность справляться со стрессом.
  • Программы, методики работы, количество выпущенных групп воспитанников.
  • Подпись и данные создателя документа, дата и печать организации.

Написание характеристики на воспитателей разного уровня

написание характеристики на воспитателя

При составлении документа важно ориентироваться на выполняемые характеризуемым профессиональные обязанности. В случае с воспитателем документ заполняется по вышеуказанной схеме. Если же речь идет о написании заведующей характеристики помощника воспитателя или младшего воспитателя, у которых основной упор в деятельности не ставится на педагогические достижения, лучше больше внимания уделить личным качествам характеризуемого, подчеркнуть его преимущества, особые черты и наклонности, например, внимание и любовь к детям, идеальную чистоту в группе, соблюдение порядка, скрупулезное отношение к обязанностям и так далее.

Если характеристика создается на старшего воспитателя, подчеркнуть стоит не только личные свойства сотрудника, но и его мастерство как наставника, методические навыки и умения, поддержку воспитателей разного уровня подготовки и опыта профессиональной работы.

При написании характеристики на молодого специалиста стоит больше уделить внимания его способности адаптироваться к новым условиям, дружелюбию, активности, самообразованию, умению работать в коллективе и находить общий язык с воспитанниками разных возрастов.

Характеристика, написанная воспитателем на ребенка, должна содержать объективные данные и быть лишенной субъективных, личных выводов. Это важно и для самого ребенка, и для его родителей. При подходе к созданию такого документа необходимо проявлять максимальную тактичность.

Несмотря на требования использовать профессиональную лексику, при составлении характеристики рекомендуется избегать словесных штампов и канцеляризмов, текст не должен быть написан «газетными заголовками» и заезженными формулировками. Все сведения излагаются в хронологическом порядке, если это предусмотрено строением документа, а сама характеристика подписывается руководством и заверяется печатью ДОУ с проставлением даты создания.

При составлении документа следует отталкиваться от положительных сторон личности и характера воспитателя, при этом не приукрашая действительность. Это не пойдет на пользу ни характеризуемому, ни тому, кто этот документ составляет. Характеристика должна быть максимально объективной во всех отношениях.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области