Окружающий мир
3 «А» класс
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема: Потребители и разрушители экосистемы леса
Цели:
– Ознакомить учащихся с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу.
– Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры организмов разных профессий.
– Называть, из чего состоит экосистема.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности.
Оборудование: интерактивная доска, презентации экологических систем, гербарий растений. Энциклопедии, книги о природе, учебник, тетрадь, дневник наблюдений, карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. -Долгожданный дан звонок, начинается урок. -Скажите пожалуйста, над какой большой темой мы сейчас работаем? («Экосистемы») – Какие экосистемы мы уже изучили? (Озеро, болото, луг, начали изучать экосистему леса.) - Как вы считаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. ΙΙ. Совместное открытие знаний. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) Минутка календаря. -Работа в группах . (каждая группа получает задание но карточках) Рассказывают об отличительных особенностях изученных экосистем. – Что с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес.) – В чём причина их неустойчивости? (Причина этих превращений – незамкнутый круговорот веществ.) – Какие связи существуют между живыми организмами в сообществе? (Цепи питания.) – Почему производители не могут жить без потребителей? (Потребители помогают производителям расселяться, а также их опыляют.) – О какой экосистеме говорили на прошлом уроке? (экосистема леса) – Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их. (Рассказывают о разных видах лесов: тайга, лиственные, дубрава, другие.) – О каких организмах вы рассказывали? Как назвать их одним словом? Какую роль растения играют в лесу? (О растениях. Растения являются производителями.) – Почему вы не упомянули животных? Может быть, они в лесу не так важны? (презентация о лесе) – На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса?) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах. Работа в учебнике. – Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока. – Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. Представляют различные цепи питания. – Итак, какова роль животных потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ.) – Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё? (Да.) - Короеды. Что о них знаете? Почему так названы? – Что произойдёт с растениями, если короед поселится на: 1. молодом, здоровом растении; 2. старом, больном растении. Высказывают различные мнения. – Давайте проверим наше предположение по учебнику, с. 63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.) – А может, ещё они выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование. (Животные, например птицы, регулируют круговорот веществ.) – Прочитайте текст на с. 63. Выделите ключевое слово. Как мы можем ответить на вопрос урока? (Животные экосистемы леса регулируют круговорот веществ.) – Какое это животное? (Показать рисунок дождевого червя.) Узнаёте? Какую роль он играет в экосистеме? Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Дождевой червь в экосистеме выполняет роль разрушителей. Микроорганизмы, грибы.) – В каких условиях живут разрушители? ( Им необходимы питательные вещества, влага.) – Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? Что заметили? (В лесу влажно.) – А если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой. Значит, круговорот будет замкнутым.) – Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема). – Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса.) – Какова была тема урока? (Потребители и разрушители лесной экосистемы.) Физминутка: А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2 1 2 1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. – Вопросы на с. 64. 2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. 3. Написание проверочной работы. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Домашнее задание. Учить параграф 16, с.62-64, отвечать на вопросы; найти интересную информацию про любого обитателя леса. | |
V. Итог урока. – При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? На доске прикреплено дерево, нарисованное на бумаге. Ученики прикрепляют к нему листочки: зелёные-настроение отличное, у меня всё получилось, жёлтые-настроение хорошее, но нужно ещё лучше стараться работать на уроке, коричневые-настроение ниже среднего, мало принимали участие на уроке. VI. Рефлексия. |