Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Развитие мелкой моторики через художественное творчество"

Развивать мелкую моторику через различные виды художественного творчества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

ДОУ №25 «Золотой ключик»

Города Дубна Московской области

Проект по теме:

«Развитие мелкой моторики дошкольника через художественное творчество»

Разработала:

Воспитатель высшей. категории

МАДОУ №25 «Золотой ключик»

Шарова Ольга Валентиновна

Проект по теме:

«Развитие мелкой моторики дошкольника через художественное творчество»

На 2018– 2019 учебный год.

Паспорт проекта

Автор проекта: Воспитатель высшей категории Шарова Ольга Валентиновна.

Тип проекта : творческий.

По количеству участников проекта: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Направленность: художественно – эстетическая.

Участники проекта: обучающиеся средней группы , МАДОУ №25«Золотой ключик» родители, воспитатель группы.

Место реализации проекта: МАДОУ №25«Золотой ключик».

Сроки реализации проекта: 1 сентября 2018 года – 31 мая 2019 года Актуальность проекта:

Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. В данном проекте используется необычное сочетание материалов и инструментов их доступность, простота в технике исполнения удовлетворяют у детей исследовательскую потребность, пробуждают чувство радости, успеха, развивают трудовые умения и навыки. Использование нетрадиционных средств рисования развивает у детей восприятие и воображение. Проблема, на решение которой направлен проект: не в полной мере развита мелкая моторика пальцев и кистей рук. Затруднение выполнять задания по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости и слабо развита зрительно - моторная координация. Недостаточный уровень развития речевой активности детей.

Цель проекта: Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования и аппликации.

Задачи проекта

Образовательные: познакомить с различными способами и приѐмами нетрадиционных техник рисования и аппликации с использованием различных материалов, согласно возрастной категории. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками для создания творческих работ. Учить детей подбирать нетрадиционный материал для работы, и умело его использовать. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники .

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, фантазию, воображение, внимание, изобретательность, творческое мышление, тактильные ощущения, устойчивый интерес к художественной деятельности. Развитие у детей художественно–творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и аппликации. Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Ожидаемый результат: обучающиеся владеют разными нетрадиционными техниками рисования, и самостоятельно могут их применять на практике. Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности. Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по развитию мелкой моторики детей, посредством использования нетрадиционных техник. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования и аппликации с использованием нетрадиционной техники. Активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Пояснительная записка.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребѐнок».

В. А. Сухомлинский.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребѐнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребѐнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, рисования не успевают на занятиях.

От того, насколько ловко научится ребѐнок управлять своими пальцами в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас .

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приѐмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является художественное творчество. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники даѐт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребѐнка к школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребѐнок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Всѐ это будет ему хорошим помощником в школе. Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по художественному творчеству. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определѐнную новизну в деятельность детей, делает еѐ более увлекательной и интересной.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Благодаря художественному творчеству развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребѐнка (можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берѐзки. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребѐнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребѐнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно художественное творчество создают атмосферу непринуждѐнности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.

Проект составлен с учѐтом Федерального Государственного Образовательного стандарта Дошкольного Образования образовательной организации.

Краткое описание проекта: данный проект, направленный на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов рисунков с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Цель проекта: создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить с различными способами и приѐмами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, согласно возрастной категории.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками для создания творческих работ.

Учить детей подбирать нетрадиционный материал для работы, и умело его использовать.

Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники рисования.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, фантазию, воображение, внимание, изобретательность, творческое мышление, тактильные ощущения, устойчивый интерес к художественной деятельности.

Развитие у детей художественно–творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, терпение, целеустремлѐнность, умение доводить начатое дело до конца.

Объѐм образовательной нагрузки: проект разработан для обучающихся среднего дошкольного возраста. Его реализация рассчитана на 1учебнй год. Включает в себя 1 мероприятие в неделю (36 мероприятий в год). Длительность совместной деятельности составляет 20 минут.

Формы реализации проекта:

• Индивидуальная и групповая (совместная деятельность) работа с детьми.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Выставки детских творческих работ в группе.

• Мастер – классы с педагогами и родителями.

• Консультации для педагогов и родителей.

• Родительские собрания.

• Публикация на сайте материалов.

• Оформление предметно-окружающей среды.

Методы и приѐмы, используемые при реализации проекта:

Словесный (репродуктивный) метод: беседа, объяснение, рассказ, художественное слово, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.

Практические методы: игровые действия, упражнения (творческого характера). Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов, загадок. Метод прямого воздействия: постановка перед ребѐнком той или иной практической задачи, показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении.

Информационно-рецептивный метод: показ воспитателя (образца, способа действий). Рассматривание картин, иллюстраций. Просмотр презентаций. Использование ИКТ. Наблюдение.

Исследовательский метод: развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества.

Принципы при реализации проекта:

-Принцип индивидуализации: учѐт способностей и индивидуальных возможностей каждого ребѐнка.

-Принцип доступности: доступность отбираемого материала.

-Принцип последовательности: постепенное усложнение программного содержания, методов и приѐмов руководства детской деятельностью.

-Принцип наглядности: объяснение всех приѐмов на демонстрационном материале, использование готовых образцов, работ.

-Принцип успешности.

Подходы при реализации проекта:

-Поддержка инициативы детей.

-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребѐнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

-Игровая форма подачи материала.

-Сотрудничество с семьѐй.

-Самостоятельность выбора.

Ожидаемые результаты:

-Обучающиеся владеют разными нетрадиционными техниками рисования, и самостоятельно могут их применять на практике.

-Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.

-Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

-Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по развитию мелкой моторики детей, посредством использования нетрадиционной техники рисования. -Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

-Активное участие родителей в совместных творческих проектах. Материально – технические ресурсы, необходимые для проекта:.

Различные предметы для рисования разными техниками: ватные палочки, поролоновые губки, щѐтки, крупа, печатки, штампы, трафареты, стеки, восковые свечи, стеки, нитки, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

. Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный:

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике. рисования, изучение литературы, подбор материала, отбор технологий.

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2 этап - Основной (практическая деятельность):

Составление различных картотек по данной теме.

Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

3 этап - Заключительный (итоговый) этап:

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Перспективно-тематическое планирование работы с обучающимися на 2018 -2019 учебный год

СЕНТЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Бабочка красавица

Монотипия

Закреплять умение детей использовать в своих работах знакомые техники; развивать фантазию, творчество.

2

Укрась платочек

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Осенний букет

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

ОКТЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Оттиск  печаткой из яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Улитка

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Грибы в лукошке

Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Цыпленок

Рисование с помощью «Риса», ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

5

Два петушка

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

НОЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои любимые рыбки

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Первый снег

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Котенок

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

ДЕКАБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои рукавички

Оттиск печатками рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3-4

Овечка

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

ЯНВАРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Снежок

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

ФЕВРАЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Чашка

Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

3

Ягоды и фрукты

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Плюшевый медвежонок

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Март

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Солнышко

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Жираф

Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Подснежники

Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

АПРЕЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Неваляшка

Кисточка, пуговицы различной формы

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Дождик

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Подарок для кошки Мурки

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

4

Божья коровка

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

МАЙ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Салют

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Котенок

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Одуванчики

Обрывание, восковые мелки,  тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Консультация: «Учите детей рисовать».

Октябрь

Анкетирование :«Любит ли ваш ребѐнок рисовать?»

Октябрь

Консультация :«Развитие творческих способностей дошкольников»

Ноябрь

Советы родителям: «Развиваем художественное творчество»

Декабрь

Мастер – класс для родителей : «Символ года» в технике торцевание.

Январь

Консультация: «Изобразительная деятельность в жизни ребѐнка»

Февраль

Консультация : «Если дома нет кисточки».

Март

Изготовление буклетов для родителей с описанием техник нетрадиционного рисования для детей среднего возраста .

Апрель

Родительское собрание с мастер классом :

«Техника монотипия».

Май

Открытое занятие для родителей :«Красивый дуб»

Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями. «Наше творчество»

Заключение

Перед ребѐнком по- новому открывается мир. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребѐнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, крупы, нитки, трафареты, пальцы.

Через нетрадиционные техники дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, а значит, развивается мелкая моторика.

Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагог, должен обеспечить ребѐнку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики руки. Систематическая и планомерная работа, использование разных приѐмов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и связной речи, что способствует формированию навыка овладения письмом.

Используемая литература

1.Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приѐмов нетрадиционного рисования» // Дошкольное образование. – 2010. - №18.

2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Часть 1. – М.: «Скрипторий, 2003», 2013.

3.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2008.

4.Давыдова Г.Н. «Рисуем ладошками» - М.: Скрипторий, 2007. 5.КазаковаР.Г., Сайганова Т.И. «Необыкновенное рисование». Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

6.Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб.: КАРО, 2008.

7.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области