- Впервые праздник детской книги «Книжкины именины» был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля, в самый разгар Великой Отечественной войны, 26 марта 1943 года в Москве. Кассиль служил тогда на Северном флоте, но часто бывал в Москве. «…Центр Москвы. Кремль. Колонный зал. Знаменитое здание еще в военной маскировке. К нему шли дети фронтовиков, плохо одетые и обутые, худые, коротко остриженные. У дверей в зал их встречал высокий военный в морской офицерской форме с орденом на груди. Это и был Лев Кассиль. Ребят ждала встреча с писателями, веселые литературные игры. Каждому была подарена книга, что тогда было большим счастьем…» Когда-то Самуил Яковлевич Маршак на празднике в Москве сказал:
Пусть эта «Книжкина неделя»
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год.
2 апреля стал Международным Днём детской книги. С тех пор этот праздник, превратившийся в Неделю детской книги, отмечается каждый год.
Это значит, юных читателей в библиотеках ждут интересные встречи, необычные конкурсы, знакомство с новыми книгами, литературными героями. Вот и мы с вами являемся частыми гостями в библиотеке. А это значит, что у каждого из вас, юного читателя, есть своя любимая книга и свой любимый герой.
Этап актуализации знаний
- Посмотрите книги на выставке. Подумайте, что их объединяет? (Дети перечисляют, один из возможных ответов – это все книги о детях).
- Молодцы, сегодня нашими героями будут дети. Такие же, как вы: шумные, веселые, озорные…
- Начнем с разминки. Игра «Угадай, чья вещь». (Ребенок подходит к волшебному ящику, достает предмет, показывает его всем, называет, пробует угадать, какому литературному герою он может принадлежать. Если попытка не удается, используем помощь других детей).
Длинный чулок (Пеппи),
щенок – (Малыш),
осколок льда в сердце (Кай),
гусь Мартин (Нильс),
деревянный нос (Буратино),
хрустальная туфелька (Золушка),
пес и кот из деревни (дядя Федор).
- Следующее задание – «Угадай имя». Вам предстоит разгадать кроссворд. Справиться с ним будет легче, если это делать… (Командой). Разделитесь на группы. Приступайте.
(Проверка – прием «Вертушка»). – каждая группа по очереди читает один ответ. Остальные проверяют.
Этап открытия новых знаний (прием «Круг» - дети усаживаются вместе с учителем в круг).
- А теперь давайте послушаем о ваших любимых героях. У вас есть памятки. Используя их, расскажите о своем любимом герое-ребенке. (Представляют и рассказывают)
- Вы знаете, наверное, одним из самых любимых писателей всех детей является Николай Носов. Я хотела бы познакомить вас со своим любимым рассказом «Мишкина каша» (учитель демонстрирует книгу).
Слушание аудиозаписи рассказа.
- Покажите знаком, какие эмоции у вас после прочтения рассказа.(Показывают жестами).
Краткое обсуждение прочитанного.
- На кого из ребят вы хотели бы быть похожими? Почему?
Прием «Мультфильм»
- Все знают, что такое мультфильм? Давайте создадим мультфильм «Мишкина каша». (Дети составляют из кадров раздатки мультфильм, восстанавливая последовательность событий).
Рефлексия.
- Назовите фамилии авторов, пишущих о детях. (Называют фамилии писателей, поэтов).
- С каким новым приемом работы с книгой мы с вами познакомились? Где он может нам пригодиться? (Прием «Мультфильм». Пригодится на уроке чтения – удобно пересказывать).
- Зачем читать книги о детях? (Они нас учат, как поступать, какие черты характера хорошие, какие – не совсем…)
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле -
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!