Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему "К. Паустовский «Барсучий нос".

Цель Создать условия для знакомства с новым произведением. Задачи 1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста. 2. Развитие умения выделять главную мысль, высказывать своё мнение, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского «Барсучий нос». 3. Формировать читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность. 4. Прививать любовь к чтению и книге. 5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Учитель: Малышева Светлана Сергеевна

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: К. Паустовский «Барсучий нос».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Создать условия для знакомства с новым произведением.

Задачи:

1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

2. Развитие умения выделять главную мысль, высказывать своё мнение, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского «Барсучий нос».

3. Формировать читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность.

4. Прививать любовь к чтению и книге.

5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование - установление связи между целью УД и её мотивом, нравственно-

этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающий личностный моральный выбор.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

формирование способности к организации своей деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Методы урока: проблемный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный, наглядный

Оборудование: проектор, компьютер, учебник «Литературное чтение» Кубасова О. В. 3 класс, аудиозапись произведения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Самоопределение к

деятельности

Начинаем урок, начинаем учиться.

- Зачем человек читает?

- Какая цель настоящего читателя?

Узнает что-то новое и др.ответы.

Понять замысел автора, извлечь полезную информацию…

Личностные: смыслообразование- установление связи между целью УД и её мотивом

II. Постановка

учебной задачи

И так первый шаг:

-Что мы не знаем?

(слайд):

«…Моя писательская жизнь началась с

желания всё знать, всё видеть и

путешествовать…»

- Хотите узнать, кому из писателей принадлежат такие слова?

- О чём мог писать этот человек?

(слайд):

- Слова эти принадлежат русскому писателю

Константину Георгиевичу Паустовскому.

Подарил он нам, своим читателям, рассказ

«Барсучий нос».

- Значит, какая тема урока?

- Откройте учебники на стр…., рассмотрите

иллюстрацию.

- Как вы думаете, почему рассказ так

называется?

- По заглавию можно догадаться о содержании

рассказа?

(слайд):

Прием « Корзина идей»

Посмотрите на иллюстрацию на доске.

- Где происходят действия? Кто герои? Что

можно предположить? О чем произведение?

- Ребята, а произведение о барсуке?

- Как вы думаете, почему автора так заинтересовал нос барсука?

- У кого возникло желание узнать, кто эти

люди и почему рассказ так называется?

- Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего урока, опираясь на ключевые слова: ???????в чём особенность…, … интересны…, …

понравилось… учит…

Читает 1 ученик.

О путешествиях, о природе, о животных…

Константин Паустовский «Барсучий нос»

Действие происходит в лесу около реки или озера.

(Люди, может быть, рыбаки, охотники, путешественники).

Ответы детей.

Ответы.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование;

коммуникативные:

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;

познавательные:

самостоятельное

формулирование цели;

поиск и выделение необходимой информации.

III. Чтение и

анализ произведения

(слайд):

- Кто такой барсук?

Первичное чтение произведения.

Прослушивание аудиозаписи.

- Давайте послушаем это произведение в исполнении артиста и определим, какие предположения наши верные.

- Оправдались ли ваши предположения, о

чём пойдёт речь в тексте?

- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

- От чьего имени ведётся повествование?

- Кем является рассказчик –

повествователем или участником событий?

- Кто сопереживал барсуку?

(слайд)

Словарная работа.

- В тексте встретилось много интересных,

незнакомых слов. Давайте разберём и

узнаем, что они обозначают.

К словам первого столбика найдите соответствующее объяснение из второго столбика.

Вереск - вечнозелёный кустарничек с

мелкими трёхгранными листьями, растёт в

сосновых лесах, торфяных болотах.

Дёготь – чёрная смола (в старину красили

кожу).

Ляскали – стучали зубами.

Чёлн - выдолбленная из дерева лодка.

Пуд- это старинная единица массы, равная

16 кг.

Вторичное чтение и анализ текста.

Подготовка к восприятию.

-Читай первый раз плавно, по слогам, затем -целыми словами.

РАЗ-БРЫЗ-ГИ-ВА-Я – РАЗБРЫЗГИВАЯ

НЕ-ГО-ДО-ВА-НИ-Е - НЕГОДОВАНИЕ

ВСПО-ЛО-ШИ-ЛИСЬ - ВСПОЛОШИЛИСЬ

- Читай внимательно: 

путает - пугает

выскакивали - вытаскивали

озадачено - озабочено

сковорода - сковородка блестевшая – блиставшая

Чтение и анализ текста.

1 часть – чтение хорошо читающим учеником

– О каких приметах осенней природы

рассказывает писатель?

-Почему рыбакам приходилось выезжать на середину озера?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки? (слайд с изображением рыб)

- Как вели себя щуки?

Поработайте дружно с соседом:

- Найдите в тексте место, где писатель

использует приём сравнения. Что с чем он

сравнивает?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим?

Записываю на доску.

2 часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

- Почему зверь прибежал к костру?

– Какими словами автор характеризует

мальчика? Прочитайте.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас,

взрослых …всё замечал и рассказывал»?

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим?

Записываю на доску.

3 часть – читает учитель

– Кто первым услышал фырканье зверя?

а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./

в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.

/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./

(слайд) Посмотрите, как это было.

- Как озаглавим эту часть?

Записываю на доску.

4 часть – самостоятельное чтение

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит

свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было

очень больно?

– Ребята, что нужно делать, если получил ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим?

Записываю на доску.

5 часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть?

Записываю на доску.

Чтение полученного плана.

1 ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По голове у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

2 ученик. Барсук - преимущественно ночное животное. У барсука хорошо развиты обоняние и слух, слабее – зрение. В спокойном состоянии зверь передвигается медленно, вперевалку; будучи испуганным, бежит довольно быстро. Хорошо плавает.

Слушают.

Ответы.

Повествование ведётся от имени автора.

Работа в паре.

Проверяют.

Читают.

Озеро покрыто листьями. Часто был туман.

На берегу невозможно было ловить рыбу, мешали листья.

Вода казалась чёрной, как дёготь.

Рыбаки ловили плотву, ершей, щук, окуней.

Ляскали зубами.

О рыбной ловле.

Ответы детей. (Осенняя рыбалка на озере).

Охотники поддерживали огонь в костре, чтобы отгонять волков.

Зверь хотел кушать.

Ответы.

Описывается стоянка у костра.

Ответы. (Ужин у костра)

Мальчик первым услышал фырканье зверя.

Выполняют задания.

Ответы. (Зверёк решил поужинать у людей)

Ответы детей.

Как барсук лечил свой нос.

Ответы. (Барсук лечит свой нос)

Ответы детей.

Ответы. (Встреча через год)

Познавательные:

моделирование логической

цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и обоснование, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные:

контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция.

IV. Итог урока. Рефлексия

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и

ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же

наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди, любящие природу,

никогда не будут разорять птичьи гнёзда,

ломать ветки деревьев, обижать зверей,

разрушать муравейники.

- Какой вы прочитали рассказ: веселый,юмористический, реалистический, грустный? Обоснуйте свой ответ.

– Какова главная мысль рассказа? Для чего

подарил он нам свой рассказ?

- Чему учит рассказ?

- Какой вывод мы сделаем?

(слайд «Книги» или выставка книг)

Посмотрите на доску. Здесь размещены книги, которые написал Константин Георгиевич Паустовский. Он завещал нам учиться у героев его книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

- Все ли поставленные задачи выполнили?

- Наш урок подходит к концу.

А завершить наш урок я хочу словами

К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем

интереснее жить».

Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!

Основная мысль рассказа Паустовского

"Барсучий нос" воспитание любви к природе! Красота природы

завораживает и остаётся в душе человека.

Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Ответы детей.

Регулятивные:

контроль, оценка, саморегуляция.

Личностные:

самоконтроль,

устанавливать связь между целью деятельности и её

результатом

Регулятивные: совместно с учителем и

одноклассниками давать

оценку своей деятельности

на уроке.

Коммуникативные:

строить монологическое

высказывание.

V.Домашнее задание

Пересказ от лица барсука по плану.

Записывают.

Регулятивные:

саморегуляция.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области