Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности
Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
Воспитатель: Трофимова Ирина Григорьевна
Цель:
Обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Коррекционно – образовательная:
Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту с опорой в виде графических схем.
Коррекционно – развивающие:
Закреплять умения у детей правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные с предлогами.
Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.
Развивать словарный запас детей.
Развивать у детей воображение, внимание, память.
Коррекционно – воспитательная:
Воспитывать интерес детей к художественному слову.
Оборудование:текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат»,графические схемы – рисунки, презентация.
Предварительная работа:чтение художественных текстов М. Пришвина «Ёж», русских народных сказок в обработке Л. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя»; игры: «Чей домик», «Чей, чья, чьё?»
Ход занятия:
1.Организационный момент. Звучит музыка «Музыка леса»
Ребята, какие знакомые звуки, где мы можем их услышать? (в лесу)
В лес сегодня на прогулку Приглашаю вас пойти.
По дорожкам по тропинкам, По лесу гулять пойдем. И лесных зверей Обязательно найдем.
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.
Этот зверь любитель мёда.
Даже в имени есть мёд.
Видов много зверь имеет,
Но каким бы ни был он.
Косолапою походкой
Он с рожденья наделён. (медведь)
- Догадались, про кого эта загадка? А вы, знаете, почему этого животного так называют? (потому что он ведает (знает), где есть мёд)
СЛАЙД 1 (картинка медведица с медвежатами)
- У мамы медведицы двое детишек –
Мохнатых подвижных медвежьих мальчишек,
Шалить и бороться готовы весь день –
Медвежьим ребяткам резвиться не лень.
Медвежата спрятались от медведицы, отгадайте, где они? (ответы детей)
СЛАЙД 2 игра - медвежонок выглядывает из-за куста.
- Медвежонок спрятался за кустом. Из-за кустов видна медвежья голова.
СЛАЙД 3 игра - медвежонок забрался на дерево.
-Медвежонок забрался на дерево. На дереве видны медвежьи лапы.
Медведица медвежат своих водила
В лес по малину и плавать учила.
- Как вы думаете, а медвежата умеют плавать? (ответы детей)
3. Чтение рассказа.
- Однажды в лесу произошла удивительная история, которую описал Виталий Бианки СЛАЙД 4 (фото автора) в рассказе «Купание медвежат». Но прежде скажите, как называется человек, который пришёл в лес охотиться.(ответы детей)
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонкаостались очень довольныкупанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
4.Беседа по содержанию текста.
- Вы послушали рассказ и как будто вместе с охотником очутились в лесной чаще и вместе с ним увидели, как медведица купала своих медвежат.
Вопросы:
-Почему испугался охотник? (услышал громкий треск сучьев). Треск сучьев – это звук ломающихся веток.
-Куда он взобрался от испуга?
-Кто появился на берегу реки?
- Что сделала медведица, чтобы выкупать первого медвежонка? (Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).
- Как понять выражение: «Схватила за шиворот»? (взять за воротник) Почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей). Выражение: «Давай, окунать в речку», как сказать по-другому (погружать, опускать в воду).
- Что сделал второй медвежонок? (Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес). Как вы понимаете слова: «удирать в лес».
- А как медведица поступила с этим медвежонком? (Мать догнала его, надавала шлепков). Шлёпнула легонько, не больно, любя.
-Почему медвежата остались довольны купанием?
-Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьёй?
-Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?
5.Физминутка
Слова ребёнка: Все зверята и ребята любят отдыхать
Чтоб размять нам ножки, спинку. Приглашаю на разминку.
Повторное чтение с установкой на пересказ с опорой на графический план.
Пересказ по цепочке.
Три ребёнка (начало, середина, конец)
Один ребёнок.
Воспитатель формулирует вопрос: «Как охотник начнёт свой рассказ?». Дети проявляют самостоятельность и пробуют придать своему рассказу форму прямой речи: «Я шёл по берегу лесной реки и вдруг услышал…»
Рассказ ребёнка от лица охотника.
Итог занятия.
Как назывался рассказ? Кто автор? Что больше всего вам запомнилось из рассказа?