Тема коррекционного занятия: «Матрешка»
Задачи образовательные:
- познакомить учащихся с историей создания матрешек;
- познакомить с особенностями росписи матрешек;
Коррекционно-развивающие:
-способствовать дальнейшему развитию художественного вкуса, творческого воображения;
- развивать навыки работы масляной пастелью;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
-воспитывать у детей уважение к человеку-мастеру;
-прививать интерес к русскому народному творчеству;
Оборудование для учителя: наглядные изображения, операционные карты поэтапного рисования, музыкальный фон, настоящие деревянные матрешки.
Оборудование для детей: шаблоны матрешек из картона, акварельные краски, простой карандаш, ластик, влажные салфетки.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Пора и нам начать урок
Друг на друга посмотрели
И за парты дружно сели
2. Сообщение темы занятия.
Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали.
Принесла вам сундучок - позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой, и товар в нём расписной.
Вынимаем напоказ и ведём про них рассказ.
Так похожи друг на дружкуДеревянные подружки.Много их или немножко,Но зовут их всех… (Матрешки)
- О ком так говорят?
- Это известная во всем мире кукла. Но она необычная.
Сегодня мы познакомимся с русской матрешкой. А вы хотите узнать о ней ?
3. Изучение нового материала.
(рассматривание картинки)
Матрешка- уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Откуда и как появилось это чудо? Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.
Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.
Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.
Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы.
Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. Раскрашены они были гуашью. Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.
Почему Матрешку так называют? А откуда она появилась? Имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.
Шли матрёшки по дорожкеБыло их немножечко,Две Матрёны, три МатрёшкиИ ещё Матрёшечка.
Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Каждую куклу покрывают масляным лаком, а потом художник распишет матрёшек гуашью или масляными красками, словно оденет их в нарядные одежды
В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.
Матрешки стали разнообразными, каждый художник привносит новое в роспись матрешки. Давайте полюбуемся на матрешек.
Вот они матрёшеньки,Все они милёшеньки…Все с аленькими щёчкамиПод пёстрыми платочкамиНарядные, пригожие, чуть на вас похожие…
4. Динамическая пауза.
А сейчас небольшая физкультминутка.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
5. Применение знаний , полученных на прошлом занятиии. Применение новых знаний.
А сейчас давайте украсим наших матрешек. Я раздам вам заготовки матрешек. Мы будем украшать их фартучки и платки растительным узором. Давайте вспомним, какой узор называется растительным?
Правильно, тот, в котором встречаются элементы растений или цветов, различные завитки и листики.
Повторяйте за мной.
Можете украсить фартучек и платок своим узором.
Давайте вспомним, как следует раскрашивать красками. Правильно, сначала следует использовать светлые цвета, затем более темные. Держите мелок под углом к плоскости листа. Закрашивайте так. Чтобы бумага не просвечивала.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
Воспитатель проходит по рядам и контролирует процесс.
6. Рефлексия деятельности. Оценка.
А теперь посмотрите, какие матрешки у нас получились.
Выставка готовых работ учащихся.
Матрешки вывешиваются на доску. Получается веселый хоровод.
Выставление оценок.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть, может три,
А может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (матрешка)
Ой ты, барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка!
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!