Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе
Класс:2 (инклюзивный)
Тема урока: что такое глагол ? (закрепление)
Место урока в разделе: Раздел 2: части речи. Урок 128
Уровень образовательной программы: базовый
Тип урока: закрепление
Цель: закрепить знания детей о глаголе.
Задачи: 1)Совершенствовать умение детей распознавать глаголы в тексте, формировать представления о функциях
глагола в речи.
2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы,
обогащать речь учащихся.
3) Воспитывать аккуратность, умение учащихся помогать друг другу.
Технологии: индивидуализация и дифференциация обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникативные технологии.
Ценностно-смысловые ориентиры: познание.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
коррекция развития моторики рук и функциональных возможностей кисти и пальцев рук, овладение письмом;
коррекция устной и письменной речи, переключение внимания, мышления при выполнении творческих заданий;
Планируемые результаты:
Направленные на достижение предметных результатов:
-учащиеся научатся видеть глаголы в речи.
-составлять словосочетания с глаголами.
- анализировать, делать выводы, сравнивать.
Направленные на достижение личностных результатов:
-Имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения;
-Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные:
-Ставят, понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, решают её в сотрудничестве с учителем;
-Учитывают выделенные учителем ориентиры действия, выполняют учебные действия в устной и письменной форме;
-Оценивают правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносят необходимые исправления;
Коммуникативные:
- Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог;
- Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения оценку событий;
На уроке применяются следующие коррекционные методы: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, релаксирующие упражнения для кистей рук.
Создание специальных условий для ребёнка с ОВЗ:
Ученик сидит в зоне прямого доступа учителя.
Следует давать больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
Индивидуальная (стимулирующая, обучающая) помощь в случаях затруднения.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действий, заданий с опорой на образцы.
Демонстрация действий и просьба выполнить их самостоятельно.
Основные термины и понятия урока: часть речи, глагол, существительное, сказуемое.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся:карточки с заданиями, письменные принадлежности, дидактический материал для учащегося с ОВЗ.
Материалы для учителя: технологическая карта, наглядный материал: карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный экран, учебник «Русский язык» 2 класс.
Психологическая характеристика класса: в классе 4 учащихся, из них 2 ученика с ОВЗ вариант 7.1
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Орг. момент Психологический настрой 1 мин. | Добрый день, добрый час!Как я рада видеть вас. Улыбнемся мы соседу, Гостю каждому мы смело А теперь за парту сядем, Приготовим все тетради. Ручки в руки мы возьмем И урок сейчас начнем. - Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? - Возьмем хорошее настроение (беру веселый смайлик) | Приветствуют гостей, настраиваются на деятельность. |
2. 3. | Мотивация к деятельности Пальчиковая гимнастика. 2 мин. Актуализация знаний 1мин. 7 мин. | - Ребята, мы сегодня совершим путешествие по страницам русского языка. Предлагаю взять с собой девиз: «Мало уметь писать, надо уметь думать» (слайд 2) - Вот и начнем с вами думать, при этом красиво и правильно писать. Но сначала подготовим наши пальчики к работе. Коррекционное упражнение «Рыбка», «Замок». «Рыбка». Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание. «Замок». Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями) Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами), Потянули, потянули И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны). - Желаю вам много маленьких удач. - Сегодня наш урок будет немного необычным. Мы с вами отправляемся в путешествие. - Ребята, чтобы наше путешествие было удачным, что мы с собой возьмём? (Внимание, старание, хорошее настроение, память, дружбу) (слайд 3) - Молодцы! А какое у нас еще есть важное правило на уроках? (Как сижу, так и пишу) (слайд 4) Откроем тетради, вспомним правильное положение, записываем число и классная работа. Первая наша остановка «Каллиграфическая» Начнем с минутки чистописания. Посмотрите на экран. Что написано? (слоги) во на ро (слайд 5) Ребята, а какое слово мы можем составить из этих слогов? (ворона) (слайд 6) -Какое это слово? (словарное) -Назовите орфограммы в этом слове? (безударная гласная о и сочетание -оро-) -Назовите еще словарные слова с сочетанием–оро- ( сорока, воробей) Ребята, уже весна и мы ждем прилета птиц. Скажите, а сорока, ворона и воробей зимуют у нас или улетают в теплые края? ( сорока , ворона и воробей – зимующие птицы) Составьте предложение со словом ворона. (Дети составляют и отвечают) Ворона сидит на ветке берёзы. Запишем это предложение в тетрадях. - Назовите орфограммы в словах? - Назовите слова, в которых все согласные звонкие? (ворона, березы) -Найдите грамматическую основу в этом предложении. -Какой частью речи выражено сказуемое? (глаголом) У детей с ОВЗ карточка с заданием: собрать предложение из слов. | Выполняют упражнения. Слушают учителя и отвечают на вопросы, проявляя интерес. Записывают в тетради число и классная работа Работают над заданием. Составляют предложение |
4. | Определение темы и цели урока 2 мин. | Вторая остановка - станция «Узнавай-ка» - Ребята, отгадайте загадку, которая нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить на уроке. Он отвечает на вопрос «Что делать?». Часть речи это. Например, «пришел». Обозначает действие предмета И гордо называется... (глагол) (слайд 7) - Ребята, так о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? ( о глаголе) - Предположите тему сегодняшнего урока. (Что такое глагол?) - Чему будем учиться? (находить глаголы в тексте и вставлять глаголы в предложения) - О чём узнаем? (для чего в нашей речи нужны глаголы) | Дети слушают, делают вывод, формулируют главный вопрос урока |
5. | Работа по теме. Первичное закрепление 12 мин. | 3. Станция «Глагольная» - Давайте вспомним, что такое глагол? (часть речи) -Что обозначает глагол? (действия предметов) -На какие вопросы отвечает? (что делает? и т.д.) Алгоритм нахождения глагола. 1)Обозначает действие предмета. 2)Отвечает на вопросы что делает? что сделает? (слайд 8) Работа по учебнику. Откройте учебник на с.70 упр.121. - А с какой целью мы его будем читать, как вы думаете? (чтобы найти глаголы) И в работе нам поможет алгоритм, который мы с вами составили. Прочитайте текст (затем читает один ребенок вслух) - О ком говорится в этом тексте? (о дятле) - Какую пользу приносит дятел (спросить у детей). Дятлы - это санитары леса. Они уничтожают вредных насекомых. А дятел зимует у нас или улетает? (зимует) Озаглавьте этот текст. ( Дятел) Найдите в тексте глаголы, пользуясь алгоритмом (по цепочке) -А теперь прочитаем текст без глаголов. -Понятен ли смысл предложений? (нет) -Для чего нужны глаголы? (Глаголы нужны, чтобы называть действия, которые выполняют предметы) Спишите 2 предложение. Найдите грамматическую основу. -Назовите подлежащее ? (дятел) Чем выражено? (сущ.,одуш.,нариц.) -Назовите сказуемое? (плотничает) Чем выражено? (глаголом) Дети с ОВЗ выполняют задание под руководством учителя: определяют 2 предложение, списывают его и подчеркивают в нем главные члены. | Отвечают на вопросы Выполняют упражнение Дети с ОВЗ списывают предложение |
10 мин. | 4. Станция «Угадайкино» 1.Работа в парах. Составить и записать из слов словосочетания. (слайд 9) 1группа ворона мяукает лев рычит кошка каркает петух кукарекает 2 группа птицы плавают рыбы прыгают змеи летают кузнечики ползают Проверяем. -Какие части речи у вас встретились в задании? ( сущ. и гл.) - Что вы можете сказать об именах существительных, которые вам встретились? (одуш., ед.и мн.ч.) Дети с ОВЗ работают по карточкам. Соединяют стрелками слова 1столбика со словами 2 столбика. | Дети работают в парах Учитель контролирует выполнение задания. Дети проверяют и исправляют . | |
1 мин. | Физкультминутка 5. Станция «Отдыхай-ка!» (слайд 10) Отдохнем с тобой, дружок. Ставим дружно руки в бок. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо, влево, вправо. Потянулись мы на славу. Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок. | ||
6. | Закрепление пройденного материала Резерв | 6. Станция « Закрепляйкино» (Дифференцированные задания.) -Какое время года сейчас? (весна) И следующая наша станция «Закрепляйкино». ( Картина весенней природы.)(Слайд 11) Работа по карточкам . 1. Вставить глаголы в предложения. ………… весна …………. яркое солнце …………….. веселые ручейки. (слайд 12) ( бегут, наступила, светит) Дети пишут предложения на доске, находят глаголы.. 2.Составить из слов предложение. Синички, песни, распевают, звонкие. (слайд 14) Дети с ОВЗ вставляют глаголы из слов для справок, остальные по смыслу. - А сейчас найдем в учебнике упр. 122 на странице 71. - Прочитайте его. - Какую картину вы представили? - Какие слова вам помогли ярко представить ледоход? - Прочитайте их. - Спишите описание движения льдин - Из других предложений выпишите глаголы. Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос: что сделал? Дети с ОВЗ списывают описание движения льдин и подчеркивают глаголы. | Дети слушают и выполняют Выполняют упражнение Списывают |
7. | Подведение итогов урока 1 мин. | 7. Станция «Итоговая» Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. 1.Продолжите фразы: Сегодня я узнал(а)….(для чего нужны глаголы) Я научился( лась) … (определять глаголы) Я смогу… ( находить глаголы в предложении и тексте) (слайд 15) | Дети слушают, отвечают на вопросы. |
8. | Домашнее задание 1 мин. | Выполнить упр. 123 стр. 71. и составить предложение, используя глаголы из упражнения. (Для детей с ОВЗ только упражнение) (слайд 16) | Дети записывают разноуровневое задание на дом. |
9. | Рефлексия и самооценка 2 мин. | 3.Оцените себя. Возьмите в руки смайлики и поднимите их. ( Если вы знаете, что справились с заданием, то какой смайлик у вас? - Зеленый. А если были трудности и надо еще поработать, то какой смайлик поднимете? -Желтый А кто считает, что не справился с заданием? -Красный) Ребята, с каким настроением мы завершаем путешествие? Нарисуйте ваше настроение и покажите. Молодцы! ( слайд 17) Урок наш окончен. И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам. За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Спасибо за урок! | Ответы детей Получают позитивный настрой от урока |