Приоритетные формы обучения с применением ИКТ для подготовки специалистов водотранспортной отрасли.
Юдина Наталья Игоревна, преподаватель 1 категории
Московская государственная академия водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», г.Москва
Оценивать приоритетные формы обучения с применением ИКТ я буду ссылаясь на опыт их использования в ВУЗе и Колледже «Московской государственной академии водного транспорта», где я работаю преподавателем.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых.
В рамках ведения учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в колледжах и ВУЗах целесообразно использовать следующие формы обучения:
1.Очная форма обучения, с информационной поддержкой - это форма организации учебного процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым. ИКТ в данном случае используются только для информационной поддержки учебного процесса.
Важную роль при обучении в очной форме играет квалификация и личные качества преподавателя, так как они непосредственно влияют на качество процесса обучения, его организацию, отношение слушателей к предмету обучения и усвоение программы обучения.
2. Очно-заочная форма обучения, с применением дистанционных образовательных технологий – ДОТ - это форма организации учебного процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа.
Дистанционная форма обучения в основном применяется для проведения массового обучения географически распределенных аудиторий.
В нашей Академии обучаются студенты и курсанты технических специальностей, для работы на морских и речных судах, а также для обслуживания морской и речной отрасли на берегу и в портах.
К сожалению, данная форма обучения при сегодняшнем техническом развитии неприемлема для обучения студентов и курсантов для ВУЗов и колледжей воднотранспортной отрасли.
Во-первых, при сегодняшнем развитии дистанционных технологий невозможно на 100% быть уверенными, что задание выполняется именно тем студентом, который заявлен при обучении.
Во-вторых, при выполнении многих практических заданий (особенно с применением компьютерных тренажеров и обучающих компьютерных программ) необходимо присутствие не просто педагога, а преподавателя-инструктора со специальной подготовкой, который будет непосредственно осуществлять контроль, консультировать, помогать анализировать и исправлять ошибки курсанта. Нельзя забывать, что в транспортной отрасли важность и значимость «человеческого элемента» значительно выше, чем в некоторых других социально-экономических системах. И цена ошибки и плохой подготовки обходится дороже, о чем нам говорят катастрофы последних десятилетий случившиеся на разных видах транспорта. Именно поэтому были внесены поправки в Конвенцию ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты), согласно которым запрещено дистанционно обучать студентов и курсантов по программам подготовки специалистов плавательных специальностей.
Однако необходимо заметить, что повышение квалификации специалистов плавательных специальностей является довольно эффективной формой обучения работников отрасли уже имеющих квалификацию и получивших хорошую морскую практику, и такое обучение проводится дистанционно во многих странах мира. У нас в стране пока еще это запрещено Министерством транспорта Российской Федерации. Но сегодня под руководством Минтранса России ведутся работы по созданию дистанционных программ для ДПО, в которых принимают участие ведущие ВУЗы нашей отрасли, в том числе и наш ВУЗ.