Методическая разработка для обучающихся 5-6 классов
Час общения «Я имею право…»
Данная разработка предназначена для правового воспитания школьников.
Цель: дать представление о правах детей, дать объяснение понятию «право» и где отражаются их права.
Задачи: формировать представления о правах и обязанностях школьников.
Оборудование и материалы: оформление доски, названия станций, брошюры и понятия, зафиксированные на доске; изображения сказочных героев.
Организационный момент:
Ученик: читает стихотворение «Что нужно для счастья?»
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить,
нужен дождь и даже лужи,
нужно с кем-нибудь дружить
Нужен ветер, нужно море
Нужно солнце и леса
Нужно счастье, нужно горе
И родные небеса…
Ход мероприятия:
- Дорогие ребята! Часто вы слышите это слово. Что же такое «право»? По толковому словарю Ушакова, это свод правил поведения, норм, установленных государством, определяющих взаимные отношения людей в обществе. И нам с вами необходимо знать свои права и разумно пользоваться ими, уважать права других людей, выполнять свои обязанности согласно возрасту. Вам еще нет 18 лет, и вы еще дети.
У права есть тайна, его нельзя потрогать и увидеть. Мир правил представляется нам в виде различных прав и обязанностей, и мы говорим: «Я имею право», «Я обязан». Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать! Права детей в нашей стране регулируются законами: Конституция, Семейный кодекс, Федеральные законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка», «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной защите инвалидов в РФ».
Учитель: Какие же права есть детей всего мира? (обсуждение)
Ученики: право на жизнь, на имя при рождении, на медпомощь, на образование, на досуг и отдых, на имущество, свободное перемещение, на заботу и воспитание родителями, на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Ученики:
Ученик 1: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей
Ученик 2: Защита прав и интересов детей лежит на наших родителях. Они являются нашими законными представителями и выступают в защиту их прав и интересов с любыми лицами.
Ученик 3:
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Ученик 4:
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Правом с мамой жить и папой
Пользуйтесь везде, ребята!
Ученик 1:
Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья
Если хочешь, подарить
Ученик 2:
Я росточком недоволен
И пока не так силен
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.
Ученик 3:
Если жар все тело ломит
И совсем не до игры
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Ученик 4:
Чтоб с наукой подружиться
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь – учиться
На родном мне языке.
Ученик 1:
Подросла, взяла я книжки,
И пошла я в первый класс
В школу ходят все детишки-
Это право есть у нас
Ученик 2:
Я могу свой детский праздник
Как и взрослый, отмечать
Если я проголодаюсь,
Пищу вправе получать.
Ученик 3:
Будь ты слабым или сильным
Белым, черным – все равно
Ты родился быть счастливым –
Это право всем дано!
- Итак, какими правами обладают все дети и все люди на Земле? (обсуждение)
- А сейчас сказочно-правовая викторина:
1. Какие литературные персонажи-животные могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, заяц из ледяной избушки)
2. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
3. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг? (Золушка)
5. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай! (Дед вырастил репку)
6. Буратино продал свою Азбуку и воспользовался правом на…. (бесплатное образование).
Учитель: - У каждого из вас есть не только права, но и обязанности. Сейчас мы их с вами повторим.
Вы, школьники, имеете право на
1.На успех, ставить себя на первое место.
2. Просить о помощи
3. Протестовать против критики
4.Быть независимыми
5. Иметь собственное мнение и убеждение
6.Совершать ошибки
7.Отвечать отказом на просьбу
8. На человеческое достоинство
9. Получать то, за что платите.
Обязаны:
Соблюдать тишину на уроках
Посещать уроки, определенные расписанием
Здороваться с учителями и с одноклассниками
Соблюдать чистоту
Выполнять учебные требования учителей
Соблюдать нормы во внешнем виде.
Ученик:
Никогда не обязаны:
Быть безупречными на все100%
Следовать за группой (выполнять то, что делает группа)
Любить людей, которые приносят им вред
Чувствовать себя виноватыми за свои желания
Мириться с неприятной ситуацией
Выполнять неразумные требования
Заключительная часть:
- Вот и подошло к концу наше полезное и интересное занятие. Сейчас перед вами выступят…. (вызывают учеников)
Ученик 1:
Мы знаем о законе мало
Не больше всех иных
Мы знаем: делать нужно то,
Что благо для других!
Ученик 2:
Человеку много нужно
Чтобы счастливо прожить,
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить!
Ученик 3:
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг!
Учитель: - Спасибо вам за работу и за внимание. Мы надеемся, что полученные вами во время беседы знания принесут вам только пользу. До новых встреч!