Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Автор разработки: Косолапова Ольга Александровна
Возрастная категория детей: старшая группа
Время проведения: апрель, 2014г
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: Формировать у детей элементарные математические представления.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах;
- умение называть соседей числа;
- совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их.
- умение ориентироваться на листе бумаги;
- продолжать формировать представления о геометрических фигурах (круге, треугольнике, квадрате, прямоугольнике, овале) ;
- закреплять времена года, весенние месяцы, части суток;
- закреплять умения сопоставлять длину и высоту предмета;
- продолжать учить последовательно называть дни недели.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление;
- развивать речь, память, мелкую моторику рук;
- Развивать интерес к математическим занятием.
Воспитательные задачи:
- продолжать формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать самостоятельность у детей;
- уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.
Предварительная работа:
1. Подготовить раздаточный материал;
2. Подготовить демонстрационный материал.
Методические приёмы:
1. Наглядные;
2. Словесные (напоминания, указания, вопросы) ;
3. Игровой (сюрпризный момент) ;
4. Поощрение, положительный анализ занятия.
Демонстрационный материал:
1. Конверт (на котором изображен цветок, ракета, корабль) с заданием.
2. Письмо от Бельчат;
3. Две мягкие игрушки – Бельчата – разной высоты и цвета (рыжий и коричневый) ;
4. Изображение Королевы Математики.
Раздаточный материал:
1. Конверты с геометрическими фигурами : круг, овал, квадрат и т. д (по 1 на каждого ребёнка) ;
2. Поднос с 2-мя мягкими верёвочными «скакалками» разного цвета (зелёная и синяя) и разных по длине: 10 см. и 15 см. (по 1 на каждого ребёнка) .
3. Карточка «Состав числа». (по 1 на каждого ребёнка) .
4. Карточка «Соедини по цифрам от 1 до 10». (по 1 на каждого ребёнка) .
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в страну математики. Но, чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
«Топну, хлопну, повернусь,
В стране математики окажусь».
Вот мы и оказались в стране математики. И вас встречает королева этой страны. Она приготовила для вас много интересных заданий и хочет посмотреть, справитесь ли вы с ними.
Первое задание.
- Вспомните, какое сейчас время года?
- Перечислите все весенние месяцы.
- Сейчас утро или вечер?
- Какие еще части суток вы знаете?
- Какой сегодня день недели?
- Почему он называется четверг?
- Какой день недели будет завтра?
- Почему он называется пятницей?
- Назовите дни недели, начиная с первого дня.
Молодцы, Королева Математики довольна, что вы знаете какое сейчас время года, что знаете весенние месяцы, части суток и дни недели.
Воспитатель: А сейчас проходите, занимайте свои места.
Воспитатель: Королева Математики хочет послушать, как вы считаете.
- Считаем хором от 1 до 10.
- Считаем от 10 до 1.
- Егор, посчитай от 3 до 9.
- Катя, посчитай от 4 до 8.
- Таня, посчитай от 5 до 10.
- Максим, посчитай от 10 до 5.
- Ангелина, посчитай от 7 до 3.
- Назовите соседей числа 3.
- Назовите соседей числа 6.
- Назовите соседей числа 9.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Вы показали Королеве Математики, что умеете считать в прямом и обратном порядке, знаете соседей чисел.
Воспитатель: Для вас Королева Математики приготовила необычные домики, она хочет посмотреть, как вы знаете состав чисел.
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах домики, а в них пустые окошки, цифры убежали из своих домиков. Нам надо вернуть цифры на место. (расклад числа на 2 меньших) .
Воспитатель: Подвинем домики к себе и начинаем выполнять задание.
- Вика, какое число живет в твоем домике? и т. д.
Воспитатель: Вот мы навели порядок в домиках. Молодцы, Королева Математики очень вами довольна, что вы так хорошо знаете состав чисел.
Воспитатель: Давайте с вами отдохнем.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель: Следующее задание Королевы Математики СОБЕРИТЕ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ ПО ОБРАЗЦУ.
Воспитатель: - Подвиньте к себе конверт, на котором изображён цветок, кораблик, ракета откройте его. Посмотрите, что там внутри?
(Дети выполняют задания воспитателя.)
Д. : - --- Геометрические фигуры – круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.
Воспитатель: - А теперь соберите, то, что изображено на конверте.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: - Что у вас получилось?. Какие геометрические фигуры вы использовали?. …. Сколько кругов вы использовали? … Сколько овалов вы использовали?. Посмотрите на картину, что можно сказать о цветке?
Д. : - --- Цветок тоже состоит из геометрических фигур.
Воспитатель: - Из каких геометрических фигур? Кто может их назвать? (Индивидуальный опрос детей) .
Воспитатель: - Молодцы! Справились и с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, королева предлагает нам поиграть в нашу любимую игру на внимание.
Зеленый цвет – руки вверх,
Красный цвет- руки в стороны,
Желтый цвет – хлопок.
Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы вы были внимательные.
(Воспитатель обращает внимание на то, что БЕЛЬЧАТА пришли в гости) . Посмотрите, у них в лапках что-то есть. (Воспитатель читает письмо) .
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите нам подобрать скакалки для игры. »
Воспитатель: - Посмотрите на бельчат. Что о них можно сказать?
Д. : - --- (Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий бельчонок высокий, а коричневый низкий).
Воспитатель: - А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?
Д. : - --- Сравнить скакалки.
Воспитатель: - Возьмите на подносе верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?
Д. : - --- (Путём приложения) .
Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что синяя скакалка короткая, а зелёная – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения. Вывод: синяя, короткая скакалка для коричневого бельчонка, потому что он низкий, а зелёная, длинная - для рыжего бельчонка, потому что он высокий.
Воспитатель: Королева этой страны приготовила занимательные задачи:
1. Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько, светофор? (3)
2. Три больших, три маленьких
Маленьких удаленьких-
Целая семья опят
Сколько их на пне сидят? (6)
3. Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке
Шесть на грядках, два – во ржи
Сколько их всего, скажи? (8) .
4. Пять сорок прилетели на урок,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок? (4)
5. Привела гусыня – мать
Семь детей на луг гулять
Все гусята как клубочки
Шесть сыночков,
Сколько дочек? (1) .
6. У пенёчков семь грибочков,
А под ёлкой – три.
Сколько же всего грибочков
Быстро мне скажи? (10) .
7. У одного цветка четыре лепестка
А сколько лепестков у двух таких цветков? (8) .
Воспитатель: «Соединим точки по порядку», начинаем с цифры 1.
Дети получают листочки с нарисованными точками, цифрами и должны по порядку эти цифры соединить. Что у них получиться.
– Что у вас получилось?
Воспитатель: Королева Математики довольна тем, как вы справились с заданиями. А теперь она хочет услышать какие задания вам понравились больше всего.
- Какие задания для вас были легкими?
- Какими трудными?
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем Королеве Математики до свидания, спасибо за гостеприимство приглашаем в гости к себе в детский сад.
Теперь встаньте и произнесите такие слова закрытыми глазами:
«Топну, хлопну, повернусь,
В детском саду окажусь».
Конспект игры-путешествия «Математические острова»
Автор: Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад «Родничок»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Математические острова». Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует развитию у детей речи, логического мышления, внимания, памяти.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Создание условий для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с понятием таблица (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Отрабатывать навыки счета. Формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки.
Развивающие: развивать психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного гнозиса.
Речевые: закрепить навыки правильного звукопроизношения; упражнять в согласовании существительных с числительными; обогащать словарь детей существительными и прилагательными, обозначающими цвет и форму предметов.
Воспитательные: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии.
Демонстрационный материал: плакат с таблицей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цифры 0 – 9, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус).
Раздаточный материал: карта с обозначением корабля и домика Цирцеи, к которому ведут две дороги разные по длине; полоски-мерки, карандаши, фишки.
Методическая литература:
1. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка». – М., «Баласс», 1998.
2. Степанов В.А. «Время. Времена года». – ООО «Издательство «Фламинго», 2002.
Предварительная работа: чтение мифов Древней Греции.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
(Раздается телефонный звонок)
- Ребята, на наш телефон пришло сообщение. Зайчата просят помощи. Они отправились в плавание и высадились на остров, не подозревая, что на этом острове живет злая волшебница Цирцея. Цирцея заколдовала зайчат и посадила в темницу.
- Ну что, ребята, спасем зайчат? (да)
- Нам предстоит длинное путешествие на волшебном корабле.
- Я капитан и всех приглашаю в свой экипаж. Во время нашего волшебного путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.
Разминка.
Игра «Когда это бывает?»
- Проверим готовность экипажа к отплытию. Отгадайте мои загадки. Когда это бывает?
Над рекой заря встает
На дворе петух поет
Умываются котята
Просыпаются ребята.
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зерна в норку тащит мышь
Учит азбуку малыш.
Солнце красное зашло
Белка прячется в дупло
Дрема в гости к нам идет
Сказку он с собой ведет.
В небе звездочки горят
Птицы спят, и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках
Ну, а мы в своих кроватках.
Автор: Степанов В.А.
- Экипаж в полном порядке. Поднять паруса! Отдать швартовый! Выходим в открытое море.
Остров геометрических фигур.
Игра «Рассели фигуры»
- Справа по борту наблюдаю царство геометрических фигур. Но что-то там не так. Вижу, все фигуры столпились около высокого дома. Давайте подплывем и все выясним.
- Ребята, оказывается, фигуры построили себе дом, но не знают, как расселиться в нем. Сейчас мы им поможем.
- Давайте сосчитаем число этажей в доме (один этаж, два, три, четыре).
- Этажи в этом доме называются строками. Это строки. Повторите.
- Строки расположены слева направо.
- Какие фигуры живут на 1-ой строке? (круги).
- Какие фигуры живут на 2-ой строке (квадраты).
- А на какой строке живут треугольники? (на 3-ей).
- А прямоугольники? (на 4-ой).
- Ребята, на каждом этаже четыре квартиры. Квартиры в этом доме называются столбцами. Столбцы расположены сверху вниз.
- В 1-ом столбце живут только красные фигуры.
- Во 2-ом — только синие фигуры
- А в третьем столбце какие фигуры живут? (желтые)
- А в четвертом столбце живут какие фигуры по цвету? (зеленые)
- Идет домой красный круг. Где его квартира? Все круги живут на 1-ой строке. А красные фигуры живут в 1-ом столбце. Значит красный круг живет здесь (помещаю фигуру в нужную ячейку).
- Идет домой желтый квадрат.
- На какой строке живут квадраты? (на 2-ой строке)
- А в каком столбце живут желтые фигуры? (в 3-ем столбце).
- Значит желтый квадрат живет здесь.
(таким образом дети расселяют геометрические фигуры).
- Ребята, геометрические фигуры поняли, кто где живет и благодарят нас за помощь. А нам пора плыть дальше.
- Наше путешествие продолжается.
Остров цифр.
Игра «Соотнеси цифру с количеством»
- Прямо по курсу наблюдаю остров цифр. Вижу какой-то переполох. Что же там случилось. Давайте подплывем и увидим.
- Цифры разбрелись по острову и потеряли свои дома. Надо помочь цифрам встать на свои места.
- Ну, отважные мореплаватели, кто желает помочь обитателям острова?
- Саша, помоги. Скажи, какую цифру и куда нужно поставить? А мы с ребятами, будем проверять.
- Ну, вот мы и навели порядок на острове цифр. Цифры благодарят нас за помощь. А мы плывем дальше.
Остров Геометрических тел.
Игра «Найди на ощупь»
- Наше путешествие продолжается. Но что же это? Слева по борту вижу королевство геометрических тел.
- В королевстве произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на жителей королевства и отправил их всех в глубокое подземелье. Спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за геометрическое тело?
- Кто хочет помочь? (в мешочке шар, куб, цилиндр, конус).
- Молодцы, ребята! Вы спасли все королевство!
- Жители королевства так обрадовались, что пустились в пляс. Давайте и мы с ними потанцуем!
Музыкальная пауза.
- Отдохнули. Надо плыть дальше. Зайчата ждут нашей помощи. Следуем дальше по заданному курсу.
Волшебный остров.
Игра «Измерь дорожку»
- Но что я вижу! Вот и долгожданный остров. Сойдем с корабля, только тихо, чтобы злая волшебница Цирцея нас не услышала (дети садятся за столы).
- Ребята, наш корабль причалил к берегу. Найдите на своих листах корабль.
- От корабля к домику Цирцеи ведут две дороги. Надо найти короткую дорогу, чтобы быстрее спасти зайчат.
- Как узнать, какая дорога короткая? (нужно измерить).
- Чем надо измерять? (меркой).
- Не забывайте, что мерку надо прикладывать к началу дорожки и обязательно ставить метку. На какой дорожке уместится меньше мерок, та дорожка и короче.
- Приступайте к измерению (самостоятельная работа).
- Закончили. Ну и какая дорожка короче: красная или голубая? (красная).
Возвращение в детский сад.
- Молодцы, вы правильно справились с заданием и спасли зайчат.
- Пойдемте на корабль вместе с зайчатами и отплываем в обратный путь.
- На горизонте все спокойно, можно отдохнуть.
- Ребята, давайте расскажем зайчатам о наших невероятных приключениях.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? С кем вы встречались на пути? Кому вы помогали?
- За разговорами мы и не заметили, как оказались в детском саду.