Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста в детском саду Конспект экскурсии в лес «Наш лес полон сказок и чудес»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка

по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста в детском саду

Конспект экскурсии в лес

«Наш лес полон сказок и чудес»

Конспект экскурсии для детей среднего возраста детского сада.

Экскурсия с детьми средней группы на тему «Наш лес полон сказок и

Описание материала: данный конспект предназначен для детей 4-5 лет. Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно — практической деятельности детей в природе.

Программное содержание:

Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы о закономерности.

Развивать знания детей о деревьях, о пользе растений.

Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям.

Цель: Развитие  познавательной активности детей, укрепление физического здоровья детей.

Задачи:

Воспитательные:

-эстетическое воспитание;

-воспитание патриотизма, любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

- воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие:

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

- развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

Образовательные:

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;

-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;

-проверка теоретических знаний на практике;

- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

Словарная работа: ствол, плоды, растительность, кусты, береза, осина, ель, – активизировать в разговорной речи

Демонстрационный материал: карточки, корзинки для природного материала, игрушка солнышка.

Структура занятия и методические приемы:

I. Вводная часть.

а) установка.б) вспомнить с детьми как вести себя на природе.

II. Основная часть.

а) загадка про лето.б) называние детьми летних примет.

в) коллективное наблюдение

г) индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

д) сбор материала

е) игры детей с собранным материалом

ж) дидактическая игра “С какого дерева лист и плод?”з) работа по закреплению словаря.и) демонстрация собранного материала

III. Заключительная часть.

а) вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”б) обобщение “Природу надо беречь”.в) анализ занятия.

Взаимодействие с родителями:

Помощь родителей в организации развивающей среды группы;

Оформление экологической газеты «Берегите лес».

Анкетирование родителей;

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»; «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Беседа с родителями «Сбережем родную природу»;

Рекомендации для родителей;

Оформление выставки рисунков «Лес полон сказок и чудес»

Литературный материал для чтения и заучивания.

Этапы:

Работа педагога

Подготовительный.

Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о деревьях, кустарниках и животных обитающих в нашей местности.

Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений.

Повышение компетентности педагога и родителей по знанию данной темы, анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений.

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.

Составление плана работы.

Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление уголка, который должен содержать различный дидактический материал для рассматривания детьми

(альбомы, буклеты, наборы открыток и пр.), так и игровой (дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Развивающая среда должна полностью соответствовать требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.

1. Подбор художественной литературы для детей.

2. Изготовление дидактических игр.

Разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий по данной теме.

Основной

1.Помощь родителей в организации развивающей среды группы;

2.Оформление экологической газеты «Берегите лес».

3.Анкетирование родителей;

4Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»; «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

5.Беседа с родителями «Сбережем родную природу»;

6.Рекомендации для родителей;

7.Оформление выставки рисунков «Лес полон сказок и чудес»

8.Литературный материал для чтения и заучивания.

9.Экскурсия в лес.

10.Выпуск буклетов.

Заключительный

Разучивание стихотворения Г. 

Коллективная работа «Коллаж»

Продуктивная деятельность «Деревья и обитатели нашего леса»

Итоговое диагностирование детей.

Повторное анкетирование родителей.

Интеграция с образовательными областями

Задачи по образовательным областям.

Социально - коммуникативное развитие 

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе совместной продуктивной и игровой деятельности;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование представлений о правилах поведения в лесу, бережном отношении к растительности леса;

Познавательное развитие 

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

знакомить с разнообразием пород деревьев в нашем лесу;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об деревьях, как объектах окружающего мира, о их значении в природе и пользе для человека;

развитие восприятия, внимания, наблюдательности, умения сравнивать деревья по строению кроны, листьям, плодам, выделять характерные признаки разных пород деревьев;

формировать умение получать сведения о свойствах древесины в процессе его практического исследования

Речевое развитие 

владение речью как средством общения;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие 

способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также правильным (не наносящим ущерба организму) выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

 становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Ход экскурсии

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Методы и приемы

Время проведения

1.Процесс вовлечения в деятельность

Воспитатель: У меня сегодня замечательное настроение, потому что ярко светит солнце, весело щебечут птицы. Я рада всех вас видеть.  А какое у вас сегодня настроение и почему?Дети поочередно рассказывают о своем настроении.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответ детей - лето). Ребята, а какой месяц? (ответ детей - август)

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришло лучистое солнышко. Дети, поздороваемся с солнышком. Дети: «Здравствуй, солнышко лучистое!

Здравствуй, лето золотистое!»

Дети читают стихи:

В голубую реченьку

Солнце окунулось,

К солнышку горячему

Небо потянулось.

 Блики солнца ясного

В речке растворились,

Белые лебедушки

В небо воротились.

Покатилось солнышко

Да за лес-лесок.

Удержи нам ведрышко,

Золотой рожок.

Автор: Т. Маршалова

Воспитатель: Солнышко приглашает нас с вами в небольшое путешествие в парк.

Ребята, вы готовы отправиться в путешествие вместе с солнышком? (ответ детей).

Воспитатель: перед тем как отправится в интересное путешествие нужно вспомнить правила поведения на дороге и в лесу (ответы детей).

Воспитатель: Теперь мы с вами готовы к настоящему путешествию. Ребята, а сопровождать нас в нашем путешествии будут ваши родители.

(Дорога в парк).

Игровой приём

- появление игрушки солнышка

-создание игровой ситуации.

5 минут

2.Процесс целеполагания

Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в парк. Посмотрите вокруг, что вы видите? (ответ детей – деревья). Воспитатель: Ребята, мы с вами зашли в ту часть парка ,где много деревьев. Сколько чудес в нашем лесу. Ребята, вспомните, кто живет в лесу? (Ответы детей). А мы живем в лесу?(нет). Это значит, что мы пришли сюда… (в гости).

- Совершенно верно, а как ведут себя в гостях?Лес не любит суеты и шума, здесь протекает своя, размеренная жизнь, нарушать законы которой мы просто не можем.

Но, прежде чем, пустить вас в свой лес, я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу. Сейчас я раздам вам карточки (красная и зеленая).

Наглядный метод-наблюдение

Игровой приём. Вопросы.

3 минуты

3.Процесс проектирования и планирования деятельности

У меня в лесу есть знаки, и я хочу, чтобы вы рассказали, что они означают.

Я задаю вопрос, если этого делать нельзя, то показываете красную карточку.

Но если можно, то зеленую.

1. «Нельзя шуметь в лесу»

(ответы детей)

Правильно, старайтесь не шуметь, а то, лес испугается, затаиться и вы не узнаете ни одной тайны.

2. «Не ломать»

(ответы детей)

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни цветок зря не рвите.

3. «Не разорять и не трогать руками»

(ответы детей)

Птицы, звери, насекомые в лесу всякие нужны и важны.

Каждый из них выполняет в природе своё важное дело.

4. «Не оставлять мусор»

(ответы детей)

Мусор скапливается, и мешает расти траве, деревьям, они погибают.

5. «Не жечь костры»

Почему нельзя? «ответы детей»

Дети, а можно собирать и сжигать листья, мусор? Дым засоряет воздух,

людям становиться тяжело, дышать, особенно больным людям. Поэтому есть

такой закон в нашем городе, который запрещает сжигать любой мусор.

А ещё лучше листья перекапывать с землёй, они сгниют, и будет хорошее

удобрение для земли, для растений.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами должны делать, если увидим мусор? (ответы детей-будем мусор убирать)

Воспитатель: правильно , для этого у нас есть мусорные мешки).

Словесный метод и наглядный

Игровой прием

4 минуты

4.Процесс осуществления деятельности

Родители читают стихотворение:

Верхушки сосен и берёз

Луч солнышка коснется,

И сразу сонный, тихий лес

От чар ночных очнётся.

И этот лучик увидав,

Споёт одна пичужка.

Ей тут же, песню услыхав,

Откликнется подружка.

И вот уже весь птичий хор

На все лады поёт

О том, что новый день настал,

Что солнышко встает.

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим по сторонам и понаблюдаем за тем, что же происходит сейчас в лесу. Детям дается возможность разойтись на некоторое расстояние, рассмотреть деревья, кустарники, понаблюдать за насекомыми, птицами. Через несколько минут все собираются вместе. Ребята, закройте глаза и послушайте звуки и запахи. Какие звуки услышали? ( шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)Какие запахи почувствовали?

(листвы, травы)

Воспитатель: Ребята, а знаете, какие деревья растут в лесу?

Поисковые задания.1. Выберите самое красивое дерево для вас.2. Найдите дерево у которого самый толстый ствол.3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д. Вокруг хвойного дерева поем « Детскую – лесную песенку»

Словесный метод и практический

8 минут

5.Процесс рефлексии

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с родителями (Игры на выбор):

П/и «К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Д/и “Узнай дерево по описанию”

Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза.)

Стройная, прекрасная, на ней ягоды красные. (Рябина.)

Листочек как сердечко, а семена пухом разлетаются. (Тополь.)

П/и «Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность

Игра «Поймай листок» 

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Воспитатель: Набегались, напрыгались, наигрались?

А сейчас немного отдохнём, посидим на скамейках и будем отгадывать загадки:

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Елка)

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

А сейчас мы с вами соберем шишки. Кто больше соберет.

Вы большие молодцы.

Воспитатель: А сейчас нам пора идти в детский сад. Дети, вам понравилась

экскурсия? (да).

Воспитатель: А вам родители понравилось? ( ответы родителей).

И солнышку понравилось с вами играть.

вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”

Игровой приём.

5 минут

После экскурсионная работа.

Разучивание стихотворения: 

Галина Лебедева 

Посадила девочкаОколо крылечкаМаленькое деревце,Листики сердечком.Посадила, убежала,позабыла, что сажала.

В жаркие денечкиВсе сидят в тенечке.А деревце во двореЗасыхает на жаре.

Я смотрю из окна:Помощь деревцу нужна!

Творческая работа:

Изготовление коллажа «Декоративное панно из листьев»

Выставка из природного материала «Чудеса леса»

Продолжаем тему ив продуктивной деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области