Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках русского языка и литературы, важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и , конечно же, речь самого учителя
Урок обучения и развития речи на основе связного текста.
Подготовительный подэтап в начале урока предполагает:
-вводную беседу или вводное слово учителя с целью эмоционального воздействия на учеников; для создания атмосферы заинтересованности предлагаемой темой урока; мобилизации и актуализации уже имеющихся у учеников знаний и представлений из их собственного жизненного опыта;
-предтекстовые задания и вопросы, помогающие до чтения связного текста предварительно:
а) снять лексические, грамматические, семантические трудности в понимании содержания нового текста;
б) тренировать учеников в использовании в своей речи ключевых слов, грамматических конструкций, характерных для связного текста;
в) формировать навык техники чтения;
г) развивать навык языковой и смысловой догадки.
Основной подэтап работы над связным текстом на уроке предполагает:
- первичное выразительное чтение связного художественного текста учителем. Образцовый выразительный показ чтения учителя помогает правильно и эмоционально настроить учеников на восприятие текста и понять его содержание;
- вопросы и задания, помогающие проверить восприятие учениками общего смысла текста;
- вторичное чтение учениками текста по частям вслух; деление его на смысловые части.
Заключительный подэтап работы над связным текстом на уроке предполагает:
- чтение целиком связного текста учениками про себя;
- вопросы и задания, контролирующие понимание прочитанного и подготавливающие воспроизведение текстового материала;
- подготовка к написанию изложения, сочинения; составлению рассказа по теме изученного текста. На этом подэтапе работы предполагается использование всех рабочих материалов, собранных на предыдущих этапах, и обязательная опора на имеющийся жизненный опыт учеников. В классе в качестве завершающего момента урока осуществляется общая подготовка к будущей письменной творческой работе по теме изученного текста с опорой на его план.
Итоговый этап работы по развитию речи.
Творческие работы в 5 классе в большинстве случаев имеют обучающий, а не только контролирующий характер. Поэтому написание изложения, составление рассказа целесообразно практиковать для домашнего выполнения, чтобы ребёнок во время самостоятельной творческой работы не нервничал из-за лимита времени.
Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной и устной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции.За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков русского языка и литературы.В своей деятельности я использую различные формы работы по развитию речи школьников:Сочинения, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, описывает художественные памятники прошедших эпох , природу, различные её уголки; сочинения по картине, сочинения публицистического характера; сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей; сочинения со сравнительной характеристикой персонажей, сочинения с грамматическими заданиями ; творческое изложение, где обучающийся не только излагает текст, но и рассуждает о нём, делает из него выводы.Для того, чтобы достичь хорошего результата, необходимо , в первую очередь, заинтересовать ребенка.