Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Гласный звук [а] и буквы Аа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия по развитию речи

на тему:

Гласный звук [а] и буквы Аа.

Выполнила: воспитатель Бабаева Е. М.

Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа.

Цель:

Образовательная: - познакомить детей со звуком [а], буквами А, а.

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а], узнавать графический

образ букв.

Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание работать сообща.

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского "Айболит».

Оборудование: компьютер, проектор, счетные палочки, цветные карандаши, пластилин, карточки со стихотворением, буквы, книга К. Чуковский "Айболит».  Ход занятия.I. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!

II. Формулирование темы занятия.

-Здравствуйте ребята. Наше занятие начнем с игры

1.Игра называется «Подскажи словечко».

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Это доктор………….(Айболит). (ответ детей)

-Правильно!

- Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

-Ребята, а что вы говорите, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)

- Как мама укачивает своего малыша? (Аа-аа-ааа…)

- Предлагаю сейчас всем спеть эту песенку. (дети хором поют Аа-аа-ааа…)

-Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомимся на занятии? (звуком А)

- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а].

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему же его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай, болит!»)

-А каких зверей он лечил?

Дети называют зверей, а воспитатель вывешивает картинки.

- А теперь назовите только тех из них, в названии которых слышится звук [а].

(Обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Очень хорошо!

- А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». ( Воспитатель предлагает детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат звук [а].)

( Аист, акула, стол, астра, тетрадь, азбука, нож, трава, гусь, санки, арбуз, потолок, аптека, апельсин, , абрикос, стены, банан, , ананас, дождь, лиса.)

-Молодцы!

-Ребята, звук [а] обозначают буквой А.

-А теперь познакомимся с этой буквой. (На доске высвечивается заглавная буква А и строчная буква а)

- Первая - заглавная буква-А, вторая - строчная буква а.

Дети рассматривают буквы.

2. Чтение воспитателем стихотворения.

-А сейчас прослушайте стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

Дети с воспитателем еще раз рассматривают букву А.

III. Изучение нового материала.

- Ребята, Звук [а] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте.

Дети совместно с воспитателем поют аааа – ааа – ааааа…

- Мы используем голос, чтобы произнести звук [а]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.

Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали «гласными».

2.Разминка.

-А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

-Очень хорошо!

3.Ребята, назовите, что изображено на картинке? (Высвечиваются картинки: Арбуз, апельсин, ананас, астра)

- С какого звука они начинаются? (Все слова начинаются со звука [а]).

- Молодцы! А теперь поиграем в такую игру:

4. «Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

Я большой, как мяч футбольный,

Если спелый, все довольны.

Так приятен я на вкус,

И зовут меня….(арбуз)

-Правильно, арбуз.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявший пыль,

Побежит …(автомобиль)

-Молодцы! С заданием справились.

-Ребята! Звук [а] на письме обозначается буквой А а. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.

Детям предлагаются раскраски с заглавной А и строчной буквой а.

-А теперь придумайте слова со звукам [а].

Мама, папа, каша, кошка, рыба, аист.

-Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам самим сделать букву А.

- Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки, пластилин.

Дети выкладывают или лепят букву А.

- Напишите букву А в воздухе.

- Молодцы! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса, громче, тише, еще тише, шепотом.

IV. Физминутка.

-А теперь ребята, немножко отдохнем.

Дети повторяют за «аистом» все движения:

– Аист, аист, длинноногий,Покажи домой дорогу.Аист отвечает:– Топай правою ногой, Топай левою ногой.Снова — правою ногой,Снова — левою ногой,После — правою ногой,После — левою ногой,Вот тогда придешь домой. 

V. Закрепление.

-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поможем аисту.

1.Помоги Аисту собрать все буквы А, а.

-С какого звука начинается слово «аист»? (со звука А)

На столе разложены разные буквы, дети собирают только букву А,а

-Молодцы! Вы помогли аисту собрать буквы.

-А теперь аист дает вам задание.

2. Зачеркни все буквы А (а) в стихотворении.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге – буквы и слова.

Аист видит букву А.

И, надев, очки на нос,

Он читает: - АБ-РИ-КОС.(У каждого ребенка карточка со стихотворением и карандаш)

-Очень хорошо.

- Ребята звук, буква «А» могут находиться в слове в разных местах: в начале, в середине и в конце.

3. Игра «Найди звук. – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз - встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем, доска - хлопаем.

-Молодцы! Нашли все звуки.

-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием.

5. Вы должны запомнить слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Воспитатель читает сказку Г. Юдина «Почему А первая?»

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

- Что же это делается, а?- шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

- Все правильно,- молча думали гласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

-Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

- Это, какое же такое слово? – не унималась Я.

- Агу, - сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

-Так! - сказал твердый знак.

Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.

-Какие слова вы запомнили?

-Молодцы! Много слов вы запомнили.

VI. Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Что особенно запомнилось. Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

В конце занятия воспитатель произносит строки:

Ножка, ножка и черта-

Получилась буква «А».

С этой буквой подружись

И скорей читать учись!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области