Использование инновационных форм и методов эмоциональной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психогимнастика
Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
- познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
- развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
- усилить глубину и устойчивость чувств;
- разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Проводится в непосредственно образовательной деятельности как часть занятия.
В процессе этих игр, у детей актуализируются и формируются представления о свойствах предметов, поведении животных и явлений природы. У детей уточняются и формируются представления о различных эмоциональных состояниях и личностных особенностях человека, так же снимается мышечное напряжение, и формируются невербальные навыки общения.
Психогимнастические упражнения способствуют преодолению барьеров общения, так как дети учатся понимать и выражать эмоции с помощью выразительных средств движений.
Используя на своих занятиях элементы психогимнастики, мы с коллегами увидели результаты работы: учитель-логопед и музыкальный руководитель отметили, что у ребят стойко сформировались представления о различных эмоциональных состояниях, развивается воображение; я как воспитатель, отметила, что у воспитанников расширяется словарный запас, снимается мышечное напряжение, меньше проявляется скованность и неловкость в общении.
Логоритмика
Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.
В занятиях по логоритмике включаются разные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д. Игра на музыкальных инструментах способствуют развитию чувства ритма и мелкой моторики.
Су-джок терапия
В группу приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженны. Движение рук бывает неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. А также особенностью таких детей является отсутствие речи и задержка речевого развития. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребенка здоровой речи. Но что можно сделать кроме пальчиковых игр, мозаики, штриховки, лепки, рисования?
В своей работе с детьми я стала использовать одну из нетрадиционных техник, которая называется Су-Джок терапия в качестве массажа, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Су-Джок терапия способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому Су-Джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук, повышает физическую и умственную работоспособность детей, и обеспечивающих развитие познавательных сфер ребенка.
Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только учителям-логопедам, но и воспитателям в детском саду и дома самим родителям. (Приложение № 1).
Вывод.
Суд-жок терапия помогает значительно улучшить развитие памяти, речи, воображения ребёнка, развить мелкую моторику.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической работы в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Сказкотерапия
Этот метод является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, умению устанавливать причинно-следственные связи, совершенствованию вербального языка, формированию личности в целом.
Все дети с ОВЗ не уверены в себе, быстро отвлекаются, утомляются, зависимы от окружающих, не удерживают в памяти задания. Детям даётся много знаний, понятий, они не могут высидеть положенное время и в результате, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Увеличивается истощаемость и снижается работоспособность ребёнка.
Основная цель использования сказкотерапии: нормализация эмоционального состояния детей, развитие познавательных способностей, речевой функции, и связанных с ней психических процессов.
Основные задачи в работе с детьми с ОВЗ:
1. Развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам, сочинять свои.
2. Воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
3. Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Я использую различные методические приемы: беседы, словесные, настольно-печатные и подвижные игры, рисование сказки, проигрывание. Применяя в своей работе элементы сказкотерапии, учитываю следующие особенности:
•индивидуальный подход к каждому ребенку (повышенная возбудимость, непосредственность, эмоциональность)
•речевой статус,
•возрастные и психофизические возможности. (Приложение № 2).
Вывод: Можно с уверенностью сказать, что сказкотерапия является основой профилактики и коррекции речевых и психических расстройств у детей дошкольного возраста.
Пескотерапия
Ещё одним инновационные методом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи является песочная терапия.
Использую разнообразные игры с песком:
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;
- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий воспитателя в песочнице с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками) (Приложение № 3).
Вывод:
Использование инновационных форм и методов работы с детьми ОВЗ помогает справиться с проблемами в развитии, повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, способствуют положительной динамике в обучении и воспитании детей.