Конспект занятия по развитию речи
на тему:
Гласный звук [а] и буквы Аа.
Выполнила: воспитатель Бабаева Е. М.
Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа.
Цель:
Образовательная: - познакомить детей со звуком [а], буквами А, а.
и их употреблением в речи, учить выделять из слов
на слух гласный звук [а], узнавать графический
образ букв.
Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание работать сообща.
Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского "Айболит».
Оборудование: компьютер, проектор, счетные палочки, цветные карандаши, пластилин, карточки со стихотворением, буквы, книга К. Чуковский "Айболит». Ход занятия.I. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!
II. Формулирование темы занятия.
-Здравствуйте ребята. Наше занятие начнем с игры
1.Игра называется «Подскажи словечко».
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор………….(Айболит). (ответ детей)
-Правильно!
- Кто такой доктор Айболит?
-Молодцы! Он лечит больных зверей.
-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)
-Ребята, а что вы говорите, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
- Как мама укачивает своего малыша? (Аа-аа-ааа…)
- Предлагаю сейчас всем спеть эту песенку. (дети хором поют Аа-аа-ааа…)
-Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомимся на занятии? (звуком А)
- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а].
-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему же его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай, болит!»)
-А каких зверей он лечил?
Дети называют зверей, а воспитатель вывешивает картинки.
- А теперь назовите только тех из них, в названии которых слышится звук [а].
(Обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)
-Очень хорошо!
- А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». ( Воспитатель предлагает детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат звук [а].)
( Аист, акула, стол, астра, тетрадь, азбука, нож, трава, гусь, санки, арбуз, потолок, аптека, апельсин, , абрикос, стены, банан, , ананас, дождь, лиса.)
-Молодцы!
-Ребята, звук [а] обозначают буквой А.
-А теперь познакомимся с этой буквой. (На доске высвечивается заглавная буква А и строчная буква а)
- Первая - заглавная буква-А, вторая - строчная буква а.
Дети рассматривают буквы.
2. Чтение воспитателем стихотворения.
-А сейчас прослушайте стихотворение про букву А.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
Дети с воспитателем еще раз рассматривают букву А.
III. Изучение нового материала.
- Ребята, Звук [а] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте.
Дети совместно с воспитателем поют аааа – ааа – ааааа…
- Мы используем голос, чтобы произнести звук [а]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.
Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали «гласными».
2.Разминка.
-А теперь вместе со мной повторяем:
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
-Очень хорошо!
3.Ребята, назовите, что изображено на картинке? (Высвечиваются картинки: Арбуз, апельсин, ананас, астра)
- С какого звука они начинаются? (Все слова начинаются со звука [а]).
- Молодцы! А теперь поиграем в такую игру:
4. «Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
Я большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны.
Так приятен я на вкус,
И зовут меня….(арбуз)
-Правильно, арбуз.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль)
-Молодцы! С заданием справились.
-Ребята! Звук [а] на письме обозначается буквой А а. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.
Детям предлагаются раскраски с заглавной А и строчной буквой а.
-А теперь придумайте слова со звукам [а].
Мама, папа, каша, кошка, рыба, аист.
-Молодцы!
- А сейчас я предлагаю вам самим сделать букву А.
- Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки, пластилин.
Дети выкладывают или лепят букву А.
- Напишите букву А в воздухе.
- Молодцы! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса, громче, тише, еще тише, шепотом.
IV. Физминутка.
-А теперь ребята, немножко отдохнем.
Дети повторяют за «аистом» все движения:
– Аист, аист, длинноногий,Покажи домой дорогу.Аист отвечает:– Топай правою ногой, Топай левою ногой.Снова — правою ногой,Снова — левою ногой,После — правою ногой,После — левою ногой,Вот тогда придешь домой.
V. Закрепление.
-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поможем аисту.
1.Помоги Аисту собрать все буквы А, а.
-С какого звука начинается слово «аист»? (со звука А)
На столе разложены разные буквы, дети собирают только букву А,а
-Молодцы! Вы помогли аисту собрать буквы.
-А теперь аист дает вам задание.
2. Зачеркни все буквы А (а) в стихотворении.
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев, очки на нос,
Он читает: - АБ-РИ-КОС.(У каждого ребенка карточка со стихотворением и карандаш)
-Очень хорошо.
- Ребята звук, буква «А» могут находиться в слове в разных местах: в начале, в середине и в конце.
3. Игра «Найди звук. – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.
1-й раз – арбуз - встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,
2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем, доска - хлопаем.
-Молодцы! Нашли все звуки.
-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием.
5. Вы должны запомнить слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.
Воспитатель читает сказку Г. Юдина «Почему А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а?- шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали гласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это, какое же такое слово? – не унималась Я.
- Агу, - сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так! - сказал твердый знак.
Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.
-Какие слова вы запомнили?
-Молодцы! Много слов вы запомнили.
VI. Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Что особенно запомнилось. Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
В конце занятия воспитатель произносит строки:
Ножка, ножка и черта-
Получилась буква «А».
С этой буквой подружись
И скорей читать учись!