МКОУ «Толмачевская СОШ №61»
дошкольное отделение
детский сад «Сказка»
Вид проекта:
познавательно-исследовательско-творческий
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта:
воспитатели, дети подготовительной логопедической группы
«Золотой ключик», родители
Выполнили воспитатели:
Уханова Алёна Анатольевна
Самусева Татьяна Алексеевна
2019г.
Проект «Аква мир» появился по инициативе детей: в группе есть
аквариум с рыбками, к которому привыкли дети, и за которым они с интересом наблюдают и ежедневно ухаживают.
Ребятам больше захотелось узнать о воде, её свойствах и подводной жизни, также появилось огромное желание перевоплотиться в морских жителей,
узнать всё «изнутри».
Цель: формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи проекта:
Воспитательная
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой коллективной деятельности, проявлять заботу и внимание.
Развивающая
Развивать кругозор, творческое воображение, коммуникативные навыки общения; активизировать проявления у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Обучающая
Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды.
Этапы проекта
Подготовительный этап
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
Пополнить развивающую среду:
- художественной литературой по теме;
- подбор энциклопедий, карт, схем;
- составление картотек загадок, ребусов,
стихов, поговорок;
- составление картотеки опытов с водой;
- подготовка оборудования для опытов с водой,
- настольно-печатные, дидактические игры;
-просмотры познавательных телепередач, BBC.
Вовлечь родителей в проектную деятельность, помощь в изготовлении костюмов (шапочек) для театрализованных и сюжетно-ролевых игр.
Основной этап.
Организация деятельности в центрах активности
Центр «Познавайка»
Беседы: “Вода вокруг нас”, “Вода нужна всем”, “Волшебница вода”, “Берегите воду”, “Дождь”, “Туман”,“Град и снег”,“Роса”,“Водоёмы”,
“ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?”,
«Подводные мифы», «На дне морском».
Просмотр слайд-шоу: “Природные водоёмы”, « Водопады»,
“Подводный мир океана”.
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.
Просмотр обучающего мультфильма : « Происхождение воды на земле», “Азбука безопасности – за бортом”.
Центр «Творческая мастерская»
Рисование: “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”,“Круговорот, как я его понимаю”, «Кит», «Над уровнем моря-пейзаж», «Морские жители».
Аппликация: «Морские коньки играют в прятки», «Русалочки в подводном царстве», «Веселая медуза»
Лепка: «Аквалангисты и водолазы», «Хищные акулы», «Рифы и кораллы». Создание композиции «Подводный мир» (оригами), «Чудо-рыбка».
Центр «Книжный мир»
Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов: «Хочу всё знать».
Детские энциклопедии: «Мир моря», «Животный мир», «Всё обо всём».
Специальная литература: «Рыбы, растения и другие обитатели аквариума», «Загадочные представители аквариумной флоры и фауны», «Рыбка рыбке – рознь» (о подборе рыб).
Художественная литература: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин, «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак, Н.Носов «Карасик»,
«Морские загадки» С.В.Сахарнов, «Страна чудес» В.Фетисов, рус. нар. сказка «По щучьему веленью», «Удивительные животные» А.Тихонов, В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе», фольклор: басни, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки.
Документальные видеофильмы серии: «Среда обитания», «Проникая в тайны природы» ВВС.
Аудиозапись «Звуки природы»; «Звуки воды»; «Игра с водой».
Репродукции картин: И.Репин «Садко в подводном царстве», И.Айвазовский «Чёрное море», «Волна».
Центр «Сюжетно-ролевой игры»
Телепередача «Аква мир»: интервью детей для рубрики «Таинственное царство Золотой рыбки», « Путешествие в глубины океана», «Аквалангисты», «Поход на речку», « Рыбалка», «Семья», «Автомойка».
Центр «Природа и наука»
Исследовательская деятельность: - «Как появились моря и океаны»;- «Кто живет в воде»;- «Почему исчезли панцирные рыбы»;- «Вода – это хорошо или плохо»;- «Кто ест водоросли»;- «Кто чистит аквариум»;- «Фильтрование воды».
Экспериментирование с водой- «Альбом-опыты с водой», работа с микроскопом.
Центр «Строительный городок»
-Строительство большого аква парка,
-Строим завод фильтрации воды,
-Большой бассейн,
-Комплекс автомоек.
Центр «Развивайка»
Дидактические игры:- «Где, чей дом»;- «Узнай рыбу по описанию»;- «Как появляется рыбка»;- «Назови рыбу и ее дом»;
- «Найди рыбку».Настольная игра:- «Веселая рыбалка», «Найди пять отличий», «Кому нужна вода».
Лото теней:
«Обитатели моря», «Обитатели аквариума».
Центр «Театральная студия»
Театрализованное представление по «Сказке о рыбаке и рыбке»А.С.Пушкина. Морские этюды.
Центр «Страна спорта»
Подвижные игры: “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, « С кочки на кочку», «Море волнуется».
Пальчиковые игры: “Рыбка в озере живёт”,“Ходят капельки по кругу”, “На болоте”,“Мы – водные животные», «Вышел дождик погулять».
Физ. минутка: «Дождик», «Раз, два, три-рыбка выходи».
Игра-массаж, дыхательная гимнастика.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
Участие родителей в создании альбома «Аква мир».
Творческие работы, совместно выполненные детьми и родителями: рисунки, аппликации, малые скульптуры, книжки-малышки «Аквариумные истории», «О чём думает рыбка?», «Жизнь в аквариуме. Сказки».
Обогащение групповой библиотеки специальной познавательной литературой.
Изготовление элементов костюмов для театрализованных игр.
Презентация проектов.
Заключительный этап.
В завершение работы над проектом воспитателями была проведена викторина «Знатоки подводного мира», затем дети подготовительной к школе группы провели презентацию по своим мини проекта: «Касатка», «Хищные акулы», «Рапуны-род хищных морских моллюсок».
Для родителей был подготовлен слайд - шоу «АКВА МИР», демонстрирующий работу над проектом «от А до Я».
«Проживание» ребёнком полученных впечатлений включило в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней языком движений: в игре «Море волнуется раз…», «Танце рыбок», с помощью средств изо деятельности: аппликации, рисования, конструирования, с помощью художественного слова: сочинительство сказок, рассказов, загадок.
Подводя итог проекта, с уверенностью надо сказать, что такая форма работы как с детьми, так и с их родителями очень интересная, увлекательная и продуктивная. Все участники проекта получили массу позитивных чувств от плодотворной совместной работы.